Система формирования ассортимента включает в себя:
1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
2. Оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой (планируемой) продукции;
3. Изучение жизненного цикла на рынке, включение в ассортимент новой продукции или исключение из программы производства морально устаревших, неэффективных товаров;
4. Оценка экон. эффективности степени риска изменений в ассортименте продукции.
Нарушение номенклатуры или ассортимента приводит к возникновению структурных сдвигов в объеме выпущенной или реализованной продукции.
Для оценки выполнения плана по ассортименту используется несколько методик:
1) По удельному весу продукции, по которому выполнен план. Процент выполнения плана по ассортименту не может быть больше 100%
2) По способу наименьшего процента. При этом способе выполнение плана принимается равным наименьшему проценту выполнения плана по конкретной ассортиментной группе (изделию).
3) По способу среднего процента (по коэффициенту ассортиментности). При данном способе используется метод зачета. Это означает что для оценки выполнения плана по ассортименту к расчету принимается фактический выпуск в пределах плана.
Кас = объем продукции, засчитанный к расчету / объем по плану = Nзасчит / Nпл
Из всех способов, наиболее точным является 3 способ (т.к. незначительная неточность из-за отбрасывания перевыполнения плана).
В последнее время для оценки выполнения плана по ассортименту рекомендуется использовать метод АВС. Для этого рассчитывается структура факторного выпуска продукции, затем отбираются изделия с наибольшим удельным весом, в общей сумме дающих 75%. На основании этой методики оценивается конъюнктура рынка. Эти изделия рекомендуется оставить в бюджете следующего года.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Влияние этого фактора на общий объем производства определяется, как правило, прямым счетом на основе разницы в цене изделий повышенного качества по сравнению с ценой изделий более низкого качества. Если продукция подразделяется по сортам или имеются какие-либо другие градации по качеству и соответственно по цене, то влияние изменения качества на объем продукции определяется с помощью средней взвешенной цены.
Большое влияние на результаты ХД оказывает номенклатура, ассортимент и структура выпуска и реализации продукции. Номенклатура – полный перечень всей произведенной (реализованной) продукции и их кодов, установленных для соответствующего вида продукции в общем классификаторе промышленной продукции (ОКПП). Ассортимент характеризует определенную совокупность произведенной продукции по назначению и количеству, т.е. это перечень наименований продукции, с указанием объема выпуска по каждой ассортиментной группе.
Нарушение в номенклатуре или ассортимента приводит к возникновению структурных сдвигов в объеме выпущенной или реализованной продукции. В эк. анализе под структурными сдвигами понимается изменение процентных соотношений (уд. веса) по видам продукции. Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске продукции запланированных процентных соотношений по отдельным видам продукции. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.
Если увеличивается уд. вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот.
Признаком (внешним) наличия структурных сдвигов в объеме выпуска продукции или реализации продукции служит процент выполнения плана, темп роста по каждой номенклатурной единице.
Структурные сдвиги, вытекающие из потребностей покупателей и заказчиков, обоснованные техническим прогрессом и экономическими расчетами, получают положительную оценку. Изменения в составе продукции, связанные с неорганизованностью в работе, недостатками снабжения и оперативного планирования и управления, получают отрицательную оценку.
Существует 2 методики оценки влияния структурных сдвигов на показатели объема продукции:
1. Методика прямого счета.
ΔNструк (уд) = ΣQi1·Pi1 - Σ Qi0·Pi0 · ВПобщ
Расчет влияния структурных сдвигов на объем продукции (метод цепных подстановок):
а) Объем товарной продукции при факт. выпуске, плановой структуре и плановой цене.
ΔNпри факт выпуске (1) = Qобщ1·Σ УДi0·Pi0
б) Объем товарной продукции при факт. выпуске, факт. структуре и плановой цене.
ΔNпри факт выпуске (2) = Qобщ1·Σ УДi1·Pi0
ΔNстр =N(ъ\=74) – ΔN(1)
2. Оценка выполнения плана по структуре на основе сопоставления уровня выполнения плана по полностоимостному измерителю (по оптовой цене) и элементностоимостному измерителю (часть оптовой цены).
В качестве элементно-стоимостного показателя используются, чаще всего, показатель расходов на оплату труда производственных рабочих, поскольку данный показатель характеризует затраты труда на производство продукции. При наличие данных о трудоемкости выполненных работ (т.е. рабочего времени затраченного на производство продукции в нормо-часах) используется этот показатель.
Используется прием процентных разностей. Разный уровень выполнения плана по объему произведенной продукции в оптовых ценах (принятых в плане) и по объему продукции в оценке по з/плате производственных рабочих свидетельствует о наличие структурного сдвига в объеме производственной продукции. Направленность структурного сдвига в сторону более материалоемкой продукции. О направлении судят по зар/плате в расчете на 1 рубль продукции: если она меньше 100%, то произведено больше тех изделий, где высокий уд. вес в себестоимости продукции составляют материальные затраты.
Влияние структурных сдвигов на объем продукции рассчитывается по формуле:
ΔNструк = (ЗПф/ЗПпл – Nф/Nпл)/100 · N0
Если продукция однородная, то для расчета структурного фактора на объем ее производства в стоимостном анализе можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены единицы продукции (ΔЦстр) за счет структуры:
ΔЦстр = Σ(УДi1 – УДi0)· Цi0 / 100
Затем, умножив полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
ΔNстр = ΔЦстр·N1
Расчет влияния структурных сдвигов на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при базовой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции отчетного периода в условно-натуральном выражении:
ΔЦстр = Σ(Цi0 · УДi1)/100 - (Цi0 · УДi0)/100
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в несколько групп:
1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и интенсивность их использования:
N=Cч·ГВ
2. Обеспеченность предприятия основными средствами производства и интенсивность их использования:
N=F·λF
3. Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
N=Мз·МО
Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов факторного анализа.
Влияние факторов на реализацию продукции:
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
Огпн + ТП = РП + Огпк
Отсюда РП = Огпн + ТП – Огпк
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
Огпн + ТП + Отон = РП + Оток + Огпк
Отсюда РП = Огпн + ТП + Отон – Оток – Огпк
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции.
Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции:
1. За счет улучшение использования трудовых ресурсов (создание дополнительных рабочих мест, сокращение потерь рабочего времени, повышение уровня производительности труда).
2. За счет улучшение использования основных средств (приобретение дополнительных машин и оборудования, более полное использование их фонда рабочего времени, повышение производительности работы оборудования).
3. За счет улучшения использования сырья и материалов (дополнительное приобретение сырья и материалов, сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов, сокращение норм расхода сырья и материалов на единицу продукции).
Определение величины по первой группе производиться следующим образом:
РВПкр=РКР·ГВ1
РВПфрв=РФРВ·ЧВ1
РВПчв=РЧВ·ФРВв
где РВПкр,РВПфрв,РВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки;
РКР – резерв увеличения количества рабочих мест
РФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия
РЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы
ФРВв – возможный резерв рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19