Рефераты. Философия (аспирантура ГУУ)

Эмпирическое направление в философии продолжили такие фи­лософы, как Локк, Гоббс, Гельвеции, Гольбах. Сторонники эмпиризма признавали чувственное восприятие главным источником наших зна­ний.

Иным, отличным от бэконовского путем в разработке проблем методологии научного познания пошел выдающийся французский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт. В центре его философии

13

стоит человек — «Я» как «мыслящая вещь». Декарт был убежден в разумности мира и человека. Совершенствование человека он свя­зывал с изобретением такого метода познания, который давал бы возможность решать все необходимые проблемы. Декарт считал, что это должен быть метод рациональной дедукции как движения от общего к частному.

Рационализм в лице Декарта, а также Спинозы, Лейбница прида­вал решающее значение рациональному познанию, не отрицая зна­чения чувственного познания в качестве механизма связи разума с материальным миром. Характеризуя рационалистическую методо­логию, особо подчеркнем, что в философии Нового времени под рациональностью, как правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность особых правил, определяющая способность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания. Мир устроен изначально просто и рационально, и он вполне поддается анализу и объяснению.

Эпоха Просвещения рождает к концу XVIII в. идею прогресса. Эта идея исходила из возможности достижения человечеством, по их мнению, идеального состояния. Самосовершенствованию челове­ческого разума нет границ, и потому процесс общественного разви­тия приобретает характер непрерывного восходящего движения к этой цели. С позиций гуманистического идеала просветители видели назначение человека в том, чтобы быть хозяином собственной жизни, властелином и творцом мира.

В XVII—XIX столетиях рационализм имел очень сильные пози­ции. Рационалисты считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума. Познавая собственное ло­гическое содержание, разум таким образом познает окружающий мир. Этот подход получил дальнейшее развитие в классической не­мецкой философии. Кант и Гегель выводят мир культуры из дея­тельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания.

Центральный интерес в философии Канта представляет этика, исходной предпосылкой которой является убеждение в том, что вся­кая личность — самоцель человеческого развития. Она ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было утилитарных задач, даже если это задачи всеобщего блага. Основным законом этики Кант провозгласил безусловное внутреннее повеление — категорический императив, или моральный закон. Его суть состоит в следующем: «Поступай так, чтобы человек и его благо были всегда как высшая цель для тебя самого и для другого, и никогда лишь как средство». И еще: «Поступай так, чтобы

14

основания твоего поступка могли бы стать основаниями всеобщего законодательства в морали для всех людей». В своей этике Кант решал животрепещущую проблему эпохи — проблему человеческой свободы. Доказательством и проявлением свободы он считает спо­собность человека добровольно, осознанно, разумно подчиняться принуждению морального закона, а значит, безупречно следовать высшему долгу. Идея активности личности как морального субъекта дополняется ее познавательной активностью.

Теория познания, гносеологические проблемы в философии И. Канта занимают особое место. Прежде всего это вопрос об ис­точнике и границах знания. Здесь речь идет о возможности априор­ных (доопытных) синтетических суждений в математике, теоретичес­ком естествознании, метафизике. Исследуя три основные способнос­ти познания: чувственность, рассудок и разум, Кант приходит к вы­воду, что ни ощущения чувственности, ни понятия и суждения рас­судка не могут дать достоверное знание о «вещах в себе». Вещи эти в сущности непознаваемы. Означает ли это, что Кант был агности­ком? Есть ли сферы и предметы познания, где наука бессильна?

Кант был ученым, верил в прогресс знания, но он выступал про­тив догматического предрассудка о всесилии научного знания, про­тив переоценки возможностей науки.

Развитие немецкой классической философии достигает вершины в творчестве Гегеля. Гегель называл свою философскую систему «аб­солютным идеализмом». Это связано с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единой системой категорий. Исходным понятием такой целостной системы является абсолютная идея. Это субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей и процессов. Она существует вечно и содер­жит в скрытом, «свернутом» виде все возможные определения при­родных, общественных и духовных явлений. Философское наследие Гегеля многогранно и противоречиво. Он развил диалектический метод познания и понимания мира, разработал вопросы сущности теоретического мышления, природы логических форм и категорий, в которых осуществляется это теоретическое мышление. Большой вклад внес Гегель в понимание всеобщей диалектической методоло­гии науки, в разработку многих других проблем.

