22
дуализации означает усиление неуверенности и изолированности отдельного человека, его постоянное сомнение относительно своего места в этом мире и смысла собственной жизни. Истинное понятие свободы не может вытекать из эгоистического произвола, оно основывается на объективных ценностях, раскрывающих внутренние потенции человека, его социальный характер. Свобода «для» — это развитие в себе продуктивного, жизнетворческого ориентирования. В труде «Иметь или быть» Э. Фромм выступает в защиту гуманистического бытия человека, критикуя общественный строй, ставящий на первое место обладание, абсолютизацию стремления к прибыли, эгоистического владения частной собственностью. Превыше всего — быть человеком, развить свои творческие способности, высоко ценить и беречь любовь, творить добро, хранить и создавать красоту.
Неотомизм — одно из самых влиятельных направлений современной религиозной философии, для которого характерна попытка обновить традиционалистское понимание сущности и задач религиозного мировоззрения. Заметной вехой на этом пути был Второй Вселенский собор католической церкви в начале 60-х годов под эгидой папы Иоанна XXIII, который поддержал линию на мирное сосуществование государств с различным общественным строем, на диалог верующих и неверующих, на сотрудничество в области этики марксистских и немарксистских авторов во имя утверждения гуманизма. Нынешний глава Ватикана папа Иоанн Павел II (с 1978 г.) уделяет особое внимание проблемам развития социальной доктрины католической церкви, и, будучи специалистом в области философской антропологии и моральных проблем, он дважды выступил с «социальными энцикликами (посланиями)» — в 1981 и 1991 гг. В них он попытался обосновать «третий путь» католицизма, отвергая политику «государственного атеизма и коллективизма», с одной стороны, эгоизм и другие нравственные пороки классического капитализма — с другой, и не отказываясь от поддержки частной собственности. Папа подчеркивает необходимость видеть в наемном рабочем, в трудящемся субъект труда, нуждающийся в защите его человеческого достоинства. В своих выступлениях он приводит положения из экзистенциализма, феноменологии, структурализма и других школ современной западной философии; сотрудничает с протестантскими теологами.
Представитель протестантизма, одного из трех основных направлений современной христианской идеологии , Пауль Тиллих в труде
1 Два других направления — православие и католицизм. — Прим. ред.
23
«Теология культуры» пропагандирует концепцию божественной сущности культуры. Его итоговая формула: «Религия есть субстанция культуры, культура же есть форма религии». Он отвергает первенствующую созидательную роль человека в творчестве культуры и объявляет божественную силу безусловным конечным основанием культуры, а каждый акт человеческого духа — творением Бога.
Философское учение позитивизма (положительного знания) развивалось с середины XIX до конца XX в. и прошло три основных этапа, главным образом обращаясь к проблемам познания, методологии, языка и науки. Создатель позитивизма, французский мыслитель О. Конт провозгласил разрыв науки с философской традицией. По его мнению, наука не нуждается в философии, так как сама способна осуществлять синтез, глобальные обобщения полученных знаний. Она не должна претендовать на раскрытие причин и сущностей явлений, ее задача — их описание, эмпирическая фиксация.
На втором этапе позитивизм к началу XX в. показал свою несостоятельность, не справившись с интерпретацией и философско-методологическими проблемами начавшейся революции в естество-знйнии в связи с открытием явления радиоактивности и так называемым исчезновением материи. На самом деле исчезла не материя, а старые представления о неизменном, конечном, неделимом атоме как «кирпичике» материи, который почти на глазах стал делимым под натиском фактов радиоактивного распада. В.И. Ленин в труде «Материализм и эмпириокритицизм» вскрыл гносеологические корни «кризиса в физике», философскую дистрофию позитивизма (махизма), его неумение применить диалектику, теорию развития к революционному обновлению физических концепций, к познанию принципиально новых явлений природы. Ленинское предвидение: «электрон так же неисчерпаем, как и атом» — полностью подтвердилось в XX в. в ходе прогресса физики элементарных частиц.
Третий этап — неопозитивизм, начавшийся с 20-х годов XX столетия, — связан с возникновением аналитической философии (Рассел, Витгенштейн), логического позитивизма (Айер, Карнап). Была продолжена линия на отрицание роли философии как всеобщей методологии научного познания, на абсолютизацию физического факта, логически оформленного в соответствующих символах и математических построениях.
Против «метафизических», т.е. мировоззренческих, принципов философии был направлен принцип верификации (проверяемости) — требование, согласно которому любое высказывание и в науке, и в практике, и в философии должно быть подтверждено экспериментально, на строго фиксированных фактах. Этот принцип посягал на святая святых науки — специфику теоретического знания, которое
24
вводит понятия и построения конструктивного, творческого характера, не имеющие прямого или косвенного эквивалента в событиях, фактах опыта.
