Рефераты. Философия (аспирантура ГУУ)

Целостность общества формируется на базе внутреннего взаи­модействия основных сфер общественной жизни, которое имеет сложный характер. Согласно материалистическому пониманию ис­тории, способ производства материальных благ обусловливает раз­витие социальной, политической и духовной жизни общества. Он истолковывается как материальная основа существования и развития общества, одно из системообразующих начал, связывающих воедино все проявления общественной жизни. Но как домом нельзя считать только его фундамент, так было бы неправильно сводить общест­венную систему к экономическому началу, к материальному произ­водству. Не меньшую роль играет духовная сторона деятельности общества. Вместе с тем существуют и другие подходы. В современной западной социологии существует так называемая теория факторов. В ней речь идет о технологическом, культурном, политическом и географическом факторах. Первопричина прогресса человеческого общества усматривается, например, в науке, новейшей технике и тех­нологии (Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, А. Тоффлер) или в поли­тических идеях (С. Хук). У. Ростоу на первое место в экономической модернизации общества ставит политику.

Что касается науки, техники и технологии, играющих все более значительную роль в развитии общества, то здесь вполне очевидно, что это далеко не единственный и не определяющий фактор обще­ственного прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни общества неодинаковая. Даже в экономической сфере, где их роль очевидна, необходимо учитывать наряду с научно-техническим фактором производства также его человеческий фактор, т.е. уровень квалификации и культуры работников, их способности, духовные потребности, жизненный опыт как субъектов производства. В каче­стве движущих сил общества выступают потребности, интересы, цен­ности социальных субъектов. Сильное воздействие на экономические действия людей оказывает сложившийся тип культуры — мышление,

55

чувствование, традиции, представляющие собой устойчивый «ин­формационный код» поведения, передаваемый из поколения в по­коление. Не менее важна роль идей, организационной деятельности управления, образованности, инициативы, характера личности в об­щественной жизни. Вариантность истории в немалой степени опре­деляется именно человеческим сознанием, которое выступает как сильнейший «возмущающий» фактор, делающий возможным самые неожиданные исторические повороты событий, осуществление самых маловероятных вариантов.

Таким образом, развитие и совершенствование общества проис­ходит под влиянием многих условий — социально-экономических, политических, духовных. Нужно учитывать значение каждого из них, а также то, что они действуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом — как исторически определенная целостность, «вели­кий совокупный процесс» (К. Маркс).

Важным фактором философского познания общества является построение типологии общественных систем. Для уяснения этого во­проса необходимо разобраться в сущности формационного и циви-лизационного подходов. Толкование общества как системы дано в учении К.Маркса об общественно-экономической формации. Оно имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естественно в философии. Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксист­ской, остановимся на этом учении несколько подробнее.

Исходя из работ К. Маркса, общественно-экономическую фор­мацию можно истолковать как общество на определенном этапе его развития с характерными для него способом производства, социаль­ной структурой, политической системой и духовной жизнью. Выде­ляются такие общественно-экономические формации, как первобыт­но-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая с двумя фазами — социалистической и собственно коммунистической. Каждая из них характеризуется, во-первых, как исторически определенный тип общества, во-вторых, как специфи­ческая ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно ука­занные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особен­ности развития некоторых стран Востока, прошедших через так на­зываемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это пока­зывает неодномерность и многовариантность исторического процес­са, его разнообразие и сложность.

56

Важно, однако, что понятие «общественно-экономическая фор­мация» позволило представить общество как целостную систему. На­званные выше общественно-экономические формации показывают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появились на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой, путей и способов этого перехода, взаимодейст­вия объективных и субъективных факторов данного процесса. И по­тому нельзя толковать историю человечества в духе «линейного про­гресса». Маркс выделил три основные формы в истории человечес­кого общества, исходя из гуманистического критерия положения че­ловека в обществе, его свободы и перспектив личностного развития. Первая форма — это личная зависимость (она касается первобыт­но-общинного, рабовладельческого, феодального обществ). Вто­рая — личная независимость при вещной зависимости, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена вещей, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универ­сальных потенций (капитализм). Третья — свободная индивидуаль­ность, основанная на универсальном развитии индивидов и превра­щении их коллективной производительности в общественное досто­яние (дело будущего).

Формационный подход к изучению общества может сочетаться с так называемым цивилизационным подходом, направленным преж­де всего на раскрытие роли культуры того или иного общества, тен­денций развития современной цивилизации.

