Рефераты. Философия (аспирантура ГУУ)

22

дуализации означает усиление неуверенности и изолированности от­дельного человека, его постоянное сомнение относительно своего места в этом мире и смысла собственной жизни. Истинное понятие свободы не может вытекать из эгоистического произвола, оно осно­вывается на объективных ценностях, раскрывающих внутренние по­тенции человека, его социальный характер. Свобода «для» — это развитие в себе продуктивного, жизнетворческого ориентирования. В труде «Иметь или быть» Э. Фромм выступает в защиту гуманис­тического бытия человека, критикуя общественный строй, ставящий на первое место обладание, абсолютизацию стремления к прибыли, эгоистического владения частной собственностью. Превыше всего — быть человеком, развить свои творческие способности, высоко це­нить и беречь любовь, творить добро, хранить и создавать красоту.

Неотомизм — одно из самых влиятельных направлений совре­менной религиозной философии, для которого характерна попытка обновить традиционалистское понимание сущности и задач религи­озного мировоззрения. Заметной вехой на этом пути был Второй Вселенский собор католической церкви в начале 60-х годов под эги­дой папы Иоанна XXIII, который поддержал линию на мирное со­существование государств с различным общественным строем, на диалог верующих и неверующих, на сотрудничество в области этики марксистских и немарксистских авторов во имя утверждения гума­низма. Нынешний глава Ватикана папа Иоанн Павел II (с 1978 г.) уделяет особое внимание проблемам развития социальной доктрины католической церкви, и, будучи специалистом в области философ­ской антропологии и моральных проблем, он дважды выступил с «социальными энцикликами (посланиями)» — в 1981 и 1991 гг. В них он попытался обосновать «третий путь» католицизма, отвергая политику «государственного атеизма и коллективизма», с одной сто­роны, эгоизм и другие нравственные пороки классического капита­лизма — с другой, и не отказываясь от поддержки частной собст­венности. Папа подчеркивает необходимость видеть в наемном ра­бочем, в трудящемся субъект труда, нуждающийся в защите его че­ловеческого достоинства. В своих выступлениях он приводит поло­жения из экзистенциализма, феноменологии, структурализма и дру­гих школ современной западной философии; сотрудничает с протес­тантскими теологами.

Представитель протестантизма, одного из трех основных направ­лений современной христианской идеологии , Пауль Тиллих в труде

1 Два других направления — православие и католицизм. — Прим. ред.

23

«Теология культуры» пропагандирует концепцию божественной сущности культуры. Его итоговая формула: «Религия есть субстан­ция культуры, культура же есть форма религии». Он отвергает пер­венствующую созидательную роль человека в творчестве культуры и объявляет божественную силу безусловным конечным основанием культуры, а каждый акт человеческого духа — творением Бога.

Философское учение позитивизма (положительного знания) раз­вивалось с середины XIX до конца XX в. и прошло три основных этапа, главным образом обращаясь к проблемам познания, методо­логии, языка и науки. Создатель позитивизма, французский мысли­тель О. Конт провозгласил разрыв науки с философской традицией. По его мнению, наука не нуждается в философии, так как сама спо­собна осуществлять синтез, глобальные обобщения полученных зна­ний. Она не должна претендовать на раскрытие причин и сущностей явлений, ее задача — их описание, эмпирическая фиксация.

На втором этапе позитивизм к началу XX в. показал свою не­состоятельность, не справившись с интерпретацией и философско-методологическими проблемами начавшейся революции в естество-знйнии в связи с открытием явления радиоактивности и так назы­ваемым исчезновением материи. На самом деле исчезла не материя, а старые представления о неизменном, конечном, неделимом атоме как «кирпичике» материи, который почти на глазах стал делимым под натиском фактов радиоактивного распада. В.И. Ленин в труде «Материализм и эмпириокритицизм» вскрыл гносеологические корни «кризиса в физике», философскую дистрофию позитивизма (махизма), его неумение применить диалектику, теорию развития к революционному обновлению физических концепций, к познанию принципиально новых явлений природы. Ленинское предвидение: «электрон так же неисчерпаем, как и атом» — полностью подтвер­дилось в XX в. в ходе прогресса физики элементарных частиц.

Третий этап — неопозитивизм, начавшийся с 20-х годов XX сто­летия, — связан с возникновением аналитической философии (Рас­сел, Витгенштейн), логического позитивизма (Айер, Карнап). Была продолжена линия на отрицание роли философии как всеобщей ме­тодологии научного познания, на абсолютизацию физического факта, логически оформленного в соответствующих символах и ма­тематических построениях.

Против «метафизических», т.е. мировоззренческих, принципов философии был направлен принцип верификации (проверяемос­ти) — требование, согласно которому любое высказывание и в науке, и в практике, и в философии должно быть подтверждено экспери­ментально, на строго фиксированных фактах. Этот принцип посягал на святая святых науки — специфику теоретического знания, которое

24

вводит понятия и построения конструктивного, творческого харак­тера, не имеющие прямого или косвенного эквивалента в событиях, фактах опыта.

