Рефераты. Философия (аспирантура ГУУ)

1)      определяет характер и направление количественных изменений;

2)      оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания
количественных изменений и 3) определяет меру данного явления.

45

В процессе развития происходит смена мер, преобразование узловой линии отношений меры.

Анализируя процесс изменения качества и количества, очень важно учитывать как в теоретической, так и в практической дея­тельности, не только механизм совершающихся изменений, но и их глубину и значение для перспектив развития. Поэтому совершаю­щиеся изменения можно разделить на революционные и эволюци­онные.

Революция представляет собой изменение, в ходе которого со­вершаются преимущественно коренные, качественные изменения, ломка основного качества явления, его интенсивное масштабное пре­образование. Эволюция — это преимущественно постепенные коли­чественные изменения, при которых основное качество явления со­храняется. Понятие эволюции употребляется также для обозначения развития вообще (эволюция растительного и животного мира, эво­люция Земли и т.д.). В этом значении оно включает в себя как ко­личественные, так и все виды качественных изменений. Поэтому сле­дует иметь в виду, что при рассмотрении соотношения эволюции и революции понятие «эволюция» употребляется в первом, более узком, специальном своем значении.

Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, принципиально новым качествам, следует, что ни­какое развитие невозможно без отрицания. Отрицание в его самом общем диалектическом смысле есть закономерный процесс перехода явления при определенных условиях в качественно иное состояние. Какова суть этого преобразовательного процесса? Имеется ли какая-либо общая направленность в бесконечном процессе движения ма­терии? Ответы на эти вопросы дает закон отрицания отрицания. От­рицание заложено в самом предмете или явлении. Для того чтобы правильно понять реальный процесс развития, а следовательно, и абсолютность отрицания, нужно отличать диалектическое понима­ние отрицания от пустого, зряшного, обыденного, механического подхода к отрицанию как к простому уничтожению. Диалектическое отрицание — глубоко содержательный процесс, который характери­зуется взаимодействием трех моментов, таких как:

а)  преодоление старого качества новым;

б)  удержание положительных сторон из старого качества и со­
хранение  всего,  что  способствует становлению и  оптимальному
функционированию нового качества;

в)  конструктивное творчество всех сторон системы нового каче­
ства.

46

Диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. Иначе прогрессивное движение системы было бы невозможным. Действие закона отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в це­лостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, при рассмотрении ряда последователь­ных этапов, когда можно зафиксировать более или менее закончен­ный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой же отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция, а потому далеко не всегда полно и очевидно. Существо данного закона — в синтезе, когда при вторичном отрицании на более высокой ступени развития повторяются некоторые характер­ные черты (структуры) исходной ступени. Этот повтор обусловли­вает особую форму развития — спиралевидную, демонстрирующую не круговорот, а лишь «якобы возврат» к прежней ступени при общей поступательности развития системы.

В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в ко­торой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю действительность. Обладая специфичнос­тью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаи­мосвязаны и проникают друг в друга вплоть до полного единства.

На основе проведенного анализа различных типов универсаль­ных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно дать более полное определение понятия развития и показать его со­отношение с понятиями «изменение» и «прогресс». Изменение уни­версально и характеризует любые явления действительности. Разви­тие же — особый тип изменения. Наиболее общими, противополож­ными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тен­денциями развития являются прогресс и регресс. Прогресс в самом общем виде определяют как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совер­шенных форм к более высоким и совершенным. Применительно к живой природе прогресс определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе (измененному объекту) выполнять функции, недоступные старой (ис­ходной) системе. Регресс же — это понижение уровня системной ор­ганизации, утрата способности выполнять те или иные функции.

В отношении общества также применяется критерий прогресса. Идея прогресса в обществе долгое время носила ценностный, харак­тер, воплощая в себе высокие цели всестороннего развития и блага

47

человека и общества, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Фактически каждая подсистема общест­ва — производительные силы, производственные отношения, нрав­ственность, культура — требуют своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными систе­мами.

Важную роль играет производство, уровень развития произво­дительных сил, темпы роста производительности труда. Экономи­ческий критерий свидетельствует о степени свободы общества по от­ношению к природе. Но в любом случае для прогрессивной обще­ственной системы характерна ориентация прежде всего на духовные интересы людей, на гармоничное развитие индивидов, что ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.

Понятие «общественный прогресс» носит мировоззренческий ха­рактер и заключает в себе ценностный смысл, человеческие ориен­тации. Оно несет в себе идею единства исторического процесса, пре­емственности, сохранения и приумножения высших достижений ма­териальной и духовной культуры человечества, всех его гуманисти­ческих ценностей. В реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой живое, подчас противоречивое единство. Прежде всего важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий, то, что одно из них предполагает другое, что они определяются лишь через друг друга. Что следует считать прогрессом и, стало быть, чему следует содействовать — это в каждом конкретном случае предстоит откры­вать и обосновывать теоретически.

