Рефераты. Философия (аспирантура ГУУ)

59

ловечество стало основным геологическим фактором всех происхо­дящих на земной поверхности изменений. Антропогенные процессы зачастую в десятки раз превосходят природные. Врываясь в устояв­шиеся, хорошо пригнанные миллионами лет эволюции круговороты, потоки вещества и энергии нарушают их равновесие, искажают и ломают структуру взаимосвязи составляющих их звеньев, и в пер­спективе может распасться вся цепь этих процессов.

Такого допустить нельзя. Нужно позаботиться о структурном со­вмещении указанных круговоротов, так как через них обеспечивается саморегуляция природного процесса. Это может произойти не сти­хийно, а только в результате сознательной деятельности людей на основе познания и соблюдения требований экологических законов. Ныне объективная тенденция возрастающей власти человека над природой реализуется уже через свою противоположность — даль­нейшее подчинение природе, требованиям присущих ей законов.

Сущность и главные тенденции развития отечественной науки в этом направлении, ее гуманистический, ориентированный на гармо­ническое единство человека с природой характер наиболее ярко от­разились в творчестве В.И. Вернадского. Разработанная им концеп­ция ноосферы содержит новый взгляд на природу, характер и метод ее научного познания, включающий человеческую субъективность, и имеет большое мировоззренческое значение.

Ученый показал, как происходит процесс перехода верхней, за­нятой живым существом оболочки планеты — биосферы, в новое состояние — ноосферу (от греческого «ноос» — разум). Ноосфера — это новая «оболочка Земли», новый этап развития человечества, «сфера разума», формирующаяся в результате синтеза научной, тех­нической, культурной деятельности человека и естественных природ­ных процессов.

В отличие от идеалистической религиозно-философской концеп­ции ноосферы П. Тейяра де Шардена, рассматривавшего эволюцию человека как естественно-исторический процесс лишь до рубежа, ко­торый он называл «точкой Омега», где обнаружится божественный промысел и произойдет гармоническое слияние сознаний, Вернад­ский подчеркивал, что ноосфера создается научной мыслью и на­правляемым ею трудом, культурной энергией «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого», «в унисон с идеалами демократии» [9, с. 328]. В своем труде «Научная мысль как планетное явление» он писал: «Человек и в его индивидуальном, и в его соци­альном проявлении теснейшим образом закономерно, материально-энергетически связан с биосферой; эта связь никогда не прерывается, пока человек существует...» [9, с. 32]. Для истинного торжества но-

60

осферы необходимо господство в самом человеке сил разума над низшими инстинктами, отмечал ученый. Конечно, человек в своих антропологических, социальных, исторических аспектах есть суще­ство еще далеко не совершенное, в определенном смысле «кризис­ное». Тем не менее существует идеал высшего, духовного человека, который и движет им, ибо человек не только живет наличным бы­тием, но и постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, и стремится к этому.

Ноосфера существует как историческая формирующаяся реаль­ность. Ныне с каждым годом все интенсивнее развивается на планете информационный поток открытий, идей, художественных образов, знаний, концепций, проектов, программ, который дает нам конкрет­ное представление о становлении ноосферы. Трудности и противо­речия этого становления выражаются в явлениях хищнического ис­требления природы и ее ресурсов, в дисгармоничности шумных про­ектов и в их уродливой реализации.

Задача истинной гармонизации жизни человека и природы от­носится к отдаленным этапам развития человечества. Наше будущее прежде всего зависит от того, как будут согласованы «стратегия раз­вития человека» и «стратегия человеческого отношения к природе» и будет ли обеспечено их коэволюционное развитие. Подлинная гар­монизация взаимодействия человека с природой требует того, чтобы человек взял на себя нравственную ответственность за природу, за жизнь на Земле. Для этого необходима настоящая духовная револю­ция. Можно указать на определенные предпосылки преодоления гло­бальных кризисных явлений. Первая из них — развертывание ин­формационной революции как научной, технико-экономической ос­новы преодоления преград к объединению человечества. Новые вы­сокие технологии, новые математические средства, новые химичес­кие материалы, физические и технические орудия — все это поможет развитию системы образования, здравоохранения, воспитания под­растающих поколений.

Вторая предпосылка — утверждение глобальной этики, универ­сальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Знание, не облагороженное вечными ценностями, идеей блага, не утверждающее справедливость, ненасилие, может привести к всеобщей гибели. Таковы основные предпосылки для вы­хода из глобального кризиса. При всех успехах науки, техники, тех­нологий главная надежда связывается с самим человеком, с его спо­собностью определить новые горизонты развития.

