Рефераты. Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

Формы общественного сознания философия, по­литика, право, нравственность, эстетическое сознание, религиоз­ное сознание и наука. Все, кроме философии, формы общест­венного сознания можно с некоторой долей условности разделить на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различ­ными социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим стержнем здесь является исход­ное отношение «субъект — объект», то есть многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных взаимо­отношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно между этическими и эстетическими катего­риями.


 

28 Гуманизм как сердцевина проблематики научной философии

(Философский словарь Булатов  Радугин)


Гуманизм (лат. humanus—чело­вечный) — совокупность взглядов, вы­ражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как лич­ности, заботу о благе людей, их все­стороннем развитии, о создании благоприятных для человека условии обще­ственной жизни. Гуманизм — антипод всякого рода фанатизма, ригоризма, нетерпи­мости, неуважения т. эр. и знаний других.

Первые проявления гуманизма можно заметить на этапе раннего христьянства, у которого на знаменах были написаны истинно гуманистические лозунги (Для бога нет богатых и бедных Пред богом все равны (Что-то такое говорил Новиков))

Гуманизм в научной философии складывается в эпоху  Возрождения (15—16 вв.) -- Гуманисты провозгласили свободу че­ловеческой личности, выступали про­тив религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетво­рение земных потребностей. Крупней­шие гуманисты эпохи Возрождения — Петрарка, , Эразм Роттердамский, Бру­но, Ф. Рабле, Ф. Бэкон Гуманисты  утверждали новую систему духовных ценностей, главным в которой было провозглашение превосходства личных достоинств и личного благородства над происхождением, сословным благородством по крови .Критерием личного благ и достоинствава выступает духовная культура.

Гуманизм  достиг своего расцвета в произв. просветителей 18 в.,(Вольтер Руссо ) провозгласивших лозунги свободы, равенства и братст­ва, защищавших право людей на беспрепятственное развитие их «естест­венной природы». Однако даже в лучших своих проявлениях гуманизм  нового времени ограничен, т. к. он основывает гума­нистические идеалы на частной собственности и индивидуализме. Отсюда неразрешимое  проти­воречие между лозунгами гуманизма и их ре­альным осуществлением в капитали­стическом обществве.  Почти с самого начала внутри гуманизма  выделилось течение, представители к-рого — Мор, Кампанелла, Мюнцер  сторонники утопического социализма . Они видели антигуманистический ха­рактер об-ва, критиковали его поро­ки, требовали имущественного равен­ства, но, не зная объективных зако­нов истории, не могли вскрыть реаль­ных путей и средств достижения спра­ведливого об-ва. (Пример Кампанелла «Горд солнца» -создал идеальное общества, где отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация жизни и быта под властью жрецов)

Апогеем развития гуманизма в научном познании явились работы  К Маркса Его работы пронизаны истинным гуманизмом.  Под влиянием Л. Фейербаха написана важнейшая pабота того времени «Экономическо-философские рукописи 1844 года». В этой работе Маркс выступает в защиту гуманиз­ма, основанного на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации этой .сущности, по Марксу, препятствуют различные виды человеческого отчуждения: отчуждение человека от природы, отчуждение от своей соб­ственной «родовой» сущности, отчуждение человека от чело­века и отчуждение человека от общества. В основе всех форм отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.

Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвое­ния человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям. На основе концепции присвое­ния он создает грандиозное по гуманистическому пафосу учение общественно-исторической, предметно-практичес­кой сущности человека. В этой концепции он стремится представить человеческую деятельность как глобальный процесс очеловечивания мира, преобразующего природу «по мерке каждого вида», то есть в соответствии с самими за­конами природы и, в то же время, налагающего на природу свои характеристики, без чего природа не смогла бы возвы­ситься до человека, стать фактором человеческого бытия.

Свою теорию Маркс назвал «Теория действительного гуманизма»


29. Идея целостности человека как выражение гуманизма

Какие бы науки ни занимались изучением человека, их ме­тоды всегда направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрас­но понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их по­мощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы.

