Рефераты. Философия (аспирантура ГУУ)

Чувственное и рациональное познание глубоко взаимосвязаны. Реализация чувственной способности человека включает в себя дей­ствие механизмов абстрактного мышления. Рациональное пронизы­вает содержание чувственного познания действительности. Реализа­ция абстрактно-мысленной способности человека совершается по­средством обращения к результатам чувственного отражения пред­метов, используемым также в качестве средств достижения и выра­жения результатов рационального познания. Иначе говоря, в реаль­ном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное — чувственным.

Следует иметь в виду, что рациональное мышление взаимосвя­зано не только с чувственным, но и с другими — внерациональны-ми — формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как фантазия, эмоции и др. Среди них осо­бенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) — спо-

36

собность прямого, непосредственного постижения истины без пред­варительных логических рассуждений и доказательств.

Основная форма человеческого познания — наука — направлена на производство знаний о природе, обществе, человеке и о самом познании и мышлении. Целью науки является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов отношений и ситуаций в их взаимосвязи. Наука ориентиру­ется главным образом на общие, существенные свойства, необходи­мые характеристики и связи предметов, явлений и процессов, выра­жая их в системе абстракций. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства зна­ний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, идей, концепций, теорий, гипотез, законов и т.п.

Научное познание включает в себя два основных уровня — эм­пирический и теоретический. Наиболее развитой формой научного знания, дающей целостное отображение закономерных и существен­ных связей, является теория. Важную роль в разработке научной тео­рии играют философские принципы и методы познания. Так, боль­шую роль играют принципы восхождения от абстрактного к кон­кретному в теоретическом мышлении, единства исторического и ло­гического и ряд других. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой способ теоретического исследова­ния сложных и сверхсложных саморазвивающихся системных объ­ектов. Результат этого восхождения — конкретно-всеобщее — есть плод синтеза всех абстрактных понятий, участвующих в этом про­цессе обобщающего мышления, многочисленных научных определе­ний. При этом надо четко различать:

1)     конкретно-чувственное (уровень чувственного познания);

2)     абстрактное (абстракция), когда каждое абстрактное понятие
вскрывает и фиксирует в себе одно существенное отношение, одну
существенную сторону;

3)     конкретное в теоретическом мышлении — плод восхождения,
синтеза абстракций, перехода от одностороннего рассудочного под­
хода к разуму — целостному единству многообразных определений
на уровне всеобщего, истинно философского мышления.

Дальнейшее движение связано с познанием «специфической ло­гики специфического предмета» (К. Маркс), с конкретным анализом конкретной исторической ситуации. Это будет как бы возврат к кон­кретно-чувственному, предметно-чувственному начальному этапу познания, но на уровне знания закономерных связей, раскрытых кон­кретно-всеобщей научной теорией. При этом открываются новые го­ризонты для успешной практической деятельности.

37

Изложение результатов восхождения в движении научной мысли начинается с исходной абстракции («начало», «клеточка»), которая фиксирует всеобщие предпосылки функционирования и развития це­лого, проходит через последовательные этапы углубления и расши­рения познания к желаемому результату — целостному, мысленно-конкретному воспроизведению в теории исследуемого предмета.

С принципом восхождения от абстрактного к конкретному в тео­рии органически связан принцип единства исторического и логичес­кого. Историческое — процесс становления и развития объекта со всеми изгибами, случайностями реального хода событий. Логическое означает теоретически выверенное, последовательное воспроизведе­ние развивающегося объекта (явления) во всех его существенных свя­зях и отношениях. Отражая действительный исторический процесс, логическое проясняет его сущность; выявляя закономерные связи со­бытий, освобождается от хаоса случайностей, излишних подробнос­тей. «Без истории предмета нет теории предмета, как без теории пред­мета нет истории предмета», — справедливо отмечал Н.Г. Черны­шевский. Научное познание устремлено к нахождению законов, т.е. форм знания, которые выражают наличие в самих вещах устойчивых, повторяющихся, сущностных, необходимых связей, «правил необхо­димого существования» (И. Кант). Если та или иная форма знания, претендующая на статус науки, таких правил не находит и не фик­сирует, то она не является подлинной наукой. В научном естество­знании очень важно объяснение, т.е. раскрытие сущности, внутрен­них закономерностей исследуемых объектов или явлений. В гумани­тарных науках необходимо еще и понимание, т.е. истолкование, ин­терпретация познаваемого в соответствии с целями и идеалами че­ловека.

