3. Бытие духовного (идеального) прежде всего выражается в фор мах индивидуализированного духовного, духовной сфере человечес кой жизни (это идеи, концепции, теории, идеалы, моральные, эсте тические, художественные ценности, чувства, переживания и т.п.). Духовное бытие объективируется также в конкретных результатах культурного творчества, в материальных, вещественных, организа ционных структурах практической деятельности человека.
4. Бытие общества связано как с функционированием и развитием структур материального общественного производства и соответст вующих им отношений, так и с результатами духовной деятельности, плодами духовной культуры. Для общественного бытия характерно целостное взаимодействие экономической, социальной, политичес кой и духовной сфер и отношений, активное взаимовлияние много образных форм общественного сознания и общественной психоло гии.
Для осмысления бытия мира как целого, как всеобщей реальности необходимо познание сущности мира, которая раскрывается глубже всего в выявлении первоначал, субстанций, определяющих основ бытия: материи и сознания (духа). Для материалистического миропонимания характерно видение основы единства мира в его материальности, что доказывается, по мысли Энгельса, «не парой фо-
27
куснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания».
Материя как субстанция отличается масштабом универсального взаимодействия входящих в нее структур, субстратов, материалов, форм движения, являющегося способом существования субстанции, спецификой всеобщих атрибутов — пространства и времени. Философское определение материи раскрывается как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Взаимосвязь материи и сознания образует ядро философского мировоззрения. Отметим, что сущность сознания заключается в обобщенном, целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий человека и предвидении их результатов, в ценностном ориентировании человеческого бытия, в разумном регулировании и саморегулировании поведения.
При обсуждении вопроса о сущности пространства и времени в истории философии выделяются следующие аспекты: являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания? Каково отношение пространства и времени к субстанции? Каковы основные свойства пространства и времени?
Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени.
Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение. Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояния объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще. Изменение, сопровождающееся появлением существенно новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, называется развитием.
Пространство — всеобщая форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство окружающего нас мира, по физике Ньютона, имеет три измерения, и потому его называют трехмерным.
Время — всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения, функционирования и развития материальных сис-
28
тем. В начале XX в. физика, теория относительности, выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей метагалактики характеризуется формулой 3 + 1 (три пространственных измерения и одно временное). Современная физика пользуется уже представлениями об И-мерном континууме, причем 10 относятся к пространственным измерениям с учетом геометрии Римана — Лобачевского.
Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма, или вид движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире. Биологическая форма движения материи -- огромный сверхсложный комплекс взаимодействующих физических и химических структур. Взаимодействие всех форм движения материи лежит в основе развития Вселенной. Современная космология утверждает, что даже человек и общество есть такая системная и структурная функциональная организация движущейся материи, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому и социальная форма движения материи имеет космические предпосылки.
В современной философии утверждается диалектическое понимание механизмов эволюции как специфических и единых для неживой природы, живой природы и общества. В основе этого единства — всеобщая взаимосвязь явлений, саморазвитие материальных и идеальных форм. Приняв принцип самоорганизации как исходный, современная наука, усваивая достижения синергетики в физической области, пытается представить процесс развития наблюдаемой части Вселенной как самоорганизующийся процесс эволюции различных материальных систем. В диалектической картине мира акцент делается на становление, коэволюцию, кооперативность структур и процессов. Человечество начинает себя осознавать не как противостоящее враждебному космосу, а как его органичный элемент. Возникает понимание уникальности человеческой жизни и переживание ее сопричастности к развитию Вселенной. В начале XX в. В.И.Вернадский формулирует тезис о том, что человеческий разум становится основной, сравнимой с геологическими силами природы силой планеты. Однако воздействие на природу должно строго контролироваться человеческим разумом, которому предстоит решать сложнейшие задачи совместной эволюции (коэволюции) биосферы и общества.
