Рефераты. Совершенствование системы формирования местного бюджета (на примере УФК по Смоленской области)

Установлены и обеспечиваются внутриведомственные стандарты периодичности проведения комплексных проверок органов Федерального казначейства. С 2006 года минимальная частота их проведения составляет один раз в три года, с 2009 года предполагается их проведение не реже одного раза в два года.

Существенное повышение объективности, оперативности, надёжности контрольных мероприятий обеспечивает внедрение современных ICT-процессов, осуществляющихся в Федеральном казначействе по двум важнейшим направлениям:

•     автоматизация сводно-аналитических операций, а также – данных дистанционного контроля, проводимых в органах Казначейства России;

•     технологический контроль, нацеленный на автоматизированное выявление отклонений и ошибок от стандартизированных технологических регламентов.

Важнейшей задачей при осуществлении контрольной деятельности в Казначействе России является обеспечение обратной связи с руководством проверяемого субъекта, а также – транспарентности (открытости) результатов контрольной работы для широкого круга заинтересованных лиц. Инфраструктурно реализацию этих функций позволяют решать созданные в органах Федерального казначейства Контрольные советы, сформированные как консультативные органы приказами руководителей соответствующих органов Казначейства России.

В процессе обсуждения на заседаниях контрольных советов с участием руководства проверяемых субъектов коллегиально происходит квалифицирование отмеченных в актах проверок нарушений; обсуждаются планы соответствующих превентивных мероприятий; вырабатываются (при необходимости) предложения по процедурам повторного контроля и т. п. 

В ряде случаев результатом подобного обсуждения является постановка проблемных вопросов (в частности – перед Минфином России), связанных с необходимостью совершенствования нормативной базы в определённой сфере бюджетных правоотношений.

В Казначействе России в рамках перехода к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР), начата работа по выработке элементов внутреннего финансового аудита.

Развитие бюджетного аудита (начиная с 2009 года) в Федеральном казначействе будет осуществляться по следующим основным направлениям:

•     аудит результативности (эффективности и экономичности) использования бюджетных средств;

•     аудит рисков;

•     аудит контроля.

Для наведения элементарного порядка в финансовых взаимоотношениях центра и регионов считаю необходимым:

1) Установить более четко круг расходов, финансируемых из федерального, республиканских и региональных, а также муниципальных бюджетов.

2) Определить единые для всех регионов доли перечислений в федеральный бюджет от налоговых поступлений.

3) Осуществлять финансовую поддержку регионов только в форме прямых трансфертов на определенные цели за счет формируемого в рамках федерального бюджета Фонда поддержки регионов. Отладить строгую и объективную систему рассмотрения заявок регионов на получение средств. Для выявления нуждающихся регионов использовать систему сравнительного социально-экономического анализа и достаточно широкий круг социально-экономических индикаторов, отражающих меру неблагополучия в каждом из них.

Выделять трансферты дифференцированно и не просто исходя из нуждаемости, а под программы лучшего использования внутренних возможностей регионов в интересах их самостоятельного развития и при условии последующего снижения дотаций, а также проведения политики рыночных реформ.

4) Обеспечивать определенные финансовые преимущества для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.

5) Применять систему санкций как за нарушение сроков и размеров перечислений предусмотренных средств из республиканских и региональных бюджетов в федеральный, так и за нарушение сроков и размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям.

6) Систематически публиковать сведения о целевом финансировании регионов из федерального бюджета, а также о конечных финансовых взаимоотношениях Федерации с республиками и регионами.

7) Активнее привлекать территориальные и местные торгово-промышленные палаты к участию в формировании бюджетов на местах.

Для решения проблемы рентных отношений в суровых северных условиях необходима сильная система их государственной поддержки, которая бы нейтрализовала или ослабила эти неблагоприятные природно-климатические условия и удаленность от основных развитых экономических и культурных центров страны. Существующие масштабы и формы такой поддержки явно недостаточны и в этих условиях практически единственной реальной возможностью остается использование на местах доходов рентного характера, в том числе и с учетом реализации в сырьевых регионов принципов «устойчивого развития».

Одним из возможных вариантов финансового обеспечения проблем в северных и восточных районах России могло бы быть аккумулирование на уровне федеральных округов части доходов рентного характера и их дальнейшее целевое использование на конкурсной основе на решение указанных проблем (например, на основе создания окружных «Фондов регионального развития», формируемых, наряду с другими источниками, за счет межрегионального перераспределения ренты). В этом случае «территориальная привязка» ренты была бы не только к месту производства сырьевых ресурсов, но и распространялась бы на более широкие ареалы (федеральные округа), формируя тем самым реальные финансовые ресурсы региональной политики макрорегионов России [15, 22, 39].