Человек представляет собой целостное единство био­логического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социаль­ного, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интег­ральное единство, приводящее к возникновению новой качест­венной ступени — человеческой личности.

Ориентация на человека являлась важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения. Если в центре вни­мания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века — религиозная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план вышла светская жизнь, де­ятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понималась как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Мировоззрение людей эпохи Возрождение носит ярко выра­женный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окру­жающего мира. При этом проповедуется уважение достоинства и прав человека, забота о благе людей, их всестороннем развитии.

Продолжил эту традицию Фейербах. Натурализм в системе Л. Фейербаха носит антропологи­ческий характер. В центре философии, по его мнению, должен нахо­диться человек как высшее существо природы. «Новая философия превращает человека, включая в природу как базис человека, в единственный универсальный и высший предмет философии». Философское учение Л. Фейербаха является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия. Фейербах отвергает подход к чело­веку со стороны классиков немецкого идеализма, рассматривающих человека, по преимуществу, как духовное существо.



30. Движущие силы социального развития


Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под воздействием определенных объективных законов. История общества представляет собой закономерный процесс. Но как же вписывается в этот процесс деятельность людей, что движет людьми и побуждает их к социальной деятельности ? В самом общем виде ответ на этот вопрос можно выразить следующим образом: люди живут в определенных условиях, в определенную эпоху. У каждого из них существуют свои взгляды, представления и интересы. Как отдельные индивиды так и большие группы людей руководствуются в своих действиях прежде всего своими интересами. Но от чего зависят эти интересы и почему они бывают различными? Проблема интересов, их сущности и роли занимала большое место в размышлениях философов разных времен и поколений. Идеалистически мыслящие философы пытались связать их либо со ступенями самопознания абсолютной истины (Гегель), либо с божественными предначертаниями. Философы материалистического направления исходили из того, что интересы людей зависят от того, в каких условиях они живут, какое положение занимают в системе материального производства, в социальной системе общества в целом. Каждый преследует в жизни как будто бы только свои собственные цели. Но, с другой стороны, любой индивид принадлежит к той или иной, а чаще к целому ряду социальных общностей: классам, нациям и народностям, семьям и т.д. И как частица той или иной общественной группы, он связан с другими людьми, входящими в эти социальные объединения общими условиями существования, сходным образом жизни, а значит и общностью интересов. Положение общественных групп в системе материального производства, образ жизни, материальные условия существования - это те факторы, которые в конечном счете определяют интересы людей, их поведение в обществе. Ф.Энгельс писал, что "экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы". Интересы являются мощной побудительной силой, заставляющей действовать исторических субъектов, т.е. отдельных индивидов, классы, нации или другие общественные группы. Поскольку положение классов, социальных групп в системе экономических отношений неодинаково, различны и их интересы. Борьба за реализацию потребностей класса, группы и выступает как борьба за удовлетворение их интересов. При этом различают интересы основные и неосновные, материальные и духовные.

Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению движущих сил развития общества на разных этапах истории. Движущей силой исторического процесса, является деятельность всех его "участников" - и социальных общностей, и индивидов, и выдающихся личностей. На основе их совокупной деятельности и развивается история общества. Понятие "субъект исторического процесса" достаточно емкое и вместе с тем широкое. История есть результат деятельности всех индивидов и общностей, поэтому все они, хотя и по-разному, выступают в качестве субъектов истории и ее движущих сил. Но до уровня субъекта поднимаются те и тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. При этом общая тенденция исторического процесса состоит в том, что в сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность (или социальная группа, если у нее есть общие интересы и цели), действующая сознательно и ответственная за свои поступки. Люди сами творят свою собственную драму - историю, причем побуждают их к историческому действию их потребности и интересы. Общество, таким образом, выступает как саморазвивающаяся система. Источником же общественного саморазвития является социальные противоречия, а движущими силами - субъекты истории и те средства, факторы, которые обеспечивают разрешение этих противоречий и поступательное движение общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.