Будущее человека и общества — это поприще реализации тех возможностей, которые уже существуют в современном мире, а также

61

тех, которые со временем появятся. Высокие технологии конца века (электроника, информатика, космическое производство, биотехно­логии и т.д.) выводят производство на новый уровень, принципи­ально отличный от предшествующей истории. Осмысляя их, мир бро­сает взгляд в свое обозримое будущее. В обществе, контуры которого только-только намечаются, новое и совершенно особое место будут занимать информация и знания. Такое общество в разных теорети­ческих системах именуется неодинаково. В самом широком смысле чаще всего его называют информационным. В связи с этим необхо­димо более подробно остановиться на понятии «информация».

Еще недавно информацию понимали как передачу сообщения, как некий содержательный сгусток любого знания. В последнее время в связи с «электронно-компьютерной революцией» информация стала обозначать отраженное разнообразие, устранение неопреде­ленности, вероятность выбора. Логически строгого общепринятого определения информации пока не существует. Полагая возможность развития общества как «информационного», мы тем самым утверж­даем, что центр тяжести в «техносфере» и вообще во всей искусст­венной среде человеческого бытия перемещается с «энергетических» и «вещественных» аспектов на «информационные».

Эта терминология из лексикона компьютерной технологии при­обретает более широкий смысл. Чем выше уровень технологии, ин­форматизации общества, тем выше должна быть и степень развития самого человека. Соответственно развиваются новая цивилизация и новая гуманистическая культура, исходящая из того, что человек -«самоцель», высшая цель общественного развития. Будущее эконо­мики, экологии, вообще человеческой жизни зависит прежде всего от того, каков интеллектуальный багаж людей и каков их духовный, нравственный облик.

Характеризуя грядущее общество как информационное, возни­кающее на основе компьютерной технологии, следует сделать одно важное дополнение. Как отмечают отечественные исследователи (на­пример, Н. Моисеев, А. Урсул), это общество должно быть не только информационным, но и экологическим. Выдвижение в постиндустри­альном обществе на первый план информационных проблем еще не решает всех противоречий взаимосвязи «общество — природа». На­зревающий глобальный экокризис настоятельно требует от общества поворота в сторону решения коэволюционных задач, т.е. достижения сбалансированного отношения человечества к его природно-эколо-гической среде.

Литература

1.Богомолов  А.С. Античная философия. — М., 1985.

2. Л о с е в   А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -- М., 1990.

З.Соколов  В.В. Европейская философия ХУ-ХУП веков. -М., 1984.

4.      Нарский    И.С. Западноевропейская философия XVII
века. — М., 1974.

5.      Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских
идей. — М., 1991.

6.      Сумерки богов: Сб. статей / Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм
и др. — М., 1990.

7.      Проблема человека в западной философии. — М., 1988.

8.      Спиркин  А.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.

9.      Вернадский   В.И. Научная мысль как планетное явле­
ние. — М., 1991.

10.  М о и с е е в  Н. Человек и ноосфера. — М., 1990.

И. С т е п и н   В.С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992.

12.     О России и русской философской культуре: Сборник. — М.,
1990.

13.     Антология мировой философии: В 4-х т. — М., 1969.

14.     П л а т о н. Государство// Соч.: В 3-х т. Т. 3. — М., 1971.

15.     А р и с т о т е л ь. Этика// Соч.: В 4-х т. Т. 4. — М., 1975.

16.     С п и н о з а  Б. Этика// Избр. произв.: В 2-х т. — М., 1957.
Т. 1.

17.     Р а с с е л   Б. История западной философии: В 2-х т. — М.,
1993.

18.     Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная фило­
софия// Соч.: В 2-х т. Т. 1. — М., 1988.

19.     Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Смысл твор­
чества. — М., 1989.

20.     В е б е р М. Протестантская этика и дух капитализма// Избр.
произв. — М., 1991.

21.     Маркс К. Экономическо-философскиерукописи 1844года//
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

22.     Ф р о м м  Э. Иметь или быть. — М., 1990.

23.     Фейербах  Л. Лекции о сущности христианства// Избр.
филос. произв.: В 2-х т. Т.2. — М., 1955.

24.   Э н г е л ь с   Ф. Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.