Одна из главных линий становления постклассического этапа развития науки состоит в том, что в науку входит аксеологический (ценностный) момент. Понятие научной рациональности включает не только логическую и методологическую упорядоченность логи­ческого мышления. Сегодня надо не просто искать «объектные» за­коносообразные истины, а соотносить их с живым человеческим смыслом и ценностями. Лишь та наука действительно социально зна­чима, высоко оценивается обществом, которая обеспечивает сохра­нение и дальнейшее развитие человечества и самого человека, его интеллекта, его творческих способностей, возвышает его духовный мир.

Познанный человеком мир — это не сумма объективных законов и качеств, и сам человек не является подлинным человеком без ду-

38

ховных ценностей, эмоций, симпатий и антипатий, идеалов, стрем­лений, желаний. Самостоятельным типом познания является цен­ностное познание. Точнее было бы говорить о ценностном освоении действительности, что делает возможным соотнесение ее с челове­ческими потребностями, с собственным миром человека. Так, соци­альная истина — это «прорыв» в мир ценностей, выражение идеалов справедливости, добра и красоты, равенства и дружбы людей и на­родов. В этом смысле общественные отношения, социальные инсти­туты, политические действия по-настоящему истинны только в том случае, если они выражают предел осуществления этих идеалов в соответствии с реальными возможностями развития и возвышения человека. Мерой их истинности выступает полнота этого развития, степень достижения человеческой свободы.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

Объективная логика философского познания, которое стремится к раскрытию взаимозависимости явлений и процессов мира, его це­лостности, ведет к проблеме развития. Принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает значительные количественные и качест­венные изменения. Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как всеобщая методология и всестороннее целостное учение о принципах и законах развития природы, общества, человека и его духовного мира. Диалектика включает в себя бытийное содержание, реализует особый мировоз­зренческий подход. Характерная особенность последнего — объеди­нение идей материальности природного и социального миров с идеей универсальности развития и саморазвития явлений и процессов объ­ективной и субъективной действительности.

Понимание сущности развития и его процессов является едва ли не самой трудной философской задачей и требует глубокого изучения всех сторон и элементов диалектики в их взаимосвязи и целостности.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Взаимосвязь, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи и явлений духовного бытия. Все это есть проявление всемирной универсальной связи объектов, а в человеческом бытии — и субъектов, «всего со всем». Такие уни-

39

версальные связи бытия стали центральным аспектом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Су­ществование всеобщей универсальной связи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм -это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений, о по­рождении одними явлениями других. В полном объеме сущность диа­лектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на це­лостную систему философских категорий. Среди них такие, как «при­чина» и «следствие», «сущность» и «явление», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность», «необходи­мость» и «свобода» и др. Для выявления причинно-следственной связи в системе всеобщего взаимодействия важно раскрыть генети­ческую связь явлений и отличить ее от связей одновременного су­ществования или от простого предшествования одного явления дру­гому во времени. Древние говорили: «После этого не значит вслед­ствие этого». Важно выявлять функциональную природу некоторых причинно-следственных отношений. Методологически целесообраз­но отличать механистическое понимание детерминизма, сводящее все к однозначной связи причины и следствия, от современной диалек­тической концепции детерминизма, раскрывающей многообразие причин и следствий, их неоднозначность, специфичность, систем­ность, иерархированность. Антиподом детерминизма выступает ин­детерминизм, принципиально отвергающий объективные причинно-следственные связи и таким образом подрывающий возможность ра­ционального истолкования природных и социальных явлений и со­бытий, законосообразного, естественно-исторического характера их возникновения, существования и исчезновения. Вершиной диалекти­ческого понимания детерминизма является раскрытие роли самоде­терминации в человеческом и социальном бытии: роль идей, моти­вов, идеалов, программ, планов, нравственных качеств в жизненном творчестве. В истории познания прослеживается также другой кате­гориальный ряд, выражающий структурированность, организован­ность бытия: единичное — особенное — общее — всеобщее, часть и целое, форма — содержание и др.

Основой для выработки категорий единичного, индивидуально­го, особенного (отдельного), общего и всеобщего послужили прак­тическое взаимодействие людей со множеством сходных и различных вещей, иерархия структурных уровней и специфический круг и мас­штаб их взаимосвязи.

40

Единичное — характеризует отдельный предмет, явление, про­цесс, отличающийся по своим пространственным, временным и дру­гим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, яв­лений, процессов. Общее — отражает не только сходные, но необ­ходимые, закономерные черты и свойства, присущие всем предметам данного класса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.