59
ловечество стало основным геологическим фактором всех происходящих на земной поверхности изменений. Антропогенные процессы зачастую в десятки раз превосходят природные. Врываясь в устоявшиеся, хорошо пригнанные миллионами лет эволюции круговороты, потоки вещества и энергии нарушают их равновесие, искажают и ломают структуру взаимосвязи составляющих их звеньев, и в перспективе может распасться вся цепь этих процессов.
Такого допустить нельзя. Нужно позаботиться о структурном совмещении указанных круговоротов, так как через них обеспечивается саморегуляция природного процесса. Это может произойти не стихийно, а только в результате сознательной деятельности людей на основе познания и соблюдения требований экологических законов. Ныне объективная тенденция возрастающей власти человека над природой реализуется уже через свою противоположность — дальнейшее подчинение природе, требованиям присущих ей законов.
Сущность и главные тенденции развития отечественной науки в этом направлении, ее гуманистический, ориентированный на гармоническое единство человека с природой характер наиболее ярко отразились в творчестве В.И. Вернадского. Разработанная им концепция ноосферы содержит новый взгляд на природу, характер и метод ее научного познания, включающий человеческую субъективность, и имеет большое мировоззренческое значение.
Ученый показал, как происходит процесс перехода верхней, занятой живым существом оболочки планеты — биосферы, в новое состояние — ноосферу (от греческого «ноос» — разум). Ноосфера — это новая «оболочка Земли», новый этап развития человечества, «сфера разума», формирующаяся в результате синтеза научной, технической, культурной деятельности человека и естественных природных процессов.
В отличие от идеалистической религиозно-философской концепции ноосферы П. Тейяра де Шардена, рассматривавшего эволюцию человека как естественно-исторический процесс лишь до рубежа, который он называл «точкой Омега», где обнаружится божественный промысел и произойдет гармоническое слияние сознаний, Вернадский подчеркивал, что ноосфера создается научной мыслью и направляемым ею трудом, культурной энергией «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого», «в унисон с идеалами демократии» [9, с. 328]. В своем труде «Научная мысль как планетное явление» он писал: «Человек и в его индивидуальном, и в его социальном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается, пока человек существует...» [9, с. 32]. Для истинного торжества но-
60
осферы необходимо господство в самом человеке сил разума над низшими инстинктами, отмечал ученый. Конечно, человек в своих антропологических, социальных, исторических аспектах есть существо еще далеко не совершенное, в определенном смысле «кризисное». Тем не менее существует идеал высшего, духовного человека, который и движет им, ибо человек не только живет наличным бытием, но и постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому.
Ноосфера существует как историческая формирующаяся реальность. Ныне с каждым годом все интенсивнее развивается на планете информационный поток открытий, идей, художественных образов, знаний, концепций, проектов, программ, который дает нам конкретное представление о становлении ноосферы. Трудности и противоречия этого становления выражаются в явлениях хищнического истребления природы и ее ресурсов, в дисгармоничности шумных проектов и в их уродливой реализации.
Задача истинной гармонизации жизни человека и природы относится к отдаленным этапам развития человечества. Наше будущее прежде всего зависит от того, как будут согласованы «стратегия развития человека» и «стратегия человеческого отношения к природе» и будет ли обеспечено их коэволюционное развитие. Подлинная гармонизация взаимодействия человека с природой требует того, чтобы человек взял на себя нравственную ответственность за природу, за жизнь на Земле. Для этого необходима настоящая духовная революция. Можно указать на определенные предпосылки преодоления глобальных кризисных явлений. Первая из них — развертывание информационной революции как научной, технико-экономической основы преодоления преград к объединению человечества. Новые высокие технологии, новые математические средства, новые химические материалы, физические и технические орудия — все это поможет развитию системы образования, здравоохранения, воспитания подрастающих поколений.
