Целостность общества формируется на базе внутреннего взаимодействия основных сфер общественной жизни, которое имеет сложный характер. Согласно материалистическому пониманию истории, способ производства материальных благ обусловливает развитие социальной, политической и духовной жизни общества. Он истолковывается как материальная основа существования и развития общества, одно из системообразующих начал, связывающих воедино все проявления общественной жизни. Но как домом нельзя считать только его фундамент, так было бы неправильно сводить общественную систему к экономическому началу, к материальному производству. Не меньшую роль играет духовная сторона деятельности общества. Вместе с тем существуют и другие подходы. В современной западной социологии существует так называемая теория факторов. В ней речь идет о технологическом, культурном, политическом и географическом факторах. Первопричина прогресса человеческого общества усматривается, например, в науке, новейшей технике и технологии (Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, А. Тоффлер) или в политических идеях (С. Хук). У. Ростоу на первое место в экономической модернизации общества ставит политику.
Что касается науки, техники и технологии, играющих все более значительную роль в развитии общества, то здесь вполне очевидно, что это далеко не единственный и не определяющий фактор общественного прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни общества неодинаковая. Даже в экономической сфере, где их роль очевидна, необходимо учитывать наряду с научно-техническим фактором производства также его человеческий фактор, т.е. уровень квалификации и культуры работников, их способности, духовные потребности, жизненный опыт как субъектов производства. В качестве движущих сил общества выступают потребности, интересы, ценности социальных субъектов. Сильное воздействие на экономические действия людей оказывает сложившийся тип культуры — мышление,
55
чувствование, традиции, представляющие собой устойчивый «информационный код» поведения, передаваемый из поколения в поколение. Не менее важна роль идей, организационной деятельности управления, образованности, инициативы, характера личности в общественной жизни. Вариантность истории в немалой степени определяется именно человеческим сознанием, которое выступает как сильнейший «возмущающий» фактор, делающий возможным самые неожиданные исторические повороты событий, осуществление самых маловероятных вариантов.
Таким образом, развитие и совершенствование общества происходит под влиянием многих условий — социально-экономических, политических, духовных. Нужно учитывать значение каждого из них, а также то, что они действуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом — как исторически определенная целостность, «великий совокупный процесс» (К. Маркс).
Важным фактором философского познания общества является построение типологии общественных систем. Для уяснения этого вопроса необходимо разобраться в сущности формационного и циви-лизационного подходов. Толкование общества как системы дано в учении К.Маркса об общественно-экономической формации. Оно имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естественно в философии. Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксистской, остановимся на этом учении несколько подробнее.
Исходя из работ К. Маркса, общественно-экономическую формацию можно истолковать как общество на определенном этапе его развития с характерными для него способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Выделяются такие общественно-экономические формации, как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая с двумя фазами — социалистической и собственно коммунистической. Каждая из них характеризуется, во-первых, как исторически определенный тип общества, во-вторых, как специфическая ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особенности развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его разнообразие и сложность.
56
Важно, однако, что понятие «общественно-экономическая формация» позволило представить общество как целостную систему. Названные выше общественно-экономические формации показывают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появились на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных факторов данного процесса. И потому нельзя толковать историю человечества в духе «линейного прогресса». Маркс выделил три основные формы в истории человеческого общества, исходя из гуманистического критерия положения человека в обществе, его свободы и перспектив личностного развития. Первая форма — это личная зависимость (она касается первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального обществ). Вторая — личная независимость при вещной зависимости, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена вещей, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций (капитализм). Третья — свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной производительности в общественное достояние (дело будущего).
Формационный подход к изучению общества может сочетаться с так называемым цивилизационным подходом, направленным прежде всего на раскрытие роли культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилизации.
