Рефераты. Философия (аспирантура ГУУ)

3.    Бытие духовного (идеального) прежде всего выражается в фор­
мах индивидуализированного духовного, духовной сфере человечес­
кой жизни (это идеи, концепции, теории, идеалы, моральные, эсте­
тические, художественные ценности, чувства, переживания и т.п.).
Духовное бытие объективируется также в конкретных результатах
культурного творчества, в материальных, вещественных, организа­
ционных структурах практической деятельности человека.

4.    Бытие общества связано как с функционированием и развитием
структур материального общественного производства и соответст­
вующих им отношений, так и с результатами духовной деятельности,
плодами духовной культуры. Для общественного бытия характерно
целостное взаимодействие экономической, социальной, политичес­
кой и духовной сфер и отношений, активное взаимовлияние много­
образных форм общественного сознания и общественной психоло­
гии.

Для осмысления бытия мира как целого, как всеобщей реальнос­ти необходимо познание сущности мира, которая раскрывается глуб­же всего в выявлении первоначал, субстанций, определяющих основ бытия: материи и сознания (духа). Для материалистического миро­понимания характерно видение основы единства мира в его мате­риальности, что доказывается, по мысли Энгельса, «не парой фо-

27

куснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и ес­тествознания».

Материя как субстанция отличается масштабом универсального взаимодействия входящих в нее структур, субстратов, материалов, форм движения, являющегося способом существования субстанции, спецификой всеобщих атрибутов — пространства и времени. Фило­софское определение материи раскрывается как объективная реаль­ность, существующая независимо от человеческого сознания и от­ражаемая им. Взаимосвязь материи и сознания образует ядро фило­софского мировоззрения. Отметим, что сущность сознания заклю­чается в обобщенном, целенаправленном отражении действительнос­ти, в предварительном мысленном построении действий человека и предвидении их результатов, в ценностном ориентировании челове­ческого бытия, в разумном регулировании и саморегулировании по­ведения.

При обсуждении вопроса о сущности пространства и времени в истории философии выделяются следующие аспекты: являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют уст­ройство нашего сознания? Каково отношение пространства и вре­мени к субстанции? Каковы основные свойства пространства и вре­мени?

Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятия­ми, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и фило­софы, которые, признавая объективность пространства, приписыва­ли чисто субъективный статус категории времени.

Но пространство и время являются столь же объективными ха­рактеристиками бытия, как его материальность и движение. Фило­софское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояния объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение есть изменение вообще. Из­менение, сопровождающееся появлением существенно новых каче­ственных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояни­ях, называется развитием.

Пространство — всеобщая форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство окружающего нас мира, по физике Ньютона, имеет три измерения, и потому его называют трехмерным.

Время — всеобщая форма бытия материи, выражающая длитель­ность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения, функционирования и развития материальных сис-

28

тем. В начале XX в. физика, теория относительности, выявила глу­бокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей метагалактики характеризуется формулой 3 + 1 (три про­странственных измерения и одно временное). Современная физика пользуется уже представлениями об И-мерном континууме, причем 10 относятся к пространственным измерениям с учетом геометрии Римана — Лобачевского.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма, или вид движения материи: механическая, физическая, хи­мическая, биологическая, социальная. Формы движения материи вза­имосвязаны. Так, механическое движение обусловлено глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлия­нием электромагнитных и гравитационных полей, сложными пере­плетениями сильных и слабых взаимодействий в микромире. Био­логическая форма движения материи -- огромный сверхсложный комплекс взаимодействующих физических и химических структур. Взаимодействие всех форм движения материи лежит в основе раз­вития Вселенной. Современная космология утверждает, что даже че­ловек и общество есть такая системная и структурная функциональ­ная организация движущейся материи, которая обусловлена взаимо­действиями в масштабе всей Метагалактики. Поэтому и социальная форма движения материи имеет космические предпосылки.

В современной философии утверждается диалектическое пони­мание механизмов эволюции как специфических и единых для не­живой природы, живой природы и общества. В основе этого един­ства — всеобщая взаимосвязь явлений, саморазвитие материальных и идеальных форм. Приняв принцип самоорганизации как исходный, современная наука, усваивая достижения синергетики в физической области, пытается представить процесс развития наблюдаемой части Вселенной как самоорганизующийся процесс эволюции различных материальных систем. В диалектической картине мира акцент дела­ется на становление, коэволюцию, кооперативность структур и про­цессов. Человечество начинает себя осознавать не как противостоя­щее враждебному космосу, а как его органичный элемент. Возникает понимание уникальности человеческой жизни и переживание ее со­причастности к развитию Вселенной. В начале XX в. В.И.Вернадский формулирует тезис о том, что человеческий разум становится основ­ной, сравнимой с геологическими силами природы силой планеты. Однако воздействие на природу должно строго контролироваться человеческим разумом, которому предстоит решать сложнейшие за­дачи совместной эволюции (коэволюции) биосферы и общества.

