Чувственное и рациональное познание глубоко взаимосвязаны. Реализация чувственной способности человека включает в себя действие механизмов абстрактного мышления. Рациональное пронизывает содержание чувственного познания действительности. Реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемым также в качестве средств достижения и выражения результатов рационального познания. Иначе говоря, в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное — чувственным.
Следует иметь в виду, что рациональное мышление взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими — внерациональны-ми — формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — спо-
36
собность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и доказательств.
Основная форма человеческого познания — наука — направлена на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании и мышлении. Целью науки является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов отношений и ситуаций в их взаимосвязи. Наука ориентируется главным образом на общие, существенные свойства, необходимые характеристики и связи предметов, явлений и процессов, выражая их в системе абстракций. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, идей, концепций, теорий, гипотез, законов и т.п.
Научное познание включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Наиболее развитой формой научного знания, дающей целостное отображение закономерных и существенных связей, является теория. Важную роль в разработке научной теории играют философские принципы и методы познания. Так, большую роль играют принципы восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом мышлении, единства исторического и логического и ряд других. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой способ теоретического исследования сложных и сверхсложных саморазвивающихся системных объектов. Результат этого восхождения — конкретно-всеобщее — есть плод синтеза всех абстрактных понятий, участвующих в этом процессе обобщающего мышления, многочисленных научных определений. При этом надо четко различать:
1) конкретно-чувственное (уровень чувственного познания);
2) абстрактное (абстракция), когда каждое абстрактное понятие вскрывает и фиксирует в себе одно существенное отношение, одну существенную сторону;
3) конкретное в теоретическом мышлении — плод восхождения, синтеза абстракций, перехода от одностороннего рассудочного под хода к разуму — целостному единству многообразных определений на уровне всеобщего, истинно философского мышления.
Дальнейшее движение связано с познанием «специфической логики специфического предмета» (К. Маркс), с конкретным анализом конкретной исторической ситуации. Это будет как бы возврат к конкретно-чувственному, предметно-чувственному начальному этапу познания, но на уровне знания закономерных связей, раскрытых конкретно-всеобщей научной теорией. При этом открываются новые горизонты для успешной практической деятельности.
37
Изложение результатов восхождения в движении научной мысли начинается с исходной абстракции («начало», «клеточка»), которая фиксирует всеобщие предпосылки функционирования и развития целого, проходит через последовательные этапы углубления и расширения познания к желаемому результату — целостному, мысленно-конкретному воспроизведению в теории исследуемого предмета.
С принципом восхождения от абстрактного к конкретному в теории органически связан принцип единства исторического и логического. Историческое — процесс становления и развития объекта со всеми изгибами, случайностями реального хода событий. Логическое означает теоретически выверенное, последовательное воспроизведение развивающегося объекта (явления) во всех его существенных связях и отношениях. Отражая действительный исторический процесс, логическое проясняет его сущность; выявляя закономерные связи событий, освобождается от хаоса случайностей, излишних подробностей. «Без истории предмета нет теории предмета, как без теории предмета нет истории предмета», — справедливо отмечал Н.Г. Чернышевский. Научное познание устремлено к нахождению законов, т.е. форм знания, которые выражают наличие в самих вещах устойчивых, повторяющихся, сущностных, необходимых связей, «правил необходимого существования» (И. Кант). Если та или иная форма знания, претендующая на статус науки, таких правил не находит и не фиксирует, то она не является подлинной наукой. В научном естествознании очень важно объяснение, т.е. раскрытие сущности, внутренних закономерностей исследуемых объектов или явлений. В гуманитарных науках необходимо еще и понимание, т.е. истолкование, интерпретация познаваемого в соответствии с целями и идеалами человека.