При цивилизационном подходе социокультурное измерение общества, духовные факторы и отношения становятся в известных условиях определяющим моментом в историческом процессе. Развитие общества предстает как непрерывный эволюционный исторический процесс, как движение к интеграции духовно-практических форм жизни человека. Для более полного уяснения сущности цивилизаци-онного подхода необходимо определить понятие цивилизации, проанализировать ее наиболее существенные черты. Суммируя многочисленные подходы к этому вопросу, можно дать следующее определение. Цивилизация — это крупномасштабная социокультурная общность людей и народов; социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения личностно-обществен-ного богатства. Под общественным богатством следует понимать не
57
только его вещественно-материальное воплощение, но и средства культуры, ценности духовного порядка, в том числе и свободное время, необходимое индивиду для его всестороннего развития.
Выделяют так называемые западную и восточные цивилизации; христианскую и исламскую; современную индустриальную цивилизацию. Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры народов разных стран и континентов, а также ее региональные, национальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития позволяет выработать более конкретные представления о нем как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном процессе.
Завершающей задачей философского постижения общества является попытка выявить «смысл истории», ее направленность. Откуда мы появились и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего — вот вечные темы философствования по поводу общества, его истории и будущего. В современных социально-философских концепциях смысл истории усматривается в реализации определенных принципов, идей, сущностей и систем ценностей. В каждой конкретной концепции смысл исторической жизни подчинен либо целям более адекватного и полного понимания божественного замысла относительно человека и его истории (религиозные теории, Бердяев, Франк), либо целям просвещенного и духовно-нравственного освобождения человечества, полной реализации «сущности человека», воплощению неисчерпаемых творческих и конструктивных возможностей человека.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Понятие «глобальные проблемы» прежде всего отражает растущую взаимозависимость многих сторон жизни современного мира. По своему характеру глобальные проблемы различны: от угрозы ядерного самоуничтожения до опасности экологической катастрофы, от преодоления растущего раскола мира на «богатые» и «бедные» нации до перспективы истощения старых и необходимости поиска новых источников энергии. Но при всем конкретном различии многое объединяет глобальные проблемы, и прежде всего идея выживания человечества^™ проблемы объединяет и то, что они лежат как бы на перекрестке научно-технических, социально-экономичес-
58
ких и морально-этических факторов и процессов. В философском плане само их возникновение является результатом опережающего развития научно-технического прогресса в сравнении с прогрессом социальным и нравственным.^-
Их объединяет также необходимость совместного решения на основе взаимодействия многих стран и государств. В одиночку просто не под силу это сделать. Подход к ним с эгоистических, узко понимаемых национальных или классовых позиций может завести в тупик, повлечь непоправимые последствия.
\Т?оль всех этих проблем в жизни человечества — величина, постоянно возрастающая. Главная же из них — сохранение мира, предотвращение ядерного катаклизма. Если человечество окажется в состоянии их решить, у него будут серьезные шансы справиться с другими проблемами и создать качественно иной, безопасный мир, достойный Человека.
Сегодня особую остроту приобрела экологическая проблема из-за реальности угрозы глобальной экологической катастрофы. В основе экологического кризиса лежит противоречие между безграничными возможностями развития общественного производства и ограниченными естественными возможностями биосферы обеспечить такое развитие. 'Истоки этой проблемы сопряжены с давно наблюдаемой тенденцией роста воздействия общества на природную сферу (причем все чаще — отрицательного воздействия). Парадоксально в этом положении то, что современная глобальная экологическая ситуация складывалась стихийно в ходе интенсивной деятельности людей, направленной на удовлетворение их растущих потребностей и улучшение локальных природных условий их существования. Изменение ландшафтов, вырубка лесов, засоление почвы, загрязнение воздуха, кислотные дожди — почти все негативные последствия воздействия человека на природную среду, снижающие в целом ее качество, порождены стремлением людей увеличить свое богатство и улучшить условия жизни, более полно удовлетворить потребности в продовольствии, одежде, жилье. Противоречивость этого процесса очевидна. Если первоначально факты влияния человека на окружающую природу (в том числе и негативные) носили локальный характер, то теперь антропогенное влияние затрагивает не только биологическую составляющую природной сферы, но и различные неорганические компоненты последней. Вместо соразмерности вещественно-энергетических процессов, порождаемых общественным производством, с деятельностью других организмов по трансформации веществ и энергии возникло резкое несоответствие между ними. По словам великого естествоиспытателя В.И. Вернадского, че-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13