Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н.
К32 Философия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЗАО "Фин-статинформ", 1998. — 64 с.
© Государственный университет управления, 1998 © Оформление. ЗАО «Финстатинформ», 1998
ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Для того чтобы понять сущность и своеобразие философии как типа мировоззрения, нужно остановиться прежде всего на анализе самого понятия «мировоззрение». Важно усвоить, что мировоззрение есть совокупность обобщенных взглядов на окружающую действительность, на мир в целом, выражение отношения человека к этому миру, к людям, к самому себе и к своему месту в мире.
Для философии, в отличие от других типов мировоззрения, характерна особая роль теории. Это целостная система знаний, взглядов, призванная решать вопросы о сущности природы, общества, человека и его сознания. Ее ответы на глубочайшие вопросы окружающего мира и человеческой жизни логически непротиворечивы, доказательны, основаны на данных науки.
Исторически первой формой мировоззрения была мифология, возникшая в период становления человеческого общества. Ее характеризует образное, эмоциональное, целостное восприятие мира человеком, в котором он как бы растворяется, сливается с природой.
В структуре мифологического мировоззрения господствуют представления и образы, уподобляющие природу явлениям повседневной человеческой жизни. Мифологическое мышление не знает абстрактных понятий, в нем отсутствует четкое различение необходимого и случайного, отдельного и общего, человеческого и природного, естественного и сверхъестественного, духовного и телесного, чисто умозрительного и реально существующего. Сознание людей в первобытном обществе, по мнению исследователей этого периода, носило недифференцированный, слитный, синкретический характер. Это был единый поток мифологических представлений о племенных божествах и сверхъестественных силах, зарождающихся нравственных нормах, зачатках научных знаний.
Как и мифология, религия обращается к воображению человека и его чувствам, однако, в отличие от мифа, она не смешивает земное и священное, а как бы удваивает мир — на земной и сверхприродный, божественный мир. Сложившимся мировым религиям присущи представления о вечности, ценностное восприятие жизни, поиск ее высших целей и смысла. В этом аспекте религиозные постулаты взаимодействуют с философскими, а порой (например, этические) совпадают при общих мировоззренческих различиях.
Философия как мировоззрение охватывает фундаментальные основания целостного мира, уделяя особое внимание человеку. Ее ин-
тересуют вечные вопросы: Как произошел человек? В чем сущность человека и смысл жизни? Что такое истина, добро, справедливость, красота? Что есть жизнь и смерть? Что такое бессмертие? Сущность философии в том, что она позволяет теоретически осмыслить бытие, дает знания о всеобщих началах, связях, отношениях целостного и противоречивого мира, что она есть духовно-ценностное постижение жизни человека. Она оперирует предельно общими, всеобщими понятиями, называемыми категориями, и осмысливает общечеловеческие духовные ценности, а потому и является всеобщей методологией научного познания и духовной культуры, социально-культурной, созидательной деятельности человека, межличностного общения.
Философские категории, такие, как материя, сознание, движение, пространство, время, причинность, возможность, необходимость, свобода, идеал, действительность, находятся в основании любого рода деятельности. А такие философские понятия, как истина, прекрасное, добро, справедливость, мораль, нравственность, разум, возвышенное, героическое, гармония, творчество, культура, гуманизм, являются мировоззренческой основой культуры.
Предмет философии следует рассматривать как круг проблем, раскрывающих основания познавательной, нравственной, художественной, практической деятельности, как осмысление сущности и содержания высших ценностей, конечных целей человеческой жизни. Поэтому философия является учением о всеобщих формах бытия, мышления, ценностного отношения человека к действительности.
Итак, в центре философии находится теоретически обобщенное рассмотрение мира в целом как всеобщей реальности, как единства природы, человека и общества. Со времени И. Канта (1724—1804), представителя классической философии, главным вопросом философского мировоззрения гуманистической направленности является вопрос: Что есть человек? Это краткое выражение самой глубокой сущности философии конкретизируется им в трех вопросах: что я могу знать (вопрос о возможностях разума и человеческого познания)? Что я должен делать (вопрос о применении полученных знаний в практической деятельности, о нравственном долге перед обществом, перед людьми и перед самим собой)? На что я могу надеяться (вопрос о духовных силах человека, осознавшего свое высокое призвание, благородный смысл жизни, опирающегося на силу чистой совести, народные традиции, солидарность добрых людей, силу настоящей любви, крепость своего характера)? Заметим, что нами дана современная трактовка этих вопросов, отвечающая содержанию представлений классика философской мысли, выдающегося гуманиста.
В работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) сформулирован основной вопрос фи-
•фии, суть которого состояла в выделении двух основных начал
станций) существующего мира — материального и идеального, материи и сознания, духа. Главным было определение основополагающего значения одного из этих начал. Сегодня можно было бы употребить для выражения этой мысли термин «системообразующая роль» субстанции. В зависимости от того, как философ решает этот основной вопрос: какое из этих начал он считает определяющим, фундаментальным, порождающим другое, т.е. первичным началом, — все философы, по представлению Энгельса, делятся на два лагеря. Те, которые утверждали, что дух, идеальное начало, существовал прежде природы, и, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, материю, примкнули к различным школам материализма.
Позднее, в начале XX в., эти представления об основном вопросе философии и делении философов на два лагеря поддержал и политизировал В.И. Ленин, связав это деление с принципом партийности в философии и классовой борьбой в обществе, хотя в своих «Философских тетрадях», конспектируя «Науку логики» Гегеля, он обогатил представление об идеализме, отделил «глупый материализм» 'односторонний, примитивный) от «умного материализма», носящего диалектический характер. Затем эти представления были еще более идеологизированы, упрощены и многократно тиражированы в учебной литературе по философии в период культа личности И.В. Сталина, вплоть до XX съезда КПСС (1956 г.), разоблачившего культ личности Сталина. После решений съезда в духовной культуре, в общественной науке начался этап освобождения марксистской мысли от догм и вульгарных искажений, этап ее творческого обновления.
Что касается содержания, самой сущности основного вопроса философии о первичности материи или сознания, то определенное рациональное понимание его в качестве критерия для первоначального разделения философских систем на два самых крупных рода мировоззренческих взглядов (идеализм или материализм) вполне правомерно.
Заслуживает внимания и так называемая вторая сторона основного вопроса философии, оценивающая соотношение бытия и мыш-я (сознания) с точки зрения теории познания (гносеологии). Этот аспект основного вопроса философии состоит в различении тех философов, которые стоят на позициях возможности и необходимости познания сущности вещей, явлений и процессов объективного мира:
природы, общества, человека (что касается человека, то при этом признается возможность познания, понимания его субъективного мира, мира мыслей, чувств, идеальных стремлений, велений воли, результатов духовной культуры в определенной мере). Процесс познания опирается на могущество практической деятельности, жизненный опыт, силу человеческого разума, на развивающиеся средства науки, техники, технологии, информатики, на духовные средства образования, воспитания и самовоспитания, на уроки истории, богатство культурного наследия. Другие философы -- агностики, или скептики, — отвергают возможность познания сущности явлений окружающего мира и истинного понимания духовной жизни человека.
На наш взгляд, необходимо внести коррективы в несколько упрощенную трактовку основного вопроса философии: расширить соотносимые начала (материю и сознание, материальное и идеальное) — если брать первую сторону этого вопроса — до соотношения бытия и мышления (сознания). Бытие, как будет показано ниже, -это самая всеобщая философская категория, включающая в себя все сферы реальности, все виды сущего: и природу, и общество, и человека (как целостность), и его сознание (как сферу бытия). При этом нельзя смешивать первую и вторую стороны вопроса. Формула о соотношении всего бытия и мышления относится ко второй стороне вопроса — о познании. Если ее употребить в первом аспекте, заменив материю бытием, то будет неясно, что первично, а что вторично -бытие или сознание, часть или целое, включающее в свою структуру эту часть как составляющую компоненту. В первом аспекте основного вопроса речь идет о выяснении мировоззренческого взгляда на соотношение и роль двух субстанций бытия: материи и сознания, материального и идеального.
Во-вторых, некорректно абсолютизировать роль одной из субстанций, в частности роль материального по отношению к идеальному, доходя до принижения роли идеального, так же как нельзя абсолютизировать роль духа по отношению к природе, к жизни и деятельности человека, доходя до забвения значения материальных факторов, отношений, условий в генезисе и функционировании сознания, роль идеальных стремлений. Необходимо понимать и учитывать специфичность границ преобладающей и определяющей роли каждой из этих субстанций, материального и идеального первоначал. Только такой подлинно диалектический подход к их взаимодействию, раскрытие сложной диалектики объекта и субъекта, объективного и субъективного в целостном единстве человеческого бытия и жизнедеятельности отдельного человека позволяет правильно ре-
шить вопрос о границах первичности и вторичности, многоуровне-вости и конкретной ситуативности взаимоотношения и взаимосвязи материального и идеального. Здесь правильным и обоснованным является учет многообразия этого взаимоотношения, его исторически меняющихся типов и форм. Развитие общественной практики, культуры и науки ведет к дальнейшему изменению этих форм, выдвигает ьсе новые требования к уровню сознания, компетентности, управленческому мастерству.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13