Свобода — одна из основных категорий в философии, характеризующая сущность человека и его существование. Ее содержание раскрывается через возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, независимо от внешнего принуждения. Чтобы понять сущность феномена свободы, нужно разобраться в позициях философских концепций волюнтаризма и фатализма, осмыслить диалектические взаимоотношения свободы и необходимости, на которую она опирается, познавая ее и в то же время являясь «причиной самой себя» (Спиноза).
Волюнтаризм — это позиция, рассматривающая волю ь качестве высшего начала бытия над другими проявлениями духовной жизни
50
человека, включая мышление, ее примат. Действовать в духе волюнтаризма — значит не считаться с объективными условиями бытия, с законами природы и общества, с аргументами разума и науки, выдавая свой произвол за высшую мудрость.
Фатализм отражает свободную волю, рассматривая каждый поступок, весь ход жизни человека как реализацию неотвратимой судьбы (фатума), как предопределение какой-то сверхъестественной силы.
Игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом, вседозволенностью, анархией и хаосом, что принципиально исключает свободу. Имея своим фундаментом необходимость, материальное и духовное производство, свобода человека и общества является продуктом исторического развития. Ее истинная сущность связана с целостным развитием человеческой личности, культурным ростом и творчеством. Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность преобразовывать окружающий мир, самого себя и тот социум, частью которого он является, в соответствия с его идеалами, целями, интересами и потребностями. Проблемы свободы тесным образом связаны с обеспечением моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Свобода выбора поступка, решения порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Важным этико-философским аспектом проблемы человека является вопрос о предназначении человека, его сопричастности истории народа, борьбе его за счастье, вопрос о смысле жизни. Смысл жизни постигается самим субъектом. Философия реального гуманизма связывает выявление смысла жизни через приобщение человека к духовным ценностям, через творческие деяния и нравственные поступки. Духовные ценности — это своеобразные культурные сокровища человечества, накопленные за тысячелетия его истории. Моральные и эстетические ценности как часть духовных во многом определяют стратегическую направленность поведения человека, его мировоззренческие ориентиры, систему его убеждений. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, о природе счастья и справедливости, о любви и ненависти, о смысле жизни. В моральных принципах, идеалах и нормах концентрируется все то, что имеет всеобщее значение, что составляет нравственную культуру межчеловеческих отношений. Мораль и ее реализация в нравственности, нравах (традициях, нравственных качествах личности) — это сфера нравственной свободы личности. Важно отметить, что в этой сфере общечеловеческие и общественные требования совпадают с внутренними мотивами личности. Это область самодеятельности и
51
творчества человека, внутреннего самоконтроля совести. Здесь главную роль играют убеждения, сила характера, сознательность, переходящая в склонность и спонтанное побуждение, в потребность творить добро. Мораль — общечеловечна, она включает в себя возвышенные ценности, принципы общества и идеалы личности, осознавшей себя индивидуальным представителем человечества.
Особое место в мире человека занимает сфера эстетического отношения к действительности. Красота, гармония, прекрасное, изящное — все это порождается бытием человека и общества, обнаруживается в специфической форме в природе. Степень его приобщения к миру моральных и эстетических ценностей определяет меру его общественного развития, степень культурности и цивилизованности, меру человеческого в человеке. Степень культурной развитости, совершенства, эстетической культуры у разных людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе существуют определенные образцы, нормы эстетической, моральной, политической, правовой и иных видов духовной культуры. Эти идеалы, нормы, традиции -- основа творческой активности человека, механизм адаптации и самодетерминации личности в обществе.
Вопрос о самоорганизации индивидуального бытия, личностной саморегуляции — в центре внимания социальной философии. Познание собственного «Я», его сильных и слабых сторон, волевая регуляция, формирование ответственного отношения к труду, гражданским обязанностям, к окружающим людям, непрерывный культурный рост — предпосылки эффективной самореализации личности.
Таким образом, понятия личности, свободы, ценностей обогащают и расширяют наше представление о человеке, о его прошлом, настоящем и будущем. Эти «измерения» человека позволяют правильно понять и устройство общества как феномена, порожденного в процессе человеческой деятельности.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ
ФИЛОСОФИИ
Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон как целостная, саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система; законы его функционирования и развития, а также различные его явления и процессы, рассматривае-
52
мые на макроуровне. Она решает мировоззренческие вопросы, касающиеся сущности общества, целостного взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса.
В центре внимания социальной философии — практическая деятельность и общение людей, порождаемые ими общественные отношения. Ведь именно в процессе своей жизнедеятельности — производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, художественной — люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую и желательную для себя духовную атмосферу и социокультурную среду. Речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в совокупности образуют структуру общества, мир человеческих связей и взаимоотношений, мир свободного творчества. Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общественных отношений людей. Она исследует объективные побудительные силы их деятельности, в качестве которых выступают, например, их объективные потребности и интересы, а также присущие их сознанию мотивы, идеалы, цели деятельности.
Исторически общество порождается в природе силами труда и человеческого общения. Оно — закономерный продукт биосферы. Процесс развития общества есть одновременно процесс изменения природы, превращения внешней природы в очеловеченную. Изменяя природу и социальную среду, человек изменяет самого себя. Обдумывание этого вопроса неизбежно приведет нас к выводу: не просто природа, а материальное производство (отношение человека к природе), общественное разделение труда, его кооперация, освоение культурных богатств, духовное производство, наука и техника определяющим образом влияют на функционирование и развитие общества. Изучая общество, не следует его ни отождествлять с природой, ни, наоборот, рассматривать последнюю как продукт общественной практики, поскольку общество представляет собой органическое единство: конкретно-историческую совокупность общественных отношений (материальных и духовных). Принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных можно определить следующим образом. Материальные отношения складываются в ходе практической, трудовой деятельности человека, социальных групп, опосредуясь орудиями и средствами труда, техникой, технологией, организацией труда. Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей, через осмыс-
53
ление потребностей, интересов, целей и идеалов, через освоение ценностей культуры.
Философский анализ общества выделяет основные сферы общественной жизни, ее функционирования и развития: экономическую, социальную, политическую, духовную.
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, информатизации. В ней реализуется вся совокупность производственных отношений людей: отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.
Здесь организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество; воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности, их образованность и профессионализм. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В этой сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики.
Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня благосостояния всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования, воспитания молодежи, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд и других прав и свобод, провозглашенных Конституцией, о социальной защите соответствующих слоев населения. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы.
Политическая сфера включает в себя политическую деятельность государства, классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений. Их деятельность происходит на почве завоевания и сохранения власти, утверждения отношений господства ведущих социальных сил, их политических инсти-
54
тутов, подчинения им масс населения. Политика выступает как концентрированное выражение экономики, претендуя на первенство над ней.
Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного вида ценностей духовной культуры, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, например, художественные творения, произведения живописи, музыки, поэзии, театра и кино, но также знания, наука, моральные идеалы и правовые нормы поведения, различные чувства и т.п. — словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни, или духовность общества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13