Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

1. Философия в контексте духовной культуры человечества.

(Фролов, Радугин)

Что такое духовная культура?

Новиков: Духовная культура человечества включает в себя массив опыта человечества, отношение людей и общества к природе и жизни. Многообразие форм жизнепроявления определяет многообразие форм сознания.

Духовная культура представляет собой лишь определенную сторону, "срез" духовной жизни, в известном смысле ее можно считать ядром духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру. Особое место в системе духовной культуры занимает религия. В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания.


Рассмотрим, каим образом происходило становление философии в системе духовной культуры.

1) Ф. как теоретический уровень мировоззрения.

 Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человекак к миру ивыступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Исторически первой формой мировоззрения является мифология – образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Другая мировоззренческая форма, существовавшая уже на ранних стадиях человеческой истории – религия. Эти формы мировоззрения носили духовно-практический характер и были связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. По мере развития человеческого общества, совершенствования познавательного аппарата стала возмодной новая форма освоения мировоззренческих проблем, носящая не только духовно-практический, но и теоретический характер. Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия – это теоретический уровень мировоззрения.

2) Ф. как универсальное теоретическое познание.

По мере накопления эмпирического материала и совершенствования методов научного исследования происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности, становление конкретных наук и вместе с тем обретение философией нового облика, изменение предмета, метода и функций. Философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. В этих условиях четко обнаружилась функция философии как формы универсального теоретического познания. Ф. – это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Другая важная особенность философии – субстанциализм – стремление философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое, устойчивое начало. Основная проблема, с которой так или иначе связаны различные проблемы философского мировоззрения – отношение мира и человека.

3) Маркс: Ф. как форма социально-исторического знания.

В историко-философской традиции до Маркса прочно закрепилось представление о философском разуме как носителе “высшей мудрости”, как верховной интеллектуальной инстанции, позволяющей глубинно понять все существующие, некие вечные его принципы. В свете новых материалистических взглядов на общество, к которым пришел Маркс, представление об особом, сверхисторической позиции философского разума стали принципиально невозможны. В традиционном образе философии Маркса не удовлетворял значительный отрыв от действительной жизни, от проблем современности. Философия должна учитывать формы исторического развития и указывать пути, идеалы, цели на основе анализа этого опыта. Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем – практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки. Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения.

Философия в системе культуры: Философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система, Гегеля включала:

-          философию природы

-          философию истории

-          философию политики

-          философию права

-          философию искусства

-          философию религии

-          философию морали

Отражая открытый характер философского постижения мира культуры, этот перечень может бесконечно расширяться, добавляя новые разделы философского миропонимания.

При этом нельзя рассматривать какой-либо аспект философского исследования в отвлечении от всего остального комплекса вопросов.


2. Предмет и функции философии.

Ф. – это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления и на самостоятельности предмета философии.

Ф. – наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие, так и мышление человека, процесс познания.

Ф. не обладает предметом в конкретном смысле этого слова, как естественные науки, но предмет у философии есть и невозможность его локализации есть его специфическая особенность.

Ф. - это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

Функции философии:

В соответствии со статусом всеобщей науки философия выполняет две основные функции:

Мировоззренческая функция. Мировоззрение – теоретическое отношение к сущему с позиций должного. В стр-ру М. входят знания, ценностные ориентации, убеждения и идеалы. Основу М. составляют знания. Наиболее выдающаяся роль в формировании мировоззренческого каркаса  принадлежит Ф., ибо Ф. и возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Т.о., философия – теоретическое ядро мировоззрения. Ф. образует основу научной картины мира. Ф. составляет методологическую основу М.

Методологическая функция Ф. заключается в направляющем действии на науки, что обусловливает их развитие оптимальным образом, помогает им преодолевать трудности своего развития. Ф. образует универсалную методологическую основу. С любой специальной наукой философия относится не как целое с частью,  а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.

Еще выделяют практически-деятельную функцию Ф., которая заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействие на окружающий мир и на самого человека.

3. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

Основной вопрос Ф. – вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований бытия мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса Ф. – онтологическую. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они разделились на материалистов и идеалистов.

Материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, извечен, несотворен, бесконечен во времени и пространстве, материя – первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи – мозга, сознание – вторично. М. в своем развитии прошел ряд существенных этапов: от наивного в древности, через механистический и метафизический к высшей форме – диалектическому материализму. Ленин: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. Это определение содержит ответ на основной вопрос философии.

Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Объективный И. Исходит из того, что над миром господствует духовнге начало, мировой разум, который изначально дан как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные предметы и процессы, обусловливает их реальное существование. С точки зрения субъективного И., объективный мир, независимый от человека, не существует, он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятия. Основополагающая идея субъективного идеализма – вещи суть комплексы ощущений и существовать, быть – значит быть воспринимаемым органами чувств человека.

Есть еще дуализм, признающий дух и природу, сознание и материю, мышление и бытие двумя самостоятельными началами.

Вторая сторона основного вопроса Ф. – гносеологический аспект – вопрос о том, как относятся наши мысли об окружающем мире к самому окружающему миру, как соотносится содержание нашего сознания и объективная действительность.

Метриализм: сознание производно от объективно существующей материи, человек способен познать мир, наши знания соответствуют материальным объектам.

Объективный идеализм: также считает, что мир познаваем, исходя из того, что в действительном мире мы познаем то содержание, которое является реальным воплощением идеального начала и основания мира.

Агностицизм: человек не может иметь достоверных знаний, поскольку реальный мир для него – всего лишь мир его ощущений. Мир принципиально непознаваем.


4. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика.

Среди всего многообразия научных методов  можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуя ее специфическую бласть исследования. Эти методы называются частнонаучными. Общенаучные методы используются группой наук. Ф. являет собой всеобщий метод, т.к. предметом ее исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым путем разрешения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.