Другим направлением использования доходов рентного характера, учитывающим, например, интересы как северных (ресурсных), так и центральных и южных районов Сибири, могло бы быть их целевое использование на осуществление программ переселения населения из «выработавших свой ресурс» отдельных северных территорий в более комфортабельные для проживания южные районы; на формирование в южных районах производственных «тыловых баз» северных территорий; на модернизацию производственных мощностей ряда машиностроительных предприятий центральных и южных регионов с их ориентацией на выпуск техники и оборудования для Севера; на формирование рекреационных зон в южных районах для северян.

Такой подход в большей мере был бы ориентирован при решении вопроса о «дележе» природной ренты на реализацию политики социальной ответственности и партнерства крупного бизнеса с учетом интересов населения сырьевых и восточных районов страны. Простое дополнительное изъятие рентных доходов в федеральный бюджет будет означать для крупных компаний простое повышение налогового бремени и будет стимулировать их к роли «временщиков» на территориях, на которых они осуществляют разработку природных ресурсов. Их политика освоения богатств Сибири, Дальнего Востока и севера европейской части России в узкокорпоративных интересах будет только усилена.

Для того, чтобы управление недропользованием в России в контексте эффективной региональной политики и федеративных отношений развивалось в нужном направлении, нужно повернуть эти средства на четко сформулированные цели и нужды регионального развития, обеспечить вовлечение институтов гражданского общества в систему контроля за их справедливым распределением, начать отработку согласительных процедур, механизмов взаимодействия власти, бизнеса и населения.

Основой для будущего единения российских регионов должны послужить экономическая специализация и взаимодополнение хозяйственных комплексов, но никак не политические и иные предпочтения региональных элит и федеральных лидеров. Между смежными субъектами Федерации часто бывает достаточно противоречий, и это нормальная ситуация в каждой стране, когда регионы цивилизованно реализуют свои конкурентные преимущества. Очевидно также и то, что эксперименты с «перекройкой границ» может себе позволить только стабильное в экономическом и политическом отношении государство. Россия приобретает сегодня такую стабильность и, по нашему мнению, это может быть дополнительным аргументом в объединительных процессах российских регионов и в модернизации федеративной структуры страны.

Для решения проблем бюджетного федерализма и региональных проблем бюджетной системы РФ необходимо: более четко установить круг расходов, финансируемых из федерального, республиканских и региональных, а также муниципальных бюджетов; отладить строгую и объективную систему рассмотрения заявок регионов на получение средств. А также осуществить предложенные программы по переселению населения и укрупнению регионов [40].




3.4. Реализация проекта «Модернизация казначейства системы РФ»

В целях совершенствования организации исполнения федерального бюджета, формирование бюджетной отчётности и учёта поступлений в бюджетную систему РФ и их распределение между бюджетами бюджетной системы, а также оказания услуг субъектам РФ и органом местного самоуправления по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов органами Федерального казначейства, Федеральным казначейством и Минфином России при участии Международного банка реконструкции и развития реализуется проект «Модернизация казначейской системы РФ» (далее – Проект).

Реализация Проекта позволит Правительству РФ располагать ежегодной информацией о поступлениях и выплатах из федерального бюджета по видам доходов и всем категориям расходов, централизовать финансовые ресурсы в целях эффективного управления ими, своевременно обеспечить главных распорядителей и распорядителей средств федерального бюджета необходимой информацией для принятия управленческих решений.

        В рамках реализации Проекта решаются задачи разработки новых технологических процедур, на их основе готовятся предложения по внесению изменений в законодательную и нормативную базу, формирующую правовые основы казначейской системы, а также, с учётом обеспечения защиты информации, осуществляется создание единой информационной, телекоммуникационной системы органов Федерального казначейства.

        Основой единой информации, телекоммуникационной системы органов Федерального казначейства является принципиально новое прикладное программное обеспечение (далее – ППО), внедрение которого обуславливает необходимость формирования в органах Казначейства России соответствующей технической инфраструктуры, отвечающей единым требованиям и стандартам.

        В этой связи работам по внедрению ППО предшествуют мероприятия по созданию систем инженерного обеспечения всех объектов информатизации казначейских органов, а также распределенной ведомственной транспортной сети, обеспечивающей высоконадёжную и безопасную связь между соответствующими участниками бюджетного процесса. Указанная инфраструктура предоставляет Федеральному казначейству сервис по осуществлению всех операций в режиме реального времени и позволяет передавать не только данные, но и «голос», что, в свою очередь, обеспечивает более высокое качество связи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.