Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в чистом виде. Оно образуется во взаимодействии единичных, отдельных вещей, явлений, выражая их существенную общность. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключая в себе не только самобытные, но и общие черты этой общности.
Особенное — важный момент движения познания в глубь объекта, выражает специфическое единство, синтез общего и единичного (отдельного, индивидуального).
Всеобщее — отражает необходимые качества и свойства, присущие всей действительности, миру как целому. Всеобщее — такое общее, которое не может выступать исключительно в роли особенного.
Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительности. Самым общим его выражением служит опыт диалектического применения категорий «сущность» и «явление». Сущность — совокупность внутренних, необходимых свойств и качеств системы, от них зависят все явления, в которых она выражается. Явление -форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности и ее системной структурированности.
Явление и сущность — диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение проявляется в том, что внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости.
Категории явления и сущности тесно связаны между собой. Одно из них предполагает другое: сущность является, явление — существенно. Диалектический характер этих понятий проявляется в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого-то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка, и т.д. Явление и сущность — понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. В своем конкретном виде процесс раскрытия, понимания сущности проявляет
Государственная библиотека
1)98
41
себя в познании структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования и развития.
Философскими понятиями, с помощью которых раньше всего и достаточно продолжительное время осмысливалось мироустройство бытия, служили «часть» и «целое». Это не совпадающие, противоположные категории. Целое — интегрированное качество внутренней существенной связи элементов, форм взаимодействия, не сводящееся к сумме составляющих его частей. Часть — элемент целого (целостности), необходимо заключающий в себе его специфичность.
Тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей, набору свойств частей, его составляющих, заключается в связи, объединяющей предметы в сложные системные комплексы, во взаимовлиянии частей. Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным внутренним строением, как единство частей в многообразии их взаимосвязей. Целостность представляет высший уровень зрелости и полноты развития явления, процесса. Обогащение категорий «часть — целое» понятием связи открывало путь к развитию представлений об упорядоченности бытия.
Понятием, с помощью которого осмысливается упорядоченность мира и его составляющих, является понятие формы, неразрывно связанное с понятием содержания. Содержание — это внутреннее существенное единство всех элементов, сторон, систем и подсистем и т.п. в их взаимодействии, образующих данный качественно определенный предмет, явление, процесс. Форма — философская категория, выражающая: а) способ существования определенного содержания в его различных модификациях; б) внутреннюю организацию содержания, его структуру. Форма играет активную и незаменимую роль в структурировании, функционировании и развитии данного содержания. «Содержание» и «форма» — понятия диалектические: содержание оформлено, а форма содержательна, как пояснял Гегель. Форма не есть что-то поверхностное, внешнее. Она — фактор внутренней организации того или иного явления, процесса. Форма закрепляет определенную ступень в развитии явления, тем самым обеспечивая накопление изменений и возможность дальнейшего развития.
Необходимость и случайность также диалектические категории. Необходимость сначала осознается как свойство причинно-следственной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания содержание понятия «необходимость» уточняется и расширяется. Необходимыми начинают считаться не только причинные связи, но и всякие другие, неизбежно наступающие при определенных условиях, и не только связи, но и стороны, свойства, по природе присущие ис-
42
следуемым материальным образованиям. Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование или духовно-практические структуры, типически повторяющиеся при сходных обстоятельствах в человеческом бытии. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, т.е. обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же случайных свойств и связей вовсе не обязательно, они могут наступить, но могут и не наступить. Бывают «чистые» случайности как точки внезапного пересечения необходимостей разного рода, а бывают как форма проявления необходимости.
В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с отношением возможного и действительного, с превращением первого во второе.
Причинно-следственные отношения, реализующие принцип причинности, возникают тогда, когда явление—причина порождает случайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность — предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью.
В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, включая реальность явлений человеческой субъективности, духовного мира человека в психологическом аспекте. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях. Действительность отдельного конкретного материального объекта — это его актуальное бытие.
Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения и будущего развития. Примат в этой паре катего-
43
рий принадлежит действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности.
Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития. Действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени. Механизм этого становления может быть понят только на основе действия законов диалектики. Развитие характеризуют три таких закона: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник, импульс развития. Развитие науки и социальной практики подтверждает, что мир «соткан» из диалектически противоречивых начал и тенденций, иерархии их многообразных отношений. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного изменяющегося предмета, процесса, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга (причем не только в разных, но и в одном и том же отношении); в) взаимопроникают и — при определенных условиях — переходят друг в друга. Это положительное — отрицательное, ассимиляция — диссимиляция, анализ — синтез, сотрудничество — конкуренция, правда — ложь, прекрасное — безобразное, право — беззаконие и т.п. Взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития, составляет диалектическое противоречие. Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития.
В развитии противоречий можно выделить следующие этапы, или состояния: гармония, оптимальное, стабильное развитие основных систем развивающегося целого, возникновение существенных различий и диспропорций, коллизия, дисгармония, конфликт, острый системный кризис, антагонизм, катастрофа. Разрабатываемое в последние десятилетия, преимущественно в эстетике, понятие гармонии начинает все в большей степени привлекать внимание специалистов по социальной философии. Развивающаяся система в состоянии гармонии характеризуется согласованностью частей и целого, их взаимоукреплением: полным раскрытием возможностей всех сторон целостности обеспечивается подлинно устойчивое, прогрессивное развитие по всем основным параметрам. Для достижения гармонии, безусловно, необходимо преодоление и изживание любых антагонизмов
44
и острых конфликтов, прочное обеспечение элементарного порядка, а затем высокой экономической и социальной эффективности политического строя, надежного роста нравственной и правовой культуры в обществе. Дисгармония связана с расшатыванием общих фундаментальных структур, с уродливым развитием одной из сторон противоречия за счет другой. Она характеризуется преобладанием разнонаправленности интересов. При конфликте такое состояние достигает предела, что ставит под вопрос само благополучие существования развивающейся системы. Только разрешение острых противоречий является источником оптимального развития. Противоречия преодолеваются, для этого требуются затраты вещества, энергии, информации, интеллектуальные, нравственные усилия, управленческие действия. Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Любое разрешение противоречия есть существенное качественное изменение в бытии, ведущее общество к подъему развивающейся системы на более высокий уровень, к обретению более совершенных и эффективных форм бытия. Закон взаимного перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и горизонты количественных изменений. Все понятия, выражающие данный закон, диалектичны и взаимно дополняют друг друга. Качество — это система важнейших, необходимых свойств предметов, теряя которые, предметы перестают быть тем, что они есть в своем необходимом бытии. Количество есть степень развития данного качества. Нет «чистого» количества, никак не связанного с качеством, и нет «чистого» качества, никак не связанного с количеством. Качество и количество внутренне связаны в мере. Именно мера служит для выражения и взаимосвязи качества и количества. Во всех областях действительности появление нового качества обусловлено определенными и специфическими количественными изменениями, накоплениями. Качественное изменение происходит в виде скачка. Скачок — переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других «количеств». Переход качественных изменений в количественные в процессе развития выражается в том, что качество:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13