Абсолютизация материального, сводимого к объектам, содержания гносеологического подхода к миру приводит к недооценке человека как субъекта познания и как субъекта деятельности, преобразующей мир, его этических характеристик, нравственных возможностей и других духовно-практических и идеальных сил.
В чем назначение философии и какова ее значимость для жизни общества и личности?
Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые призвана выполнять философия по отношению к познавательной, научной, социально-практической, культурной деятельности человека, многообразных структур общества. Эти функции философии можно обозначить как собственно мировоззренческую, методологическую, как теоретическое обоснование системы духовных ценностей: нравственных, моральных (добра, справедливости, счастья, правды жизни) и борьбы с их антиподами — этическая функция; :^тетических, художественных (красоты, гармонии, возвышенного, героического) — эстетическая функция. Философия дает ответ на вопросы: что есть сущее и что есть должное? Как от должного перейти к сущему? И потому она выступает как основа стратегического программирования жизнедеятельности человека, формирования идеалов и жизненных планов личности, ее убеждений в системе интеллекта, чувств и характера.
Философия универсального, реального гуманизма помогает лич-л выработать индивидуальный стиль жизненного поведения, взаимоотношений с другими людьми, черты настоящего интелли-тента, патриота и гражданина. Этот стиль опирается на авторитет разума, достижения научного познания, его доказательность, критичность, антидогматизм. Ему присущи высокие нравственные качества личности: ее честность, надежность, правдивость, самокритичность, навыки самовоспитания, здорового образа жизни.
Философия является не только теоретическим самосознанием эпохи, она помогает также осмыслить гуманистическую сущность туры на всех этапах исторического становления человеческого общества.
Греческая философия не только открывала первоосновы жизни всемирной, космической, но и стремилась к познанию человека. Это чрезвычайно важная проблема, на изучение которой необходимо обратить особое внимание. Именно Сократ познание вещей решил начать с себя: «Познай самого себя». Для него загадка природы имеет смысл прежде всего постольку, поскольку она есть загадка человека. Сократ первым осознал в качестве философской проблемы отношение души и тела, смысла и цели человеческой жизни. По вопросу о сущности человеческого совершенства он резко расходится с софистами, также пытавшимися выявить цели и задачи человека. Если Сократ считал, что человек погружен в мир природы и живет в ней, опираясь на представления о гармонии Вселенной, то софисты впервые обозначили границы особой сферы жизнедеятельности человека — сферы культуры. Протагору принадлежит знаменитый философский девиз: «Человек есть мера всех вещей».
Особый интерес представляют этические взгляды древнеримских философов-стоиков, эпикурейцев. Главный вопрос, который рассматривают стоики, — это определение места человека в Космосе. Их исходным представлением является убеждение, что законы бытия неподвластны воле человека и он должен смириться с этим, соблюдая спокойствие духа, стойко и мужественно воспринимая удары судьбы, преодолевая жизненные испытания. Эпикурейцы подчеркивали, что они не страшатся смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Важно ценить жизнь как высшее наслаждение. Результатом их этических поисков становится образ мудреца-философа, воплощающего в себе идеал достойной человека жизни, невозмутимости и глубины человеческого духа.
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику разных направлений это можно увидеть. Средневековое мышление по сути своей теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог. Бог-творец дарит вещам бытие. Только в Боге бытие и сущность совпадают. Философия средневековья разворачивается как размышления в области богословия и в основном
10
;::лчинена истолкованию божественного начала. Философия высту-
по сути, служанкой богословия.
Вся средневековая философия делится на период патристики и период схоластики. Фактором, отделяющим патристику от свобод-философского исследования, каким его знала античная фило-:я, становится идея откровения. Исходящее от Бога знание рассматривается как абсолютный критерий человеческого поведения и сознания. Противопоставление веры и разума еще не характерно патристики, стремившейся истолковать философию как разъяснение Библии, а Библию — как подтверждение текстов Платона и Аристотеля. Онтология построена вокруг идеи Бога как абсолютного
11Я.
Характеризуя первый этап средневековой философии, необходимо особо остановиться на фигуре Августина Блаженного, который :ервым заговорил о субъективном моменте человеческого выбора и рением психологическом измерении души. В философском плане приводит к открытию самосознания как особой реальности -••бъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность. Таким образом, теологические идеи оказались подчинены у Августина идее личности и ее индивидуаль-юго восхождения к Богу. Его формула «Верую, чтобы понимать» ывает дорогу средневековому рационализму. Схоластика — новый период в средневековой философии. Это время логических споров и дискуссий, когда теология видела в фи-сософии лишь средство для решения своих проблем, для интерпретации текстов Священного писания.
