1) определяет характер и направление количественных изменений;
2) оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений и 3) определяет меру данного явления.
45
В процессе развития происходит смена мер, преобразование узловой линии отношений меры.
Анализируя процесс изменения качества и количества, очень важно учитывать как в теоретической, так и в практической деятельности, не только механизм совершающихся изменений, но и их глубину и значение для перспектив развития. Поэтому совершающиеся изменения можно разделить на революционные и эволюционные.
Революция представляет собой изменение, в ходе которого совершаются преимущественно коренные, качественные изменения, ломка основного качества явления, его интенсивное масштабное преобразование. Эволюция — это преимущественно постепенные количественные изменения, при которых основное качество явления сохраняется. Понятие эволюции употребляется также для обозначения развития вообще (эволюция растительного и животного мира, эволюция Земли и т.д.). В этом значении оно включает в себя как количественные, так и все виды качественных изменений. Поэтому следует иметь в виду, что при рассмотрении соотношения эволюции и революции понятие «эволюция» употребляется в первом, более узком, специальном своем значении.
Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, принципиально новым качествам, следует, что никакое развитие невозможно без отрицания. Отрицание в его самом общем диалектическом смысле есть закономерный процесс перехода явления при определенных условиях в качественно иное состояние. Какова суть этого преобразовательного процесса? Имеется ли какая-либо общая направленность в бесконечном процессе движения материи? Ответы на эти вопросы дает закон отрицания отрицания. Отрицание заложено в самом предмете или явлении. Для того чтобы правильно понять реальный процесс развития, а следовательно, и абсолютность отрицания, нужно отличать диалектическое понимание отрицания от пустого, зряшного, обыденного, механического подхода к отрицанию как к простому уничтожению. Диалектическое отрицание — глубоко содержательный процесс, который характеризуется взаимодействием трех моментов, таких как:
а) преодоление старого качества новым;
б) удержание положительных сторон из старого качества и со хранение всего, что способствует становлению и оптимальному функционированию нового качества;
в) конструктивное творчество всех сторон системы нового каче ства.
46
Диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. Иначе прогрессивное движение системы было бы невозможным. Действие закона отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, при рассмотрении ряда последовательных этапов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой же отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция, а потому далеко не всегда полно и очевидно. Существо данного закона — в синтезе, когда при вторичном отрицании на более высокой ступени развития повторяются некоторые характерные черты (структуры) исходной ступени. Этот повтор обусловливает особую форму развития — спиралевидную, демонстрирующую не круговорот, а лишь «якобы возврат» к прежней ступени при общей поступательности развития системы.
В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в которой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действительность. Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга вплоть до полного единства.
На основе проведенного анализа различных типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно дать более полное определение понятия развития и показать его соотношение с понятиями «изменение» и «прогресс». Изменение универсально и характеризует любые явления действительности. Развитие же — особый тип изменения. Наиболее общими, противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс в самом общем виде определяют как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Применительно к живой природе прогресс определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (исходной) системе. Регресс же — это понижение уровня системной организации, утрата способности выполнять те или иные функции.
В отношении общества также применяется критерий прогресса. Идея прогресса в обществе долгое время носила ценностный, характер, воплощая в себе высокие цели всестороннего развития и блага
47
человека и общества, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Фактически каждая подсистема общества — производительные силы, производственные отношения, нравственность, культура — требуют своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами.
Важную роль играет производство, уровень развития производительных сил, темпы роста производительности труда. Экономический критерий свидетельствует о степени свободы общества по отношению к природе. Но в любом случае для прогрессивной общественной системы характерна ориентация прежде всего на духовные интересы людей, на гармоничное развитие индивидов, что ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.
Понятие «общественный прогресс» носит мировоззренческий характер и заключает в себе ценностный смысл, человеческие ориентации. Оно несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. В реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой живое, подчас противоречивое единство. Прежде всего важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий, то, что одно из них предполагает другое, что они определяются лишь через друг друга. Что следует считать прогрессом и, стало быть, чему следует содействовать — это в каждом конкретном случае предстоит открывать и обосновывать теоретически.
