Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

                Два вида законов.

Законы природы, на основе слепо действующих стихийных сил, существуют независимо от человека

Законы общества, существуют на основе целесообразной деятельности человека.

                Категории есть универсальные понятия, которыми оперирует ф, их специфика в

1.        они являются элементами д., фундаментальными и наиболее общими понятиями.

2.        Они отражают всеобщие св-ва и отношения объективной реальности.

3.        Они выступают ступенями познания мира.

Категории – это формы мысли в которых сконцентрированы и закреплены результаты практической и познавательной деятельности людей, поэтому они выступают узловыми пунктами познания.


Важные категории образующие систему познания мира:

Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.

Явление – это непосредственнно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит и от строения и действия органов чувств субъекта познания.

И сущность и явление существуют объективно, и то и другое суть атрибуты объекта, но явление есть функция, зависящая от двух величин – объекта и его данности субъекту, а сущность есть собственно объективное качество объекта.

Кант поставил вопрос о том, возможно ли прорваться сквозь завесу явлений к сущности объекта. Гегель признавал возможность познания сущности. Агностики считали мир непознаваемым.

Единство этих категорий означает единство онтологии и гносеологии, т.е. единство мира и мышления о нем. Рассматривая явления и их совокупность, человек приближается к их сущности, никогда не исчерпывая ее до конца.

Единичность есть категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность.

Общее – это единое во многом.

Всякое общее свойство имеет равное отношение к сущности сопоставляемых единичных явлений. Но общее не равно сущности, т.к. общее соотносится лишь с каким-либо одним атрибутом сущности.

Объективные идеалисты отрывают общее от единичного и превращают его в то, что предшествует единичному.

Общее привязано к единичному, т.к. оно не существует и не дано нам иначе, как через единичное.

Категория особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении.


Случайность – такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами.

Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения.

Необходимость и случайность могут быть внешними и внутренними, т.е. порожденные собственно природой объекта или стечением внешних обстоятельств.

Необходимость – это существенная черта закона. Основная цель познания – выявить закономерное.


Действительность – то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития.

Возможное – это тенденция или, вернее, пока еще скрытые тенденции развития наличной действительности.

Категория действительности вбирает в себя все возможности, т.к. последним просто негде быть как только не в действительности. При этом действительность и возможность – противоположности. Возможность чего-либо – не фактическая действительность и, быть может, ей никогда не суждено стать таковой. В зависимости от силы лежащей в них необходимости возможности могут быть перспективными, малоперспективными и формальными.

Вероятность – это мера объективной возможности, степень возможной реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности.

Вероятность какой-либо возможности есть число между 0 и 1.


Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития.

Форма – тождественный содержанию способ его выражения.

Единство формы и содержания выявляется в том, что то или иное содержание “облачается” в определенную форму. (Жидкость в невесомости принимает форму шара. Качественно различные по своему содержанию процессы жизнедеятельности породили множество форм растений и животных). Как нечто органичуется зависит от того что организуется: форму определяет само содержание, а не какая-то внешняя сила. Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания. Этот процесс осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании фрмы от содержания.

Д как всеобщая теория развития находит своё выражение  во всеобщих принцыпах, законах, категория, взаимосвязанных между собой в определённую систему.

Функции категорий

1.        Мировозренческую (к являются средствами формирования духовного мира человека)

2.        гносеологическая (к выступают ступенями познания мира)

3.        логическая (к представляют собой формы мышления)

4.        онтологическая (к отражение действительного мира)



Вступление к следующим 3-м вопросам

 Диалектический метод были разраб-ный Гегелем и предполагал рассм-ние всех процессов и явлений во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности развития., хотя этот метод встречался и до Гегеля . Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора . Родоначальниками диалекти­ки можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалек­тика разрабатывалась в философии как метод анализа дей­ствительности(учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и т. Д). Однако только Гегель придал ди­алектике наиболее совершенную форму.

Гегель хар-вал диалектику как движ. душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диал-кий анализ всех важнейших ка­тегорий фил. и сформировал три основных закона

18 Закон взаимопроникно­вения противоположностей

(из Радугина)

 Закон взаимопроникно­вения противоположностей  вскрывает в развитии его внут­ренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития,  является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. Для понимания этого  закона следует рассмотреть категоририи: Тождество—категория выражающая равенство объ­екта самому себе или неск-их объектов друг другу. Различие — это категория, выраж-ая отношение нера­венства объекта самому себе или объектов друг другу. Про­тивоположности — это категория, отражающая взаимоот­ношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга.

 Про­тиворечие—это процесс взаимопроникновения и взаимоот­рицания противоположностей. Противоречия, являются внутренней основой развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Описание этого процесса. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия. В на­чале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, переходят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным образом отлича­ются друг от друга, но своими действиями, функциями од­новременно обуславливают и исключают друг друга. Разви­тие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы проти­воположностей. Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противосто­янием сторон, разрешается переходом противоположнос­тей не только друг к другу, но и в более высокие формы раз­вития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное из­менение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникно­вение новых, иных противоречий, присущих объекту ново­го качества.

!!!Ленин переформулировал закон –закон единства и борьбы противоположностей.-развитие объективной реальности и процесс ее познания , все формы человеческой активности осуществляются путем раздвоенияединого на различное и противоположное , а взаимодействие противоположных сил характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой стороны  состовляет внутренний импульс ее изменения, развития.


19 Закон взаимного перехода количественных и каче­ственных изменений

(из Радугина)

Закон взаимного перехода количественных и каче­ственных изменений

 Описывает механизм саморазвития. Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество — это внутрення определенность предмета, явление, которое характе­ризует предмет или явление в целом.  Качество любого предмета, явления, по Гегелю, опре­деляется через его свойства. Свойства предмета — это спо­собность его определенным образом соотноситься, взаимо­действовать с другими предметами. То есть свойства прояв­ляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Свойство — это проявление качества в одном из многих отно­шений данной вещи к другим вещам.

Качество выступает как внутреннее основание всех свойств присущих данной вещи, по это внутреннее основа­ние проявляется только при взаимодействии данного пред­мета с другими предметами. Число свойств у каждого пред­мета теоретически бесконечно, ибо в системе универсально­го взаимодействия Возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны Количество - это внешняя для бы­тия определенность, нечто относительно безраз­личное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т. д.  Качество и коли­чество –это взаимопроникающие противоположности ( нет качества без количественных характерис­тик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.