Со временем философия обретает собственное поле деятельности. v становится исследование природного и человеческого мира в его ствошении к Богу, проблема универсалий (общих понятий), «дока-ств» бытия Бога, соотношение веры и разума. Проблема уни-•ерсалий — это по существу проблема соотношения общего и отельного, единого и многого, которая изучается всякой философской зктемой. Но для христианской теологии эта проблема имела особое •пение в связи с догматом о триединстве Бога. Нужно было до-ь^1гь. что единый Бог существует в трех ипостасях. Все же «дока-оьства» бытия Бога сводились к одному: наисовершеннейшей ре-зостью, вершиной, первой абсолютной причиной, высшим смыс-
;лью всего сущего является Бог.
Основные решения проблемы соотношения веры и разума в сред-•сюой философии выглядели так: «Верую, потому что абсурдно» :ан), «Верую и понимаю» (Ансельм Кентерберийский), «По-в свете разума то, что уже принято верой» (Августин), «Гар-
11
мония между верой и разумом при приоритете веры» (Фома Аквин-ский). Каждая из этих позиций претендовала на наиболее полное выражение смысла религиозной веры, которую стремились рационалистически обосновать.
В целом схоластике присуща логика одностороннего анализа, логика всевозможных классификаций и выведения бесконечных следствий из одних и тех же положений.
Теоцентризм средневековой мысли сузил границы познания человека. Теология утверждала: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Личность рассматривается не в ее собственном человеческом существе, а в том, как она отражает свою потустороннюю предназначенность. Даже Августин, открывая «внутреннего человека», целиком обращает его к надкосмическому творцу. Глубины души такого человека доступны только Богу.
Ярким периодом высочайшего взлета философской мысли и гуманистического мировоззрения стала эпоха Возрождения.
В борьбе со средневековым теоцентризмом на первый план культуры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Теологическое презрение к земному естеству заменяется признанием могущества творческих способностей человека, одухотворяющей силы его красоты, правомочности его стремления к земному счастью. Следует особенно подчеркнуть, что гуманизм — это типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм. Именно самой личности предоставляется право решать, что истинно, а что ложно. Гуманизм исходит из того, что человек находится в центре мира. Человек — венец творения, краса мира, в разуме своем подобен Богу. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование, используя собственную волю и свободный выбор. К главным представителям ренессансного гуманизма относятся Пико делла Мирандола, Балла, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, отстаивавшие идею независимости и самостоятельности человеческой личности, ее высокое моральное достоинство.
Идеи наивысшей ценности и достоинства человека, идеалы свободы мысли и творчества являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы — натуралистический пантеизм. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, на первый план выдвинувшее исследование природы, эксперимент, принцип математизации науки (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей). Дж. Бруно и Н. Кузанский создали одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в XVI в. Тезис Дж. Бруно —
12
«природа есть либо сам Бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах» — был направлен против христианского учения о сотворении мира Богом. В натуралистическом пантеизме Бог сохраняется в качестве духовного творческого начала, сливающегося с природой. По сути природа не создана Богом, а есть бесконечное начало, состоящее из множества миров.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII —XIX вв.)
Наступившее после эпохи Ренессанса Новое время, исходя из потребности нарождающегося буржуазного социального строя, развития промышленности и науки, начало формировать принципиально новое отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального мира личности, начавшееся в период Возрождения, захватило весь духовный облик эпохи, культуру, философию. В XVII в. высшей ценностью провозглашается наука, а ее центральным объектом — природа и способы ее познания. В конечном счете речь шла об изменении отношения человека к миру и об изменении самого человека. Европейская философия XVII в. опирается на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности экспериментально-опытного изучения мира — с другой.
Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии, был Ф. Бэкон, родоначальник английского материализма. Для него основная задача философии состоит в познании природы из нее самой и в критическом исследовании природы человеческого ума, очищении его от заблуждений (от «идолов», «призраков»). Исходным моментом любой познавательной деятельности являются, по Бэкону, прежде всего чувства, чувственный эмпирический опыт. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма — направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13