В математической логике был найден искомый позитивистский идеал точного и строгого мышления, якобы обеспечивающего самую тесную связь познавательных форм с опытом. В обоснование особого логического варианта позитивизма была выдвинута идея о фунда­ментальной значимости логики для философии. «Логика составляет сущность философии», — возвестил Б. Рассел. Тезис Рассела стал лозунгом неопозитивистского движения. Представители этого тече­ния выработали свой особый, логико-лингвистический подход к фи­лософии, придали всей философской проблематике языковой харак­тер. Проблема значения и смысла стала центральной в этом направ­лении, а предметом философии был объявлен логический анализ по­ложений науки и повседневного языка. "Распутывание различных концептуальных головоломок и сложностей, аналитический крити­цизм по отношению к смутно-спекулятивному, неясному схоласти­ческому теоретизированию — подобного типа задачи всегда при­влекали внимание философов. Но чисто аналитическое толкование природы и задач философии упускает из виду важнейшие синтети­ческие задачи, включая животрепещущие проблемы эпохи, которые всегда рассматривала философия. Даже если понятия «наука» и «ло­гика» рассматривать более широко, чем это делают сами логические позитивисты, все же считать философию лишь логикой науки — зна­чит слишком сужать предмет философии. Философия всегда пыта­лась интерпретировать не какой-то один аспект человеческого опыта, но все его аспекты в целостности. Ведь человеческий опыт помимо науки содержит еще и мир человеческих ожиданий, идеалов, ценностей, духовного постижения бытия.

Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд), возникший в 50—70-е годы, уделяет большое вни­мание рациональным методам научного познания, процессам роста научного знания, смене образцов (парадигм) научных теорий, мето­дологии научно-исследовательских программ.

Главный метод позднего периода аналитической философии (включающего с себя как нео-, так и постпозитивизм) — анализ язы­ковых средств и выражений. Происходит постоянный отказ от ори­ентации только на науку, от атомарных представлений совершается переход к целостным воззрениям, возрастают требования к развер­нутой аргументации и доказательности выдвигаемых положений, к знанию истории науки, и в то же время усиливается ориентация на практический успех. Эволюция аналитической мысли привела к вы-

25

воду, что вне широкого мировоззренческого контекста философст­вовать невозможно.

Поздний К. Поппер дополнил свою концепцию «критического рационализма» теорией «трех миров». По этой теории 1-й мир со­ставляют физические объекты и состояния; 2-й мир — состояния со­знания, исходные философские абстракции, возникшие в эпоху ста­новления философии, и 3-й мир — это объективное содержание мыш­ления, функционирующего в разнообразных формах: теориях, гипо­тезах, поэтических размышлениях, произведениях искусства, книгах.

БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ. МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ

Категория бытия является исходной для философского осмысле­ния мира, создания его обобщенной целостной картины. Бытие оп­ределяется как всеобщая реальность, охватывающая все сферы су­щего, все области действительности. В учении о бытии (онтологии) антиподом бытия является небытие, хотя заметим, что последнее в истории философии не признавалось некоторыми философами (элей-ская школа Древней Греции). Категория «бытие» — это высший пре­дел обобщенности, всеобщее единство всего многообразного, абстра­гирование от всего единичного, отдельного, особенного, преходя­щего. Бытие — это внутреннее единство неисчислимого множества существующих в их конкретной чувственности и целостности вещей, предметов, организмов, человеческих индивидов, состояний, явле­ний, процессов, структур, систем — их универсальная целостность. Категория бытия охватывает не только явления и процессы налич­ного бытия, но и проблемы прошлого и будущего, времени и веч­ности мира и его отдельных частей, человеческого индивида, соци­альных общностей, человечества в целом. Эта проблема противоре­чивого единства преходящего существования бытия вещей, природ­ных состояний, человеческой жизни и непреходящего бытия природы как целого имеет диалектическую сущность. Непреходящее бытие природы находит свое выражение в бесконечности мира, имеющего специфический, качественно неоднородный характер. Бытие как со­вокупная реальность целостности природы, общества, человека с его объективным и субъективным миром — предпосылка творческой ак­тивности человеческого субъекта, его сознания, стремлений входя­щих в жизнь поколений. Проблема, сформулированная гением

26

В. Шекспира в трагедии «Гамлет» — быть или не быть, — несет в себе черты глубочайшего этического размышления о смысле жизни, о назначении человека, об ответственности за линию жизненного поведения, за верность избранным идеалам, о мужестве в борьбе за них.

Рассматривая основные формы быти^, следует выделить четыре его сферы: бытие природы; бытие человека с его культурой и спе­цифической диалектикой материального и духовного; бытие духов­ного; бытие общества с особой диалектикой материального и иде­ального.

1.    Бытие природы включает в себя существование чрезвычайно
многообразных вещей, материальных тел, состояний, процессов.

2.    Бытие человека подразделяется на мир вещей и процессов, во­
площающих результаты его культурного творчества (материальные
ценности, достижения культуры), и собственно человеческое бытие.
Под последним имеется в виду непрерывное производство и воспро­
изводство человеческого существования, достойного человека, воз­
вышающего человеческую личность, обеспечивающего овладение
всеми сущностными силами человека (разум, духовно-нравственные
чувства и качества, свободная воля).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.