За 2007 год по сравнению с таким же периодом прошлого года значительно увеличилось поступление средств из Федерального фонда компенсаций (на 417 852.3 тыс. руб. или на 96.1%), в основном за счет поступления новых видов субвенций, например:
- на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения;
- на цели равного с федеральной противопожарной службой повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;
- на цели равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности;
- на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
-на осуществление полномочий в области водных отношений;
-на осуществление полномочий в области лесного хозяйства.
За отчетный период расширился перечень Федеральных целевых программ, реализуемых в Смоленской области, в 2007 году поступили средства на:
- строительство крытой тренировочная площадки с искусственным льдом по ул.25 Сентября в г.Смоленске – 60 000.0 тыс. руб.;
- приобретение оборудования для МУК "Централизованная клубная система Лысовского сельского поселения" – 300.0 тыс. руб.;
- приобретение оборудования по Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" – 1 999.8 тыс. руб.
Более чем в два раза против уровня прошлого года увеличилось поступление прочих межбюджетных трансфертов, в основном за счет увеличения средств выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Развитие АПК», «Доступное комфортное жилье гражданам России».
За 2007 год в бюджет Смоленской области поступили средства на:
- вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных общеобразовательных школах в сумме 69 200.0 тыс. руб.;
- на внедрение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных общеобразовательных школах – 19 000.0 тыс. руб.:
- на поощрение лучших учителей 6 500.0 тыс. руб.;
- на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам «Скорой медицинской помощи» в сумме 47 048.0 тыс. руб.;
- на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях 165 798.2 тыс. руб.;
- на поддержку племенного животноводства – 21 722.9 тыс. руб.;
-на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья – 9 800.0 тыс. руб.
Кроме того, в рамках межбюджетных отношений в текущем году поступили новые виды субсидий:
- на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях – 5 100.0 тыс. руб.;
- на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда – 53 130.1 тыс. руб.;
- для развития улично-дорожной сети в городах (поселках городского типа) – 251 300.0 тыс. руб.;
- на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными средствами – 4 552.9 тыс. руб.;
- на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях – 25 417.6 тыс. руб.
Структурный вид финансовой помощи федерального бюджета бюджету Смоленской области за 2007 год, представлены на рисунке № 1.4.
Рисунок № 1.4 - Структура финансовой помощи бюджету Смоленской области
Поступление финансовой помощи из федерального бюджета бюджету Смоленской области за 2007 год по сравнению с таким же периодом 2006 года увеличилось почти по всем направлениям:
- дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов возросли в сумме 105 168.0 тыс. руб. или более чем в два раза;
- субсидии из Федерального фонда софинансирования поступили на 80 569.3 тыс. руб. или на 56.8% больше, в том числе за счет:
- роста поступлений таких видов субсидий как: субсидии субъектам РФ на частичное возмещение расходов бюджетов на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла, субсидии субъектам РФ на частичное возмещение расходов бюджетов на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- поступления новых видов субсидий - субсидии субъектам РФ на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на оплату труда приемному родителю, субсидии бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения [20, 36].
1.4. Проблемы формирования общественной системы финансового контроля
Общегосударственная система финансового контроля, которая могла бы стать существенным фактором ускорения развития российской экономики и формирования гражданского общества, в нашей стране всё ещё не сформирована. Одна из основных причин – отсутствие признанной обществом и государством научно обоснованной концепции государственного финансового контроля.
Конструктивная концепция:
В этой связи серьёзным шагом вперед представляется появление нового научного направления – конституционного аудита. Его основные положения развёрнуто и аргументировано представлены в одноимённой работе В.С. Степашина.
Конституционный аудит исследует правовые основы, теорию, методологию и практику государственного аудита с целью осмысления его места и роли в процессах перехода к современному типу общества. Для этого анализируется социальная обусловленность избранной обществом модели государственного аудита, оценивается её соответствие принципам экономической целесообразности.
