Рефераты. Философия (аспирантура ГУУ)

Абсолютизация материального, сводимого к объектам, содержа­ния гносеологического подхода к миру приводит к недооценке че­ловека как субъекта познания и как субъекта деятельности, преоб­разующей мир, его этических характеристик, нравственных возмож­ностей и других духовно-практических и идеальных сил.

В чем назначение философии и какова ее значимость для жизни общества и личности?

Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, ко­торые призвана выполнять философия по отношению к познаватель­ной, научной, социально-практической, культурной деятельности че­ловека, многообразных структур общества. Эти функции философии можно обозначить как собственно мировоззренческую, методологи­ческую, как теоретическое обоснование системы духовных ценнос­тей: нравственных, моральных (добра, справедливости, счастья, правды жизни) и борьбы с их антиподами — этическая функция; :^тетических, художественных (красоты, гармонии, возвышенного, героического) — эстетическая функция. Философия дает ответ на вопросы: что есть сущее и что есть должное? Как от должного перей­ти к сущему? И потому она выступает как основа стратегического программирования жизнедеятельности человека, формирования идеалов и жизненных планов личности, ее убеждений в системе ин­теллекта, чувств и характера.

Философия универсального, реального гуманизма помогает лич-л выработать индивидуальный стиль жизненного поведения, взаимоотношений с другими людьми, черты настоящего интелли-тента, патриота и гражданина. Этот стиль опирается на авторитет разума, достижения научного познания, его доказательность, кри­тичность, антидогматизм. Ему присущи высокие нравственные ка­чества личности: ее честность, надежность, правдивость, самокри­тичность, навыки самовоспитания, здорового образа жизни.

Философия является не только теоретическим самосознанием эпохи, она помогает также осмыслить гуманистическую сущность туры на всех этапах исторического становления человеческого общества.


Греческая философия не только открывала первоосновы жизни всемирной, космической, но и стремилась к познанию человека. Это чрезвычайно важная проблема, на изучение которой необходимо об­ратить особое внимание. Именно Сократ познание вещей решил на­чать с себя: «Познай самого себя». Для него загадка природы имеет смысл прежде всего постольку, поскольку она есть загадка человека. Сократ первым осознал в качестве философской проблемы отноше­ние души и тела, смысла и цели человеческой жизни. По вопросу о сущности человеческого совершенства он резко расходится с софис­тами, также пытавшимися выявить цели и задачи человека. Если Сократ считал, что человек погружен в мир природы и живет в ней, опираясь на представления о гармонии Вселенной, то софисты впер­вые обозначили границы особой сферы жизнедеятельности челове­ка — сферы культуры. Протагору принадлежит знаменитый фило­софский девиз: «Человек есть мера всех вещей».

Особый интерес представляют этические взгляды древнеримских философов-стоиков, эпикурейцев. Главный вопрос, который рас­сматривают стоики, — это определение места человека в Космосе. Их исходным представлением является убеждение, что законы бытия неподвластны воле человека и он должен смириться с этим, соблюдая спокойствие духа, стойко и мужественно воспринимая удары судьбы, преодолевая жизненные испытания. Эпикурейцы подчеркивали, что они не страшатся смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Важно ценить жизнь как высшее на­слаждение. Результатом их этических поисков становится образ муд­реца-философа, воплощающего в себе идеал достойной человека жизни, невозмутимости и глубины человеческого духа.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику разных на­правлений это можно увидеть. Средневековое мышление по сути своей теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог. Бог-творец дарит вещам бытие. Только в Боге бытие и сущность совпадают. Философия средневековья раз­ворачивается как размышления в области богословия и в основном

10

;::лчинена истолкованию божественного начала. Философия высту-

по сути, служанкой богословия.

Вся средневековая философия делится на период патристики и период схоластики. Фактором, отделяющим патристику от свобод-философского исследования, каким его знала античная фило-:я, становится идея откровения. Исходящее от Бога знание рас­сматривается как абсолютный критерий человеческого поведения и сознания. Противопоставление веры и разума еще не характерно патристики, стремившейся истолковать философию как разъяс­нение Библии, а Библию — как подтверждение текстов Платона и Аристотеля. Онтология построена вокруг идеи Бога как абсолютного

11Я.

Характеризуя первый этап средневековой философии, необходи­мо особо остановиться на фигуре Августина Блаженного, который :ервым заговорил о субъективном моменте человеческого выбора и рением психологическом измерении души. В философском плане приводит к открытию самосознания как особой реальности -••бъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность. Таким образом, теологические идеи оказались подчинены у Августина идее личности и ее индивидуаль-юго восхождения к Богу. Его формула «Верую, чтобы понимать» ывает дорогу средневековому рационализму. Схоластика — новый период в средневековой философии. Это время логических споров и дискуссий, когда теология видела в фи-сософии лишь средство для решения своих проблем, для интерпре­тации текстов Священного писания.

