Рефераты. Философия (аспирантура ГУУ)

Философия (аспирантура ГУУ)

Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н.

К32 Философия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЗАО "Фин-статинформ", 1998. — 64 с.

© Государственный университет управления, 1998 © Оформление. ЗАО «Финстатинформ», 1998

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА

Для того чтобы понять сущность и своеобразие философии как типа мировоззрения, нужно остановиться прежде всего на анализе самого понятия «мировоззрение». Важно усвоить, что мировоззрение есть совокупность обобщенных взглядов на окружающую действи­тельность, на мир в целом, выражение отношения человека к этому миру, к людям, к самому себе и к своему месту в мире.

Для философии, в отличие от других типов мировоззрения, ха­рактерна особая роль теории. Это целостная система знаний, взгля­дов, призванная решать вопросы о сущности природы, общества, человека и его сознания. Ее ответы на глубочайшие вопросы окру­жающего мира и человеческой жизни логически непротиворечивы, доказательны, основаны на данных науки.

Исторически первой формой мировоззрения была мифология, возникшая в период становления человеческого общества. Ее харак­теризует образное, эмоциональное, целостное восприятие мира че­ловеком, в котором он как бы растворяется, сливается с природой.

В структуре мифологического мировоззрения господствуют пред­ставления и образы, уподобляющие природу явлениям повседневной человеческой жизни. Мифологическое мышление не знает абстракт­ных понятий, в нем отсутствует четкое различение необходимого и случайного, отдельного и общего, человеческого и природного, ес­тественного и сверхъестественного, духовного и телесного, чисто умозрительного и реально существующего. Сознание людей в пер­вобытном обществе, по мнению исследователей этого периода, но­сило недифференцированный, слитный, синкретический характер. Это был единый поток мифологических представлений о племенных божествах и сверхъестественных силах, зарождающихся нравствен­ных нормах, зачатках научных знаний.

Как и мифология, религия обращается к воображению человека и его чувствам, однако, в отличие от мифа, она не смешивает земное и священное, а как бы удваивает мир — на земной и сверхприродный, божественный мир. Сложившимся мировым религиям присущи пред­ставления о вечности, ценностное восприятие жизни, поиск ее выс­ших целей и смысла. В этом аспекте религиозные постулаты взаи­модействуют с философскими, а порой (например, этические) совпа­дают при общих мировоззренческих различиях.

Философия как мировоззрение охватывает фундаментальные ос­нования целостного мира, уделяя особое внимание человеку. Ее ин-

тересуют вечные вопросы: Как произошел человек? В чем сущность человека и смысл жизни? Что такое истина, добро, справедливость, красота? Что есть жизнь и смерть? Что такое бессмертие? Сущность философии в том, что она позволяет теоретически осмыслить бытие, дает знания о всеобщих началах, связях, отношениях целостного и противоречивого мира, что она есть духовно-ценностное постижение жизни человека. Она оперирует предельно общими, всеобщими по­нятиями, называемыми категориями, и осмысливает общечеловечес­кие духовные ценности, а потому и является всеобщей методологией научного познания и духовной культуры, социально-культурной, со­зидательной деятельности человека, межличностного общения.

Философские категории, такие, как материя, сознание, движение, пространство, время, причинность, возможность, необходимость, свобода, идеал, действительность, находятся в основании любого рода деятельности. А такие философские понятия, как истина, пре­красное, добро, справедливость, мораль, нравственность, разум, воз­вышенное, героическое, гармония, творчество, культура, гуманизм, яв­ляются мировоззренческой основой культуры.

Предмет философии следует рассматривать как круг проблем, раскрывающих основания познавательной, нравственной, художест­венной, практической деятельности, как осмысление сущности и со­держания высших ценностей, конечных целей человеческой жизни. Поэтому философия является учением о всеобщих формах бытия, мышления, ценностного отношения человека к действительности.

Итак, в центре философии находится теоретически обобщенное рассмотрение мира в целом как всеобщей реальности, как единства природы, человека и общества. Со времени И. Канта (1724—1804), представителя классической философии, главным вопросом фило­софского мировоззрения гуманистической направленности является вопрос: Что есть человек? Это краткое выражение самой глубокой сущности философии конкретизируется им в трех вопросах: что я могу знать (вопрос о возможностях разума и человеческого позна­ния)? Что я должен делать (вопрос о применении полученных знаний в практической деятельности, о нравственном долге перед общест­вом, перед людьми и перед самим собой)? На что я могу надеяться (вопрос о духовных силах человека, осознавшего свое высокое при­звание, благородный смысл жизни, опирающегося на силу чистой совести, народные традиции, солидарность добрых людей, силу на­стоящей любви, крепость своего характера)? Заметим, что нами дана современная трактовка этих вопросов, отвечающая содержанию представлений классика философской мысли, выдающегося гуманис­та.

В работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) сформулирован основной вопрос фи-

•фии, суть которого состояла в выделении двух основных начал

станций) существующего мира — материального и идеального, материи и сознания, духа. Главным было определение основопола­гающего значения одного из этих начал. Сегодня можно было бы употребить для выражения этой мысли термин «системообразующая роль» субстанции. В зависимости от того, как философ решает этот основной вопрос: какое из этих начал он считает определяющим, фундаментальным, порождающим другое, т.е. первичным нача­лом, — все философы, по представлению Энгельса, делятся на два лагеря. Те, которые утверждали, что дух, идеальное начало, суще­ствовал прежде природы, и, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, материю, примкнули к различ­ным школам материализма.

Позднее, в начале XX в., эти представления об основном вопросе философии и делении философов на два лагеря поддержал и поли­тизировал В.И. Ленин, связав это деление с принципом партийности в философии и классовой борьбой в обществе, хотя в своих «Фило­софских тетрадях», конспектируя «Науку логики» Гегеля, он обога­тил представление об идеализме, отделил «глупый материализм» 'односторонний, примитивный) от «умного материализма», носяще­го диалектический характер. Затем эти представления были еще более идеологизированы, упрощены и многократно тиражированы в учебной литературе по философии в период культа личности И.В. Сталина, вплоть до XX съезда КПСС (1956 г.), разоблачившего культ личности Сталина. После решений съезда в духовной культуре, в общественной науке начался этап освобождения марксистской мысли от догм и вульгарных искажений, этап ее творческого обнов­ления.

Что касается содержания, самой сущности основного вопроса фи­лософии о первичности материи или сознания, то определенное ра­циональное понимание его в качестве критерия для первоначального разделения философских систем на два самых крупных рода миро­воззренческих взглядов (идеализм или материализм) вполне право­мерно.

Заслуживает внимания и так называемая вторая сторона основ­ного вопроса философии, оценивающая соотношение бытия и мыш-я (сознания) с точки зрения теории познания (гносеологии). Этот аспект основного вопроса философии состоит в различении тех фи­лософов, которые стоят на позициях возможности и необходимости познания сущности вещей, явлений и процессов объективного мира:

природы, общества, человека (что касается человека, то при этом признается возможность познания, понимания его субъективного мира, мира мыслей, чувств, идеальных стремлений, велений воли, результатов духовной культуры в определенной мере). Процесс по­знания опирается на могущество практической деятельности, жиз­ненный опыт, силу человеческого разума, на развивающиеся сред­ства науки, техники, технологии, информатики, на духовные сред­ства образования, воспитания и самовоспитания, на уроки истории, богатство культурного наследия. Другие философы -- агностики, или скептики, — отвергают возможность познания сущности явлений окружающего мира и истинного понимания духовной жизни чело­века.

На наш взгляд, необходимо внести коррективы в несколько уп­рощенную трактовку основного вопроса философии: расширить со­относимые начала (материю и сознание, материальное и идеаль­ное) — если брать первую сторону этого вопроса — до соотношения бытия и мышления (сознания). Бытие, как будет показано ниже, -это самая всеобщая философская категория, включающая в себя все сферы реальности, все виды сущего: и природу, и общество, и чело­века (как целостность), и его сознание (как сферу бытия). При этом нельзя смешивать первую и вторую стороны вопроса. Формула о соотношении всего бытия и мышления относится ко второй стороне вопроса — о познании. Если ее употребить в первом аспекте, заменив материю бытием, то будет неясно, что первично, а что вторично -бытие или сознание, часть или целое, включающее в свою структуру эту часть как составляющую компоненту. В первом аспекте основ­ного вопроса речь идет о выяснении мировоззренческого взгляда на соотношение и роль двух субстанций бытия: материи и сознания, материального и идеального.

Во-вторых, некорректно абсолютизировать роль одной из суб­станций, в частности роль материального по отношению к идеаль­ному, доходя до принижения роли идеального, так же как нельзя абсолютизировать роль духа по отношению к природе, к жизни и деятельности человека, доходя до забвения значения материальных факторов, отношений, условий в генезисе и функционировании со­знания, роль идеальных стремлений. Необходимо понимать и учи­тывать специфичность границ преобладающей и определяющей роли каждой из этих субстанций, материального и идеального первоначал. Только такой подлинно диалектический подход к их взаимодейст­вию, раскрытие сложной диалектики объекта и субъекта, объектив­ного и субъективного в целостном единстве человеческого бытия и жизнедеятельности отдельного человека позволяет правильно ре-

шить вопрос о границах первичности и вторичности, многоуровне-вости и конкретной ситуативности взаимоотношения и взаимосвязи материального и идеального. Здесь правильным и обоснованным яв­ляется учет многообразия этого взаимоотношения, его исторически меняющихся типов и форм. Развитие общественной практики, куль­туры и науки ведет к дальнейшему изменению этих форм, выдвигает ьсе новые требования к уровню сознания, компетентности, управ­ленческому мастерству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.