Государственный аудит рассматривается как экономический, социальный и общественно-политический институт; «главной целью которого является осуществление от лица общества независимого объективного публичного контроля деятельности органов государственной власти по управлению вверенными им ресурсами». Этот институт правового демократического государства реализует принцип независимости контроля за расходованием государственных средств о тех, кто ими распоряжается по поручению граждан и общества. Вместе с тем он помогает обеспечивать широкую общественную поддержку обоснованным решениям и действиям органов государственной власти на основе анализов их эффективности и полезности.
Государственный аудит возникает в ходе формирования правового государства как средство противодействия общества бюрократии, укрепление которой неизбежно ведёт к ослаблению государства, снижению его эффективности. Бюрократия, будучи по природе закрытым формированием, использует своё положение в аппарате государственного управления преимущественно в личных интересах. Усилия наладить независимый внешний контроль за деятельностью государственных органов, а равно и результативный внутренний контроль в организациях, постоянно встречают гласное и негласное сопротивление бюрократии, генетически не заинтересованной в экономике и эффективном использовании общественных ресурсов.
Известны неединичные примеры того, как основательно подготовленные продукты насущно необходимых актов по финансовому контролю никак не могли преодолеть аппаратные барьеры и межведомственные разногласия. Поэтому «становление системы внешнего независимого публичного контроля за деятельностью органов исполнительной власти по управлению национальными ресурсами также является одним из инструментов укрепления государства и ослаблении бюрократии».
Но без аппарата управления, без исполнительной власти государство существовать не может. Чтобы процесс управления имел законченный характер, эта ветвь власти создаёт собственные контрольные органы, в том числе в бюджетно-финансовой сфере. Они играют в государстве существенную роль, поскольку именно исполнительная власть несёт ответственность за целевое и эффективное использование финансовых, материальных и интеллектуальных общественных ресурсов. Теперь в нашей стране в ходе административной реформы контрольные подразделения исполнительной власти обособлены в виде федеральных служб. Но первые результаты их деятельности вызывают предложения о необходимости дальнейшего совершенствования на этом участке.
Анализ положения дел в сфере контрольно-финансовой деятельности с позиций конституционного аудита показал, что в стране происходит процесс формирования «единой и непротиворечивой системы повышения эффективности деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами. Эта система включает два контура – государственный аудит (внешний, независимый контроль от имени общества и законодательной власти) и государственный контроль (т.е. внутренний «самоконтроль», осуществляемый непосредственно органами государственной власти»).
Такая трактовка проблем состояния и развития финансового контроля в современной России обоснована уровнем достижений социальных наук, анализом практики государственного управления и контроля. Я считаю, эта трактовка проблем может рассматриваться как прорывная, поскольку даёт конструктивную основу для дальнейшего теоретического осмысления и продуктивного поиска путей совершенствования финансового контроля в масштабе государства, для более полной реализации общественного предназначения контроля.
Глава 2. Анализ Федерального казначейства Смоленской области.
2.1. Общая характеристика и структура УФК по Смоленской области.
Управление Федерального казначейства по Смоленской области входит в единую централизованную систему органов Федерального казначейства Российской Федерации и подчиняется непосредственно Федеральному казначейству. Управление возглавляет с момента его образования Кирченко Василий Петрович.
В 2008 году органы федерального казначейства по Смоленской области обслуживали 1043 бюджетные организации области, взаимодействуют с 476 администраторами поступлений в бюджет.
В организационную структуру Управления входят 15 отделов и 25 отделений. Численность работников органов казначейства области – около 700 человек. 91 % имеют высшее профессиональное образование, 15 % - 2 ВЫСШИХ образования (рисунок № 2.1). Коллектив достаточно молодой: средний возраст работников составляет 33 – 35 лет.
Рисунок № 2.1 - Структура качественного состава работников УФК
Выполняя государственные задачи, органы Смоленского казначейства непосредственным образом учитывают интересы граждан. Во – первых, строгое выполнение бюджетных обязательств в процессе казначейского обслуживания исполнения бюджетов по расходам обеспечивает целевое использование бюджетных средств. То есть использование их по адресам, целям и срокам. Это способствует решению социальных и экономических задач, которые в первую очередь направлены на улучшение жизни граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19