Современная картина мира стремительно повышает степень своей диалектичности, постепенно продвигаясь к познанию единого мирового эволюционного процесса. Наука выходит на новый уро­вень изучения самоорганизующихся и саморазвивающихся систем. По-новому осмысливается, обогащается диалектика взаимоотноше­ний между такими категориями и понятиями, как «устойчивость» и «изменчивость», «порядок» и «хаос» и др. Важное философское, ме­тодологическое значение приобретают идеи и методы синергетики — теории самоорганизации. Она разрабатывалась преимущественно на физическом материале. В работах И. Пригожина показана много­значность возможных ходов движения Космоса, химических процес­сов, происхождение упорядоченных структур из хаотичных состоя­ний в,уеловиях неравновесных взаимодействий. Мир эволюциони­рует по нелинейным законам и полон неожиданных поворотов. Зная

48

тенденции самоорганизации системы, можно облегчить некоторые зигзаги эволюции, оптимизировать ее. Реальная диалектика бытия в ее всеобщих характеристиках требует для своего адекватного вы­ражения соответствующего философского метода — диалектическо­го, роль и значение которого в современной науке и практике уп­равления возрастают. Важно применять его умело, с учетом кон­кретных условий, в единстве со многими другими способами и при­емами научного познания.

ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Философский анализ проблемы человека предполагает изучение человека как целостной, сложной, многоуровневой системы. Человек пребывает в духовном и материальном мире; он проявляется в эмо­циях и разуме. Он существует как член общества, коллектива, нации, рода, как отдельное (единичное) существо, «Я» со своим душевным обликом и волей, только ему присущими желаниями, с собственными мечтами и планами, бедами и радостями. Не существует человека «вообще». Человек — всегда конкретный индивид. Но о каждом ли человеке можно сказать, что он — личность, индивидуальность? Ведь он не рождается личностью, индивидуальностью. Эти черты он дол­жен сформировать, «выработать» в себе сам. Казалось бы, если каж­дый человек чем-то отличается от другого человека, то уже поэтому он — индивидуальность. На деле все обстоит далеко не так, потому что для многих «быть, как все» оказывается легче, удобнее, тогда как быть самостоятельным, ответственным гораздо труднее, а для иных и вовсе непосильно. Многогранность человека требует уточ­нения смысловых особенностей таких близких понятий, как: инди­вид, личность, индивидуальность. Человек — это наиболее общее понятие, интегрирующее различные аспекты человеческого бытия и существования. Индивид — это отдельный представитель человечес­кого рода, природное существо. Будучи причастным к исторически конкретному обществу, он проявляет в себе неразрывное единство биологического и социального. Личность как понятие отражает со­циальную сущность человека. Оно включает в себя определенный социально-культурный уровень развития человека, на котором воз­никает самосознание; обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функ­ций.

49

Уникальное пересечение, сплав общих, особенных и единичных черт личности человека, помноженных на своеобразие его генети­ческой природы и жизненного опыта, дает нам индивидуальность как неповторимое отличие одного человека от другого, как плод индивидуализации человека, его самобытного жизненного пути, его биографии.

Становление личности — это процесс социализации человека, сущность которой — в освоении социальных ролей, в приобщении к трудовой и иной общественно значимой деятельности, в усвоении индивидом ценностей культуры, нравственных норм, образцов по­ведения, традиций, присущих данному обществу, социальной об­щности, путем образования, воспитания и самовоспитания. Социа­лизация личности, овладение ею культурой преломляется через ин­дивидуальность человека, его характер, психический склад. Подлин­ное богатство личности — это раскрытие ею творческих способнос­тей, реализованная потребность в собственном всестороннем (духов­но-нравственном, интеллектуальном, эстетическом, физическом) раз­витии; истинное человеческое богатство — это достижение высот свободного бытия, возвышающего личность, обеспечивающего ее самореализацию; это — солидарность с другими людьми, благород­ное межличностное общение, проникнутое чувствами человечности, товарищества, дружбы и любви. И поэтому несостоятельно пред­ставление о личности как о «винтике» в социальном механизме, как о безликом и покорном исполнителе общественной или государст­венной воли. Человек, как правило, поступает убежденно, целеуст­ремленно, осознанно совершая выбор между различными варианта­ми поведения, жизненного действия. Обладая свободной волей, он проявляет свою активность, творческий подход. Свобода личности свидетельствует об относительном характере зависимости человека от общества, от обстоятельств. Но при это необходимо правильно понимать свободу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.