При цивилизационном подходе социокультурное измерение об­щества, духовные факторы и отношения становятся в известных ус­ловиях определяющим моментом в историческом процессе. Развитие общества предстает как непрерывный эволюционный исторический процесс, как движение к интеграции духовно-практических форм жизни человека. Для более полного уяснения сущности цивилизаци-онного подхода необходимо определить понятие цивилизации, про­анализировать ее наиболее существенные черты. Суммируя много­численные подходы к этому вопросу, можно дать следующее опре­деление. Цивилизация — это крупномасштабная социокультурная общность людей и народов; социальная организация общества, ха­рактеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общнос­тей в целях воспроизводства и приумножения личностно-обществен-ного богатства. Под общественным богатством следует понимать не

57

только его вещественно-материальное воплощение, но и средства культуры, ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду для его всестороннего развития.

Выделяют так называемые западную и восточные цивилизации; христианскую и исламскую; современную индустриальную цивили­зацию. Важно выявить общие черты материальной и духовной куль­туры народов разных стран и континентов, а также ее региональные, национальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития по­зволяет выработать более конкретные представления о нем как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном процессе.

Завершающей задачей философского постижения общества яв­ляется попытка выявить «смысл истории», ее направленность. От­куда мы появились и куда идем, чего ждать от настоящего и буду­щего — вот вечные темы философствования по поводу общества, его истории и будущего. В современных социально-философских концепциях смысл истории усматривается в реализации определен­ных принципов, идей, сущностей и систем ценностей. В каждой кон­кретной концепции смысл исторической жизни подчинен либо целям более адекватного и полного понимания божественного замысла от­носительно человека и его истории (религиозные теории, Бердяев, Франк), либо целям просвещенного и духовно-нравственного осво­бождения человечества, полной реализации «сущности человека», во­площению неисчерпаемых творческих и конструктивных возможнос­тей человека.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Понятие «глобальные проблемы» прежде всего отражает расту­щую взаимозависимость многих сторон жизни современного мира. По своему характеру глобальные проблемы различны: от угрозы ядерного самоуничтожения до опасности экологической катастрофы, от преодоления растущего раскола мира на «богатые» и «бедные» нации до перспективы истощения старых и необходимости поиска новых источников энергии. Но при всем конкретном различии многое объединяет глобальные проблемы, и прежде всего идея вы­живания человечества^™ проблемы объединяет и то, что они лежат как бы на перекрестке научно-технических, социально-экономичес-

58

ких и морально-этических факторов и процессов. В философском плане само их возникновение является результатом опережающего развития научно-технического прогресса в сравнении с прогрессом социальным и нравственным.^-

Их объединяет также необходимость совместного решения на ос­нове взаимодействия многих стран и государств. В одиночку просто не под силу это сделать. Подход к ним с эгоистических, узко пони­маемых национальных или классовых позиций может завести в тупик, повлечь непоправимые последствия.

\Т?оль всех этих проблем в жизни человечества — величина, по­стоянно возрастающая. Главная же из них — сохранение мира, пред­отвращение ядерного катаклизма. Если человечество окажется в со­стоянии их решить, у него будут серьезные шансы справиться с дру­гими проблемами и создать качественно иной, безопасный мир, до­стойный Человека.

Сегодня особую остроту приобрела экологическая проблема из-за реальности угрозы глобальной экологической катастрофы. В основе экологического кризиса лежит противоречие между безгра­ничными возможностями развития общественного производства и ограниченными естественными возможностями биосферы обеспе­чить такое развитие. 'Истоки этой проблемы сопряжены с давно на­блюдаемой тенденцией роста воздействия общества на природную сферу (причем все чаще — отрицательного воздействия). Парадок­сально в этом положении то, что современная глобальная экологи­ческая ситуация складывалась стихийно в ходе интенсивной деятель­ности людей, направленной на удовлетворение их растущих потреб­ностей и улучшение локальных природных условий их существова­ния. Изменение ландшафтов, вырубка лесов, засоление почвы, за­грязнение воздуха, кислотные дожди — почти все негативные пос­ледствия воздействия человека на природную среду, снижающие в целом ее качество, порождены стремлением людей увеличить свое богатство и улучшить условия жизни, более полно удовлетворить потребности в продовольствии, одежде, жилье. Противоречивость этого процесса очевидна. Если первоначально факты влияния чело­века на окружающую природу (в том числе и негативные) носили локальный характер, то теперь антропогенное влияние затрагивает не только биологическую составляющую природной сферы, но и раз­личные неорганические компоненты последней. Вместо соразмернос­ти вещественно-энергетических процессов, порождаемых обществен­ным производством, с деятельностью других организмов по транс­формации веществ и энергии возникло резкое несоответствие между ними. По словам великого естествоиспытателя В.И. Вернадского, че-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.