Одна из главных линий становления постклассического этапа развития науки состоит в том, что в науку входит аксеологический (ценностный) момент. Понятие научной рациональности включает не только логическую и методологическую упорядоченность логического мышления. Сегодня надо не просто искать «объектные» законосообразные истины, а соотносить их с живым человеческим смыслом и ценностями. Лишь та наука действительно социально значима, высоко оценивается обществом, которая обеспечивает сохранение и дальнейшее развитие человечества и самого человека, его интеллекта, его творческих способностей, возвышает его духовный мир.
Познанный человеком мир — это не сумма объективных законов и качеств, и сам человек не является подлинным человеком без ду-
38
ховных ценностей, эмоций, симпатий и антипатий, идеалов, стремлений, желаний. Самостоятельным типом познания является ценностное познание. Точнее было бы говорить о ценностном освоении действительности, что делает возможным соотнесение ее с человеческими потребностями, с собственным миром человека. Так, социальная истина — это «прорыв» в мир ценностей, выражение идеалов справедливости, добра и красоты, равенства и дружбы людей и народов. В этом смысле общественные отношения, социальные институты, политические действия по-настоящему истинны только в том случае, если они выражают предел осуществления этих идеалов в соответствии с реальными возможностями развития и возвышения человека. Мерой их истинности выступает полнота этого развития, степень достижения человеческой свободы.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ
Объективная логика философского познания, которое стремится к раскрытию взаимозависимости явлений и процессов мира, его целостности, ведет к проблеме развития. Принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает значительные количественные и качественные изменения. Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как всеобщая методология и всестороннее целостное учение о принципах и законах развития природы, общества, человека и его духовного мира. Диалектика включает в себя бытийное содержание, реализует особый мировоззренческий подход. Характерная особенность последнего — объединение идей материальности природного и социального миров с идеей универсальности развития и саморазвития явлений и процессов объективной и субъективной действительности.
Понимание сущности развития и его процессов является едва ли не самой трудной философской задачей и требует глубокого изучения всех сторон и элементов диалектики в их взаимосвязи и целостности.
Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Взаимосвязь, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи и явлений духовного бытия. Все это есть проявление всемирной универсальной связи объектов, а в человеческом бытии — и субъектов, «всего со всем». Такие уни-
39
версальные связи бытия стали центральным аспектом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Существование всеобщей универсальной связи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм -это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений, о порождении одними явлениями других. В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на целостную систему философских категорий. Среди них такие, как «причина» и «следствие», «сущность» и «явление», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность», «необходимость» и «свобода» и др. Для выявления причинно-следственной связи в системе всеобщего взаимодействия важно раскрыть генетическую связь явлений и отличить ее от связей одновременного существования или от простого предшествования одного явления другому во времени. Древние говорили: «После этого не значит вследствие этого». Важно выявлять функциональную природу некоторых причинно-следственных отношений. Методологически целесообразно отличать механистическое понимание детерминизма, сводящее все к однозначной связи причины и следствия, от современной диалектической концепции детерминизма, раскрывающей многообразие причин и следствий, их неоднозначность, специфичность, системность, иерархированность. Антиподом детерминизма выступает индетерминизм, принципиально отвергающий объективные причинно-следственные связи и таким образом подрывающий возможность рационального истолкования природных и социальных явлений и событий, законосообразного, естественно-исторического характера их возникновения, существования и исчезновения. Вершиной диалектического понимания детерминизма является раскрытие роли самодетерминации в человеческом и социальном бытии: роль идей, мотивов, идеалов, программ, планов, нравственных качеств в жизненном творчестве. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий структурированность, организованность бытия: единичное — особенное — общее — всеобщее, часть и целое, форма — содержание и др.
Основой для выработки категорий единичного, индивидуального, особенного (отдельного), общего и всеобщего послужили практическое взаимодействие людей со множеством сходных и различных вещей, иерархия структурных уровней и специфический круг и масштаб их взаимосвязи.
40
Единичное — характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее — отражает не только сходные, но необходимые, закономерные черты и свойства, присущие всем предметам данного класса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13