В математической логике был найден искомый позитивистский идеал точного и строгого мышления, якобы обеспечивающего самую тесную связь познавательных форм с опытом. В обоснование особого логического варианта позитивизма была выдвинута идея о фундаментальной значимости логики для философии. «Логика составляет сущность философии», — возвестил Б. Рассел. Тезис Рассела стал лозунгом неопозитивистского движения. Представители этого течения выработали свой особый, логико-лингвистический подход к философии, придали всей философской проблематике языковой характер. Проблема значения и смысла стала центральной в этом направлении, а предметом философии был объявлен логический анализ положений науки и повседневного языка. "Распутывание различных концептуальных головоломок и сложностей, аналитический критицизм по отношению к смутно-спекулятивному, неясному схоластическому теоретизированию — подобного типа задачи всегда привлекали внимание философов. Но чисто аналитическое толкование природы и задач философии упускает из виду важнейшие синтетические задачи, включая животрепещущие проблемы эпохи, которые всегда рассматривала философия. Даже если понятия «наука» и «логика» рассматривать более широко, чем это делают сами логические позитивисты, все же считать философию лишь логикой науки — значит слишком сужать предмет философии. Философия всегда пыталась интерпретировать не какой-то один аспект человеческого опыта, но все его аспекты в целостности. Ведь человеческий опыт помимо науки содержит еще и мир человеческих ожиданий, идеалов, ценностей, духовного постижения бытия.
Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд), возникший в 50—70-е годы, уделяет большое внимание рациональным методам научного познания, процессам роста научного знания, смене образцов (парадигм) научных теорий, методологии научно-исследовательских программ.
Главный метод позднего периода аналитической философии (включающего с себя как нео-, так и постпозитивизм) — анализ языковых средств и выражений. Происходит постоянный отказ от ориентации только на науку, от атомарных представлений совершается переход к целостным воззрениям, возрастают требования к развернутой аргументации и доказательности выдвигаемых положений, к знанию истории науки, и в то же время усиливается ориентация на практический успех. Эволюция аналитической мысли привела к вы-
25
воду, что вне широкого мировоззренческого контекста философствовать невозможно.
Поздний К. Поппер дополнил свою концепцию «критического рационализма» теорией «трех миров». По этой теории 1-й мир составляют физические объекты и состояния; 2-й мир — состояния сознания, исходные философские абстракции, возникшие в эпоху становления философии, и 3-й мир — это объективное содержание мышления, функционирующего в разнообразных формах: теориях, гипотезах, поэтических размышлениях, произведениях искусства, книгах.
БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ. МАТЕРИЯ КАК СУБСТАНЦИЯ
Категория бытия является исходной для философского осмысления мира, создания его обобщенной целостной картины. Бытие определяется как всеобщая реальность, охватывающая все сферы сущего, все области действительности. В учении о бытии (онтологии) антиподом бытия является небытие, хотя заметим, что последнее в истории философии не признавалось некоторыми философами (элей-ская школа Древней Греции). Категория «бытие» — это высший предел обобщенности, всеобщее единство всего многообразного, абстрагирование от всего единичного, отдельного, особенного, преходящего. Бытие — это внутреннее единство неисчислимого множества существующих в их конкретной чувственности и целостности вещей, предметов, организмов, человеческих индивидов, состояний, явлений, процессов, структур, систем — их универсальная целостность. Категория бытия охватывает не только явления и процессы наличного бытия, но и проблемы прошлого и будущего, времени и вечности мира и его отдельных частей, человеческого индивида, социальных общностей, человечества в целом. Эта проблема противоречивого единства преходящего существования бытия вещей, природных состояний, человеческой жизни и непреходящего бытия природы как целого имеет диалектическую сущность. Непреходящее бытие природы находит свое выражение в бесконечности мира, имеющего специфический, качественно неоднородный характер. Бытие как совокупная реальность целостности природы, общества, человека с его объективным и субъективным миром — предпосылка творческой активности человеческого субъекта, его сознания, стремлений входящих в жизнь поколений. Проблема, сформулированная гением
26
В. Шекспира в трагедии «Гамлет» — быть или не быть, — несет в себе черты глубочайшего этического размышления о смысле жизни, о назначении человека, об ответственности за линию жизненного поведения, за верность избранным идеалам, о мужестве в борьбе за них.
Рассматривая основные формы быти^, следует выделить четыре его сферы: бытие природы; бытие человека с его культурой и специфической диалектикой материального и духовного; бытие духовного; бытие общества с особой диалектикой материального и идеального.
1. Бытие природы включает в себя существование чрезвычайно многообразных вещей, материальных тел, состояний, процессов.
2. Бытие человека подразделяется на мир вещей и процессов, во площающих результаты его культурного творчества (материальные ценности, достижения культуры), и собственно человеческое бытие. Под последним имеется в виду непрерывное производство и воспро изводство человеческого существования, достойного человека, воз вышающего человеческую личность, обеспечивающего овладение всеми сущностными силами человека (разум, духовно-нравственные чувства и качества, свободная воля).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13