Рефераты. Философия (аспирантура ГУУ)

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в чистом виде. Оно обра­зуется во взаимодействии единичных, отдельных вещей, явлений, вы­ражая их существенную общность. Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключая в себе не только самобытные, но и общие черты этой общности.

Особенное — важный момент движения познания в глубь объ­екта, выражает специфическое единство, синтез общего и единичного (отдельного, индивидуального).

Всеобщее — отражает необходимые качества и свойства, прису­щие всей действительности, миру как целому. Всеобщее — такое общее, которое не может выступать исключительно в роли особен­ного.

Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением поверхностных и глубинных уровней действительнос­ти. Самым общим его выражением служит опыт диалектического применения категорий «сущность» и «явление». Сущность — сово­купность внутренних, необходимых свойств и качеств системы, от них зависят все явления, в которых она выражается. Явление -форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности и ее системной структурированности.

Явление и сущность — диалектически связанные противополож­ности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение проявляется в том, что внешние, поверхностные черты предмета мас­кируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости.

Категории явления и сущности тесно связаны между собой. Одно из них предполагает другое: сущность является, явление — сущест­венно. Диалектический характер этих понятий проявляется в их гиб­кости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого-то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого пре­дела познания. Познание движется от явлений к сущности, углубля­ясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка, и т.д. Явление и сущность — понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. В своем конкретном виде процесс раскрытия, понимания сущности проявляет

Государственная библиотека

1)98

41

себя в познании структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования и развития.

Философскими понятиями, с помощью которых раньше всего и достаточно продолжительное время осмысливалось мироустройство бытия, служили «часть» и «целое». Это не совпадающие, противо­положные категории. Целое — интегрированное качество внутрен­ней существенной связи элементов, форм взаимодействия, не сводя­щееся к сумме составляющих его частей. Часть — элемент целого (целостности), необходимо заключающий в себе его специфичность.

Тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей, на­бору свойств частей, его составляющих, заключается в связи, объ­единяющей предметы в сложные системные комплексы, во взаимо­влиянии частей. Целостность выступает как обобщенная характе­ристика объектов, обладающих сложным внутренним строением, как единство частей в многообразии их взаимосвязей. Целостность пред­ставляет высший уровень зрелости и полноты развития явления, про­цесса. Обогащение категорий «часть — целое» понятием связи от­крывало путь к развитию представлений об упорядоченности бытия.

Понятием, с помощью которого осмысливается упорядоченность мира и его составляющих, является понятие формы, неразрывно свя­занное с понятием содержания. Содержание — это внутреннее су­щественное единство всех элементов, сторон, систем и подсистем и т.п. в их взаимодействии, образующих данный качественно опреде­ленный предмет, явление, процесс. Форма — философская категория, выражающая: а) способ существования определенного содержания в его различных модификациях; б) внутреннюю организацию содер­жания, его структуру. Форма играет активную и незаменимую роль в структурировании, функционировании и развитии данного содер­жания. «Содержание» и «форма» — понятия диалектические: содер­жание оформлено, а форма содержательна, как пояснял Гегель. Форма не есть что-то поверхностное, внешнее. Она — фактор внут­ренней организации того или иного явления, процесса. Форма за­крепляет определенную ступень в развитии явления, тем самым обес­печивая накопление изменений и возможность дальнейшего разви­тия.

Необходимость и случайность также диалектические категории. Необходимость сначала осознается как свойство причинно-следст­венной связи. Однако в ходе дальнейшего развития познания содер­жание понятия «необходимость» уточняется и расширяется. Необ­ходимыми начинают считаться не только причинные связи, но и вся­кие другие, неизбежно наступающие при определенных условиях, и не только связи, но и стороны, свойства, по природе присущие ис-

42

следуемым материальным образованиям. Необходимыми называют­ся те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, которые обусловлены внутренней природой элементов, со­ставляющих материальное образование или духовно-практические структуры, типически повторяющиеся при сходных обстоятельствах в человеческом бытии. Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, т.е. обусловленные внешними обстоятель­ствами, называются случайными. Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление же слу­чайных свойств и связей вовсе не обязательно, они могут наступить, но могут и не наступить. Бывают «чистые» случайности как точки внезапного пересечения необходимостей разного рода, а бывают как форма проявления необходимости.

В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с отношением возмож­ного и действительного, с превращением первого во второе.

Причинно-следственные отношения, реализующие принцип при­чинности, возникают тогда, когда явление—причина порождает слу­чайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возмож­ность — предпосылка возникновения того или иного явления, про­цесса, его потенциальное существование. Каждая материальная сис­тема, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью.