29
СОЗНАНИЕ КАК СУБСТАНЦИЯ
Проблема сознания — одна из самых трудных в философии и науке. Это высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание обеспечивает целепо-лагающую деятельность с предварительным мысленным построением разумно мотивированных действий. Благодаря ему личность отдает себе отчет как о том, что происходит в окружающем мире, так и о своем собственном духовном мире, о своей эмоциональной оценке действительности [8, с. 83].
В рамках сочетания взаимодополняющих подходов к вопросу о происхождении сознания ключевым является деятельностный подход. Суть его заключается в том, что возникновение сознания человека рассматривается как результат развития его предметной деятельности. Человек, в отличие от неразумного животного, не только пользуется благами природы, но и преобразует ее по мере своих сущностных сил созидания (разума, духовных чувств, воли, целеполага-ния). Сознание первобытных людей носило преимущественно конкретно-чувственный, образно-эмоциональный характер, что было обусловлено неразвитостью форм и орудий труда и соответственно неразвитостью системы средств общения между людьми. Чтобы осуществлять коллективный процесс материального производства и удовлетворять общие для членов зарождавшегося производственного коллектива человеческие потребности, одного чувственного отражения было явно недостаточно. Сложный процесс изготовления разнообразных орудий труда, требовавший знания существенных свойств и связей предметов, необходимость отражения социальных потребностей в налаживании совместных действий, взаимопомощи — все это рано или поздно должно было привести к появлению зачатков абстрактного, понятийного мышления, характерного для нарождавшегося сознания и отличавшего его от психики животных предков человека.
Возникновение сознания неотделимо от появления речевого общения людей и языка как средства этого общения. Так как всякий труд — это коллективный труд, требующий согласованных действий, а также передачи жизненного опыта, то необходимы были и новые формы общения — речь, которая обозначает предметы, их свойства и отношения и таким образом выступает орудием мышления человека. Благодаря речи сознание формируется и развивается как общественное явление, как духовный продукт человеческой истории. Язык — выражение мысли. Он обладает знаковой, символической
30
природой. Приобщаясь к языку, индивидуальное сознание с самых ранних стадий приобретает общественный конкретно-исторический характер, вступает на путь приобщения к человеческой культуре.
Материальной, физиологической основой (субстратом) сознания является условно-рефлекторная деятельность мозга и прежде всего его больших полушарий с их сложнейшей системной организацией, иерархированностью и дифференцированностью структур и процессов. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание детерминируется природной и социальной действительностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов — идеально. Идеальное выступает как субъективный образ объективного мира, как главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальный образ отражает не материальную организацию человеческого тела, не нейрофизиологический аппарат, а свойства и отношения человеческого бытия (потребности, интересы), природного окружения, осваиваемые в процессе практической деятельности. Сам по себе мозг, как порождение природы, не может мыслить по-человечески. Он становится органом сознания тогда, когда его носитель — человек, субъект труда и культуры, — вовлекается в социокультурную среду, усваивает общие понятия, этические нормы и принципы, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Сознание охватывает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Сознающий мозг — это часть личности, общества и истории. У сознания как бы тройное подчинение — объекту (природные, социальные и духовные явления), своему материальному субстрату и общественно-исторической системе, культуре.
Таким образом, сознание как процесс, подобно другим видам человеческой деятельности, носит опосредованный характер. Главными посредниками человеческого отражения мира выступают сначала орудия, затем словесные знаки, понятия и представления, духовные интересы и ценности других людей, их общностей. Объективируя свою сущность в орудиях и знаках, обмениваясь орудиями и знаками, плодами духовной деятельности, знаниями, овладевая культурным наследием, человек познает не только внешний мир, но и свой собственный, внутренний, осознает свою общность и индивидуальность относительно других людей. Он выступает для себя одновременно объектом и субъектом познания, общения, культурного творчества. Направленность сознания на само себя называется самосознанием. Степень самосознания человека является показателем его психологического и социально-нравственного развития, умения вырабатывать убеждения, стратегию жизнедеятельности. Благо-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13