Вторая предпосылка — утверждение глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Знание, не облагороженное вечными ценностями, идеей блага, не утверждающее справедливость, ненасилие, может привести к всеобщей гибели. Таковы основные предпосылки для выхода из глобального кризиса. При всех успехах науки, техники, технологий главная надежда связывается с самим человеком, с его способностью определить новые горизонты развития.
Будущее человека и общества — это поприще реализации тех возможностей, которые уже существуют в современном мире, а также
61
тех, которые со временем появятся. Высокие технологии конца века (электроника, информатика, космическое производство, биотехнологии и т.д.) выводят производство на новый уровень, принципиально отличный от предшествующей истории. Осмысляя их, мир бросает взгляд в свое обозримое будущее. В обществе, контуры которого только-только намечаются, новое и совершенно особое место будут занимать информация и знания. Такое общество в разных теоретических системах именуется неодинаково. В самом широком смысле чаще всего его называют информационным. В связи с этим необходимо более подробно остановиться на понятии «информация».
Еще недавно информацию понимали как передачу сообщения, как некий содержательный сгусток любого знания. В последнее время в связи с «электронно-компьютерной революцией» информация стала обозначать отраженное разнообразие, устранение неопределенности, вероятность выбора. Логически строгого общепринятого определения информации пока не существует. Полагая возможность развития общества как «информационного», мы тем самым утверждаем, что центр тяжести в «техносфере» и вообще во всей искусственной среде человеческого бытия перемещается с «энергетических» и «вещественных» аспектов на «информационные».
Эта терминология из лексикона компьютерной технологии приобретает более широкий смысл. Чем выше уровень технологии, информатизации общества, тем выше должна быть и степень развития самого человека. Соответственно развиваются новая цивилизация и новая гуманистическая культура, исходящая из того, что человек -«самоцель», высшая цель общественного развития. Будущее экономики, экологии, вообще человеческой жизни зависит прежде всего от того, каков интеллектуальный багаж людей и каков их духовный, нравственный облик.
Характеризуя грядущее общество как информационное, возникающее на основе компьютерной технологии, следует сделать одно важное дополнение. Как отмечают отечественные исследователи (например, Н. Моисеев, А. Урсул), это общество должно быть не только информационным, но и экологическим. Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем еще не решает всех противоречий взаимосвязи «общество — природа». Назревающий глобальный экокризис настоятельно требует от общества поворота в сторону решения коэволюционных задач, т.е. достижения сбалансированного отношения человечества к его природно-эколо-гической среде.
Литература
1.Богомолов А.С. Античная философия. — М., 1985.
2. Л о с е в А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -- М., 1990.
З.Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУП веков. -М., 1984.
4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. — М., 1974.
5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. — М., 1991.
6. Сумерки богов: Сб. статей / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм и др. — М., 1990.
7. Проблема человека в западной философии. — М., 1988.
8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.
9. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явле ние. — М., 1991.
10. М о и с е е в Н. Человек и ноосфера. — М., 1990.
И. С т е п и н В.С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992.
12. О России и русской философской культуре: Сборник. — М., 1990.
13. Антология мировой философии: В 4-х т. — М., 1969.
14. П л а т о н. Государство// Соч.: В 3-х т. Т. 3. — М., 1971.
15. А р и с т о т е л ь. Этика// Соч.: В 4-х т. Т. 4. — М., 1975.
16. С п и н о з а Б. Этика// Избр. произв.: В 2-х т. — М., 1957. Т. 1.
17. Р а с с е л Б. История западной философии: В 2-х т. — М., 1993.
18. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная фило софия// Соч.: В 2-х т. Т. 1. — М., 1988.
19. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Смысл твор чества. — М., 1989.
20. В е б е р М. Протестантская этика и дух капитализма// Избр. произв. — М., 1991.
21. Маркс К. Экономическо-философскиерукописи 1844года// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.
22. Ф р о м м Э. Иметь или быть. — М., 1990.
23. Фейербах Л. Лекции о сущности христианства// Избр. филос. произв.: В 2-х т. Т.2. — М., 1955.
24. Э н г е л ь с Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13