Учитывая сложность и многогранность философских идей Геге­ля, необходимо остановиться на вопросе о сущности его диалекти­ческого метода, развитие которого философ считал своей главной задачей. Его точка зрения состоит в том, что любой обыкновенный предмет, если он рассматривается как характеристика реального це­лого, обнаруживает самопротиворечивость. «Противоречие есть

15

критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблужде­ния». Этим дерзким парадоксом Гегель попытался объединить в эн­циклопедическом синтезе все достижения диалектической мысли че­ловечества. Высшей познавательной способностью человека, считал философ, является разум, а орудием познания — понятия, идеи, на­учные теории. Диалектика выступает у Гегеля прежде всего как само­развитие понятия, абсолютного духа, которое выражается в восхож­дении от конкретно-чувственного к абстрактному, а в теоретическом мышлении --от абстрактного к конкретному, т.е. от простого и одностороннего к развитой системе целостного познания явлений, процессов окружающего мира. Предпосылкой учения о саморазви­тии понятия является идея разума как бесконечного и безусловного мышления, как не ограниченной ничем внешним самодеятельности мысли. Движение мысли от абстрактного к конкретному в теории он принял за реальный путь рождения и развития конкретно-чувст­венных предметов действительности. Логическое и историческое у него совпадают.

Если исходить из гегелевского диалектического метода, то воз­можности человеческого разума безграничны, но, по его мнению, у нашего познания есть предел, обусловленный задачей самопознания абсолютного духа, т.е. философия Гегеля содержит внутреннее про­тиворечие.

Идеализм Гегеля был подвергнут фундаментальной критике в фи­лософии Л. Фейербаха, основоположника антропологического мате­риализма. В центре его философских взглядов — человек как «един­ственный, универсальный и высший предмет философии». В труде «Сущность христианства» он раскрыл человеческую сущность рели­гии, идеи Бога, в которой абсолютизирована духовная сущность че­ловека, обособленная от него и представленная как самостоятельное существо. В идее Бога сконцентрированы самые благородные и со­вершенные качества человека, ценности красоты, истины, добра и справедливости, подвергнутые возвышенному отчуждению от чело­века, хотя в действительности они существуют только как свойства людей. Человеку нужен идеал, подчеркивал Фейербах, но человечес­кий, соответствующий природе и культуре, а не сверхъестественный. Он писал: «Пусть нашим идеалом будет не кастрированное, лишен­ное телесности, отвлеченное существо, а цельный, действительный, всесторонний, совершенный развитый человек» [23, с. 778].

Раскрывая историческое значение материализма Фейербаха, осо­бенно его критику христианской религии, важно отметить и слабые стороны мыслителя, не сумевшего показать деятельностную истори­ческую сущность человека. Задача перехода от абстрактного инди-

16

вида к науке о действительных людях в их историческом развитии осталась им не решенной. И это движение, выходящее за пределы философии Фейербаха, было начато в работах Маркса и Энгельса.

Основоположник марксистской философии К. Маркс (1818— 1883) внес большой вклад в разработку материалистического пони­мания истории, в раскрытие тайны отчуждения человека, например, от результатов его деятельности, в поиск путей к вершинам челове­ческой свободы. Маркс разработал концепцию системно-теоретичес­кого понимания общества, исходящую из учета реальных, природных и социальных, материально-предметных условий организации людей в конкретно-историческую общность.

Согласно Марксу, общество есть целостная, внутренне структу­рированная и развивающаяся система многообразных типов взаи­модействия людей. Она детерминируется в своем развитии в конеч­ном счете действием материальных, производственных факторов. При этом Маркс стремится доказать, что не буржуазный строй, а социализм, вырастающий из капитализма и развивающийся в пол­ный коммунизм как торжество реального универсального гуманиз­ма, является естественным, непрерывно эволюционирующим состо­янием человечества, именно состоянием, а не целью. Коммунизм представляется в теории добровольным объединением, ассоциацией свободных производителей, занимающихся общественным трудом по общему плану. Это — общество, на знамени которого написано: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Маркс исследовал крупномасштабные блоки социального ор­ганизма — общественное бытие и общественное сознание, матери­альное и духовное производство, системы социальных отношений, политические и идеологические надстройки. Выделение глубинных структур общества дает возможность понять его социальную при­роду, соотношение в обществе материальных и идеальных образо­ваний, выявить основные линии социальной детерминации и само­детерминации. Можно спорить о том, насколько модель общества, предложенная Марксом, соответствует тенденциям развития дейст­вительности. Но бесспорен сам факт открытия методологически но­вого подхода к рассмотрению общества в его развитии.

Особая заслуга Маркса в том, что он подхватил и развил глу­бокое понимание человеческой культуры и свободы. Как Гегель верил в то, что дух стремится к более высокому самосознанию, так и Маркс верил в развитие человеческой природы, в ее попытки до­стичь высот универсальной человеческой личности, гармонии, все­стороннего раскрытия творческих дарований. Делая акцент на пред­метной самореализации человека, Маркс связал свой идеал будущего

17

общества со свободной индивидуальностью и универсальным раз­витием индивидов в условиях подлинной коллективности. Радикаль­ный гуманизм особенно ярко проявился в его работах «Экономи-ческо-философские рукописи 1844 года», «Немецкая идеология», в подготовительных рукописях к «Капиталу».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.