Рефераты. Философия (аспирантура ГУУ)

Свобода — одна из основных категорий в философии, характе­ризующая сущность человека и его существование. Ее содержание раскрывается через возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, независимо от внешнего принуждения. Чтобы понять сущность феномена сво­боды, нужно разобраться в позициях философских концепций во­люнтаризма и фатализма, осмыслить диалектические взаимоотно­шения свободы и необходимости, на которую она опирается, позна­вая ее и в то же время являясь «причиной самой себя» (Спиноза).

Волюнтаризм — это позиция, рассматривающая волю ь качестве высшего начала бытия над другими проявлениями духовной жизни

50

человека, включая мышление, ее примат. Действовать в духе волюн­таризма — значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, с аргументами разума и науки, вы­давая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм отражает свободную волю, рассматривая каждый по­ступок, весь ход жизни человека как реализацию неотвратимой судь­бы (фатума), как предопределение какой-то сверхъестественной силы.

Игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом, вседозволенностью, анархией и хаосом, что принципиально исключает свободу. Имея своим фундаментом необ­ходимость, материальное и духовное производство, свобода человека и общества является продуктом исторического развития. Ее истинная сущность связана с целостным развитием человеческой личности, культурным ростом и творчеством. Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность преобразовывать окру­жающий мир, самого себя и тот социум, частью которого он явля­ется, в соответствия с его идеалами, целями, интересами и потреб­ностями. Проблемы свободы тесным образом связаны с обеспече­нием моральной и правовой ответственности человека за свои по­ступки. Свобода выбора поступка, решения порождает ответствен­ность, ответственность направляет свободу.

Важным этико-философским аспектом проблемы человека явля­ется вопрос о предназначении человека, его сопричастности истории народа, борьбе его за счастье, вопрос о смысле жизни. Смысл жизни постигается самим субъектом. Философия реального гуманизма свя­зывает выявление смысла жизни через приобщение человека к ду­ховным ценностям, через творческие деяния и нравственные поступ­ки. Духовные ценности — это своеобразные культурные сокровища человечества, накопленные за тысячелетия его истории. Моральные и эстетические ценности как часть духовных во многом определяют стратегическую направленность поведения человека, его мировоз­зренческие ориентиры, систему его убеждений. Для моральных цен­ностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, о при­роде счастья и справедливости, о любви и ненависти, о смысле жизни. В моральных принципах, идеалах и нормах концентрируется все то, что имеет всеобщее значение, что составляет нравственную культуру межчеловеческих отношений. Мораль и ее реализация в нравствен­ности, нравах (традициях, нравственных качествах личности) — это сфера нравственной свободы личности. Важно отметить, что в этой сфере общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами личности. Это область самодеятельности и

51

творчества человека, внутреннего самоконтроля совести. Здесь глав­ную роль играют убеждения, сила характера, сознательность, пере­ходящая в склонность и спонтанное побуждение, в потребность тво­рить добро. Мораль — общечеловечна, она включает в себя возвы­шенные ценности, принципы общества и идеалы личности, осознав­шей себя индивидуальным представителем человечества.

Особое место в мире человека занимает сфера эстетического от­ношения к действительности. Красота, гармония, прекрасное, изящ­ное — все это порождается бытием человека и общества, обнаружи­вается в специфической форме в природе. Степень его приобщения к миру моральных и эстетических ценностей определяет меру его общественного развития, степень культурности и цивилизованности, меру человеческого в человеке. Степень культурной развитости, со­вершенства, эстетической культуры у разных людей различна. Ис­торически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе существуют определенные образцы, нормы эстетической, моральной, политической, правовой и иных видов духовной культуры. Эти идеа­лы, нормы, традиции -- основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе.

Вопрос о самоорганизации индивидуального бытия, личностной саморегуляции — в центре внимания социальной философии. По­знание собственного «Я», его сильных и слабых сторон, волевая ре­гуляция, формирование ответственного отношения к труду, граж­данским обязанностям, к окружающим людям, непрерывный куль­турный рост — предпосылки эффективной самореализации личнос­ти.

Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обога­щают и расширяют наше представление о человеке, о его прошлом, настоящем и будущем. Эти «измерения» человека позволяют пра­вильно понять и устройство общества как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ФИЛОСОФИИ

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон как целостная, саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система; законы его функционирования и развития, а также различные его явления и процессы, рассматривае-

52

мые на макроуровне. Она решает мировоззренческие вопросы, ка­сающиеся сущности общества, целостного взаимодействия его ос­новных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса.

В центре внимания социальной философии — практическая де­ятельность и общение людей, порождаемые ими общественные от­ношения. Ведь именно в процессе своей жизнедеятельности — про­изводственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, художественной — люди производят необ­ходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую и желательную для себя духовную атмосферу и социокультурную среду. Речь идет о произ­водственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и дру­гих общественных отношениях, которые в совокупности образуют структуру общества, мир человеческих связей и взаимоотношений, мир свободного творчества. Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общест­венных отношений людей. Она исследует объективные побудитель­ные силы их деятельности, в качестве которых выступают, например, их объективные потребности и интересы, а также присущие их со­знанию мотивы, идеалы, цели деятельности.

Исторически общество порождается в природе силами труда и человеческого общения. Оно — закономерный продукт биосферы. Процесс развития общества есть одновременно процесс изменения природы, превращения внешней природы в очеловеченную. Изменяя природу и социальную среду, человек изменяет самого себя. Обду­мывание этого вопроса неизбежно приведет нас к выводу: не просто природа, а материальное производство (отношение человека к при­роде), общественное разделение труда, его кооперация, освоение культурных богатств, духовное производство, наука и техника оп­ределяющим образом влияют на функционирование и развитие об­щества. Изучая общество, не следует его ни отождествлять с приро­дой, ни, наоборот, рассматривать последнюю как продукт общест­венной практики, поскольку общество представляет собой органи­ческое единство: конкретно-историческую совокупность обществен­ных отношений (материальных и духовных). Принципиальное отли­чие духовных (идеальных) отношений от материальных можно оп­ределить следующим образом. Материальные отношения складыва­ются в ходе практической, трудовой деятельности человека, соци­альных групп, опосредуясь орудиями и средствами труда, техникой, технологией, организацией труда. Духовные же отношения форми­руются, предварительно проходя через сознание людей, через осмыс-

53

ление потребностей, интересов, целей и идеалов, через освоение цен­ностей культуры.

Философский анализ общества выделяет основные сферы обще­ственной жизни, ее функционирования и развития: экономическую, социальную, политическую, духовную.

Экономическая сфера включает в себя производство, распреде­ление, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функци­онирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, информатизации. В ней реализуется вся совокупность производственных отношений людей: отношений собственности на средства производства, обмена деятель­ностью и распределения материальных благ.

Здесь организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество; воплощаются в жизнь экономичес­кое сознание людей, их материальная заинтересованность в резуль­татах своей производственной деятельности, а также их творческие способности, их образованность и профессионализм. Здесь же реа­лизуется деятельность институтов управления экономикой. В этой сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъек­тивных факторов развития экономики.

Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц по­жилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга соци­альных потребностей. Речь идет о создании здоровых условий про­изводственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня благосостояния всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования, воспитания молодежи, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым че­ловеком своего права на труд и других прав и свобод, провозгла­шенных Конституцией, о социальной защите соответствующих слоев населения. Степень удовлетворения указанных потребностей опре­деляет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы.

Политическая сфера включает в себя политическую деятельность государства, классов, других социальных групп, национальных об­щностей, политических партий и движений. Их деятельность проис­ходит на почве завоевания и сохранения власти, утверждения отно­шений господства ведущих социальных сил, их политических инсти-

54

тутов, подчинения им масс населения. Политика выступает как кон­центрированное выражение экономики, претендуя на первенство над ней.

Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного вида ценностей духовной культуры, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными цен­ностями подразумеваются не только, например, художественные тво­рения, произведения живописи, музыки, поэзии, театра и кино, но также знания, наука, моральные идеалы и правовые нормы поведе­ния, различные чувства и т.п. — словом, все то, что составляет ду­ховное содержание общественной жизни, или духовность общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.