29

СОЗНАНИЕ КАК СУБСТАНЦИЯ

Проблема сознания — одна из самых трудных в философии и науке. Это высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Сознание обеспечивает целепо-лагающую деятельность с предварительным мысленным построени­ем разумно мотивированных действий. Благодаря ему личность от­дает себе отчет как о том, что происходит в окружающем мире, так и о своем собственном духовном мире, о своей эмоциональной оцен­ке действительности [8, с. 83].

В рамках сочетания взаимодополняющих подходов к вопросу о происхождении сознания ключевым является деятельностный под­ход. Суть его заключается в том, что возникновение сознания чело­века рассматривается как результат развития его предметной дея­тельности. Человек, в отличие от неразумного животного, не только пользуется благами природы, но и преобразует ее по мере своих сущ­ностных сил созидания (разума, духовных чувств, воли, целеполага-ния). Сознание первобытных людей носило преимущественно кон­кретно-чувственный, образно-эмоциональный характер, что было обусловлено неразвитостью форм и орудий труда и соответственно неразвитостью системы средств общения между людьми. Чтобы осу­ществлять коллективный процесс материального производства и удовлетворять общие для членов зарождавшегося производственно­го коллектива человеческие потребности, одного чувственного от­ражения было явно недостаточно. Сложный процесс изготовления разнообразных орудий труда, требовавший знания существенных свойств и связей предметов, необходимость отражения социальных потребностей в налаживании совместных действий, взаимопомо­щи — все это рано или поздно должно было привести к появлению зачатков абстрактного, понятийного мышления, характерного для нарождавшегося сознания и отличавшего его от психики животных предков человека.

Возникновение сознания неотделимо от появления речевого об­щения людей и языка как средства этого общения. Так как всякий труд — это коллективный труд, требующий согласованных действий, а также передачи жизненного опыта, то необходимы были и новые формы общения — речь, которая обозначает предметы, их свойства и отношения и таким образом выступает орудием мышления чело­века. Благодаря речи сознание формируется и развивается как об­щественное явление, как духовный продукт человеческой истории. Язык — выражение мысли. Он обладает знаковой, символической

30

природой. Приобщаясь к языку, индивидуальное сознание с самых ранних стадий приобретает общественный конкретно-исторический характер, вступает на путь приобщения к человеческой культуре.

Материальной, физиологической основой (субстратом) сознания является условно-рефлекторная деятельность мозга и прежде всего его больших полушарий с их сложнейшей системной организацией, иерархированностью и дифференцированностью структур и процес­сов. Отражая в своем содержании объективный мир, сознание де­терминируется природной и социальной действительностью. Пред­меты, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов — идеально. Идеальное выступает как субъективный образ объектив­ного мира, как главный признак сознания, обусловленный социаль­ной природой человека. Идеальный образ отражает не материальную организацию человеческого тела, не нейрофизиологический аппарат, а свойства и отношения человеческого бытия (потребности, интере­сы), природного окружения, осваиваемые в процессе практической деятельности. Сам по себе мозг, как порождение природы, не может мыслить по-человечески. Он становится органом сознания тогда, когда его носитель — человек, субъект труда и культуры, — вовле­кается в социокультурную среду, усваивает общие понятия, этичес­кие нормы и принципы, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания. Сознание охва­тывает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Сознающий мозг — это часть личности, общества и истории. У сознания как бы тройное подчинение — объ­екту (природные, социальные и духовные явления), своему матери­альному субстрату и общественно-исторической системе, культуре.

Таким образом, сознание как процесс, подобно другим видам человеческой деятельности, носит опосредованный характер. Глав­ными посредниками человеческого отражения мира выступают сна­чала орудия, затем словесные знаки, понятия и представления, ду­ховные интересы и ценности других людей, их общностей. Объек­тивируя свою сущность в орудиях и знаках, обмениваясь орудиями и знаками, плодами духовной деятельности, знаниями, овладевая культурным наследием, человек познает не только внешний мир, но и свой собственный, внутренний, осознает свою общность и инди­видуальность относительно других людей. Он выступает для себя одновременно объектом и субъектом познания, общения, культур­ного творчества. Направленность сознания на само себя называется самосознанием. Степень самосознания человека является показате­лем его психологического и социально-нравственного развития, уме­ния вырабатывать убеждения, стратегию жизнедеятельности. Благо-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.