Со временем философия обретает собственное поле деятельности. v становится исследование природного и человеческого мира в его ствошении к Богу, проблема универсалий (общих понятий), «дока-ств» бытия Бога, соотношение веры и разума. Проблема уни-•ерсалий — это по существу проблема соотношения общего и от­ельного, единого и многого, которая изучается всякой философской зктемой. Но для христианской теологии эта проблема имела особое •пение в связи с догматом о триединстве Бога. Нужно было до-ь^1гь. что единый Бог существует в трех ипостасях. Все же «дока-оьства» бытия Бога сводились к одному: наисовершеннейшей ре-зостью, вершиной, первой абсолютной причиной, высшим смыс-

;лью всего сущего является Бог.

Основные решения проблемы соотношения веры и разума в сред-•сюой философии выглядели так: «Верую, потому что абсурдно» :ан), «Верую и понимаю» (Ансельм Кентерберийский), «По-в свете разума то, что уже принято верой» (Августин), «Гар-

11

мония между верой и разумом при приоритете веры» (Фома Аквин-ский). Каждая из этих позиций претендовала на наиболее полное выражение смысла религиозной веры, которую стремились рацио­налистически обосновать.

В целом схоластике присуща логика одностороннего анализа, ло­гика всевозможных классификаций и выведения бесконечных след­ствий из одних и тех же положений.

Теоцентризм средневековой мысли сузил границы познания че­ловека. Теология утверждала: субъективно человек действует сво­бодно, но все, что он делает, делает через него Бог. Личность рас­сматривается не в ее собственном человеческом существе, а в том, как она отражает свою потустороннюю предназначенность. Даже Августин, открывая «внутреннего человека», целиком обращает его к надкосмическому творцу. Глубины души такого человека доступны только Богу.

Ярким периодом высочайшего взлета философской мысли и гу­манистического мировоззрения стала эпоха Возрождения.

В борьбе со средневековым теоцентризмом на первый план куль­туры Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Теологическое презрение к земному естеству заменяется признанием могущества творческих способностей человека, одухо­творяющей силы его красоты, правомочности его стремления к зем­ному счастью. Следует особенно подчеркнуть, что гуманизм — это типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне свет­ский индивидуализм. Именно самой личности предоставляется право решать, что истинно, а что ложно. Гуманизм исходит из того, что человек находится в центре мира. Человек — венец творения, краса мира, в разуме своем подобен Богу. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование, ис­пользуя собственную волю и свободный выбор. К главным предста­вителям ренессансного гуманизма относятся Пико делла Мирандола, Балла, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, отстаивавшие идею независимости и самостоятельности человеческой личности, ее высокое моральное достоинство.

Идеи наивысшей ценности и достоинства человека, идеалы сво­боды мысли и творчества являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы — натуралистический пан­теизм. Параллельно с философией природы развивается новое есте­ствознание, на первый план выдвинувшее исследование природы, эксперимент, принцип математизации науки (Леонардо да Винчи, Ко­перник, Галилей). Дж. Бруно и Н. Кузанский создали одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в XVI в. Тезис Дж. Бруно —

12

«природа есть либо сам Бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах» — был направлен против христианского учения о со­творении мира Богом. В натуралистическом пантеизме Бог сохра­няется в качестве духовного творческого начала, сливающегося с природой. По сути природа не создана Богом, а есть бесконечное начало, состоящее из множества миров.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII —XIX вв.)

Наступившее после эпохи Ренессанса Новое время, исходя из по­требности нарождающегося буржуазного социального строя, разви­тия промышленности и науки, начало формировать принципиально новое отношение к природе и духовному миру человека. Расширение интеллектуального мира личности, начавшееся в период Возрожде­ния, захватило весь духовный облик эпохи, культуру, философию. В XVII в. высшей ценностью провозглашается наука, а ее централь­ным объектом — природа и способы ее познания. В конечном счете речь шла об изменении отношения человека к миру и об изменении самого человека. Европейская философия XVII в. опирается на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности эксперименталь­но-опытного изучения мира — с другой.

Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей фи­лософии, был Ф. Бэкон, родоначальник английского материализма. Для него основная задача философии состоит в познании природы из нее самой и в критическом исследовании природы человеческого ума, очищении его от заблуждений (от «идолов», «призраков»). Ис­ходным моментом любой познавательной деятельности являются, по Бэкону, прежде всего чувства, чувственный эмпирический опыт. Поэ­тому его часто называют основателем эмпиризма — направления, которое строит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.