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, включая реальность явлений человеческой субъективности, духов­ного мира человека в психологическом аспекте. В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают кон­кретное бытие отдельного объекта в определенное время, в опреде­ленных условиях. Действительность отдельного конкретного мате­риального объекта — это его актуальное бытие.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возмож­ность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее сущест­вовавших возможностей. В категориях возможности и действитель­ности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его станов­ления, изменения и будущего развития. Примат в этой паре катего-

43

рий принадлежит действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна воз­можность не охватывает всей действительности.

Диалектика возможности и действительности придает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития. Действительность через порождение возможностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени. Механизм этого становления может быть понят только на основе действия законов диалектики. Развитие ха­рактеризуют три таких закона: единства и борьбы противополож­ностей, взаимного перехода количества в качество и отрицания от­рицания. Закон единства и борьбы противоположностей характери­зует источник, импульс развития. Развитие науки и социальной прак­тики подтверждает, что мир «соткан» из диалектически противоре­чивых начал и тенденций, иерархии их многообразных отношений. Под диалектическими противоположностями понимаются такие сто­роны, тенденции того или иного целостного изменяющегося пред­мета, процесса, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга (причем не только в разных, но и в одном и том же отношении); в) взаимопроникают и — при опре­деленных условиях — переходят друг в друга. Это положительное — отрицательное, ассимиляция — диссимиляция, анализ — синтез, со­трудничество — конкуренция, правда — ложь, прекрасное — без­образное, право — беззаконие и т.п. Взаимодействие противополож­ных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития, составляет диалек­тическое противоречие. Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития.

В развитии противоречий можно выделить следующие этапы, или состояния: гармония, оптимальное, стабильное развитие основных систем развивающегося целого, возникновение существенных разли­чий и диспропорций, коллизия, дисгармония, конфликт, острый сис­темный кризис, антагонизм, катастрофа. Разрабатываемое в послед­ние десятилетия, преимущественно в эстетике, понятие гармонии на­чинает все в большей степени привлекать внимание специалистов по социальной философии. Развивающаяся система в состоянии гар­монии характеризуется согласованностью частей и целого, их взаи­моукреплением: полным раскрытием возможностей всех сторон це­лостности обеспечивается подлинно устойчивое, прогрессивное раз­витие по всем основным параметрам. Для достижения гармонии, без­условно, необходимо преодоление и изживание любых антагонизмов

44

и острых конфликтов, прочное обеспечение элементарного порядка, а затем высокой экономической и социальной эффективности поли­тического строя, надежного роста нравственной и правовой культу­ры в обществе. Дисгармония связана с расшатыванием общих фун­даментальных структур, с уродливым развитием одной из сторон противоречия за счет другой. Она характеризуется преобладанием разнонаправленности интересов. При конфликте такое состояние до­стигает предела, что ставит под вопрос само благополучие сущест­вования развивающейся системы. Только разрешение острых про­тиворечий является источником оптимального развития. Противо­речия преодолеваются, для этого требуются затраты вещества, энер­гии, информации, интеллектуальные, нравственные усилия, управ­ленческие действия. Сами по себе противоречия еще не обеспечивают переход к новому качеству, т.е. развитие. Любое разрешение проти­воречия есть существенное качественное изменение в бытии, ведущее общество к подъему развивающейся системы на более высокий уро­вень, к обретению более совершенных и эффективных форм бытия. Закон взаимного перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при кото­рой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и горизонты количественных изменений. Все понятия, выражающие данный закон, диалектичны и взаимно дополняют друг друга. Ка­чество — это система важнейших, необходимых свойств предметов, теряя которые, предметы перестают быть тем, что они есть в своем необходимом бытии. Количество есть степень развития данного ка­чества. Нет «чистого» количества, никак не связанного с качеством, и нет «чистого» качества, никак не связанного с количеством. Ка­чество и количество внутренне связаны в мере. Именно мера служит для выражения и взаимосвязи качества и количества. Во всех облас­тях действительности появление нового качества обусловлено опре­деленными и специфическими количественными изменениями, на­коплениями. Качественное изменение происходит в виде скачка. Ска­чок — переход количественных изменений в качественные или пере­ход из одного качественного состояния в другое (в результате пре­вышения меры). Новое качество влияет на исчезновение одних и ста­новление других «количеств». Переход качественных изменений в количественные в процессе развития выражается в том, что качество:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.