Современная картина мира стремительно повышает степень своей диалектичности, постепенно продвигаясь к познанию единого мирового эволюционного процесса. Наука выходит на новый уровень изучения самоорганизующихся и саморазвивающихся систем. По-новому осмысливается, обогащается диалектика взаимоотношений между такими категориями и понятиями, как «устойчивость» и «изменчивость», «порядок» и «хаос» и др. Важное философское, методологическое значение приобретают идеи и методы синергетики — теории самоорганизации. Она разрабатывалась преимущественно на физическом материале. В работах И. Пригожина показана многозначность возможных ходов движения Космоса, химических процессов, происхождение упорядоченных структур из хаотичных состояний в,уеловиях неравновесных взаимодействий. Мир эволюционирует по нелинейным законам и полон неожиданных поворотов. Зная
48
тенденции самоорганизации системы, можно облегчить некоторые зигзаги эволюции, оптимизировать ее. Реальная диалектика бытия в ее всеобщих характеристиках требует для своего адекватного выражения соответствующего философского метода — диалектического, роль и значение которого в современной науке и практике управления возрастают. Важно применять его умело, с учетом конкретных условий, в единстве со многими другими способами и приемами научного познания.
ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Философский анализ проблемы человека предполагает изучение человека как целостной, сложной, многоуровневой системы. Человек пребывает в духовном и материальном мире; он проявляется в эмоциях и разуме. Он существует как член общества, коллектива, нации, рода, как отдельное (единичное) существо, «Я» со своим душевным обликом и волей, только ему присущими желаниями, с собственными мечтами и планами, бедами и радостями. Не существует человека «вообще». Человек — всегда конкретный индивид. Но о каждом ли человеке можно сказать, что он — личность, индивидуальность? Ведь он не рождается личностью, индивидуальностью. Эти черты он должен сформировать, «выработать» в себе сам. Казалось бы, если каждый человек чем-то отличается от другого человека, то уже поэтому он — индивидуальность. На деле все обстоит далеко не так, потому что для многих «быть, как все» оказывается легче, удобнее, тогда как быть самостоятельным, ответственным гораздо труднее, а для иных и вовсе непосильно. Многогранность человека требует уточнения смысловых особенностей таких близких понятий, как: индивид, личность, индивидуальность. Человек — это наиболее общее понятие, интегрирующее различные аспекты человеческого бытия и существования. Индивид — это отдельный представитель человеческого рода, природное существо. Будучи причастным к исторически конкретному обществу, он проявляет в себе неразрывное единство биологического и социального. Личность как понятие отражает социальную сущность человека. Оно включает в себя определенный социально-культурный уровень развития человека, на котором возникает самосознание; обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций.
49
Уникальное пересечение, сплав общих, особенных и единичных черт личности человека, помноженных на своеобразие его генетической природы и жизненного опыта, дает нам индивидуальность как неповторимое отличие одного человека от другого, как плод индивидуализации человека, его самобытного жизненного пути, его биографии.
Становление личности — это процесс социализации человека, сущность которой — в освоении социальных ролей, в приобщении к трудовой и иной общественно значимой деятельности, в усвоении индивидом ценностей культуры, нравственных норм, образцов поведения, традиций, присущих данному обществу, социальной общности, путем образования, воспитания и самовоспитания. Социализация личности, овладение ею культурой преломляется через индивидуальность человека, его характер, психический склад. Подлинное богатство личности — это раскрытие ею творческих способностей, реализованная потребность в собственном всестороннем (духовно-нравственном, интеллектуальном, эстетическом, физическом) развитии; истинное человеческое богатство — это достижение высот свободного бытия, возвышающего личность, обеспечивающего ее самореализацию; это — солидарность с другими людьми, благородное межличностное общение, проникнутое чувствами человечности, товарищества, дружбы и любви. И поэтому несостоятельно представление о личности как о «винтике» в социальном механизме, как о безликом и покорном исполнителе общественной или государственной воли. Человек, как правило, поступает убежденно, целеустремленно, осознанно совершая выбор между различными вариантами поведения, жизненного действия. Обладая свободной волей, он проявляет свою активность, творческий подход. Свобода личности свидетельствует об относительном характере зависимости человека от общества, от обстоятельств. Но при это необходимо правильно понимать свободу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13