ВП=ТП ± ΔНЗП
Объем выпуска меньше объема продукции на ±ΔНЗП, он характеризуется показателем товарной продукции (ТП):
ТП=ГП + полуфабрикаты для реализации + приспособления и инструменты, предназначенные для реализации
2. Готовая продукция – законченная с т.з. производственного цикла, часть товарной продукции.
Для характеристики объема реализации (объем продаж) используется показатель реализованной продукции.
3. Реализованная продукция – продукция, права на которую переданы покупателю.
Один из основных вопросов об объеме реализованной продукции является момент реализации продукции. Различают 2 способа:
1) по моменту отгрузки – метод начисления в бух. учете.
2) по методу поступления денег на расчетный счет предприятия – кассовый метод.
В зависимости от того, какой способ учета реализации продукции принят на предприятии, будут и различные формулы баланса товарной продукции:
- Если реализация по моменту отгрузки, то формула:
Остатки ГП на складе на начало года + ТП = РП + остатки ГП на конец года
РП = Огпн + ТП – Огпк
- Если учет реализации по моменту оплаты
Огпн + ТП + Отов.отгружн = РП + Оток + Огпк
При изучении показателей объема, их стоимостная оценка может быть просчитана по следующим видам цен: стоимость объема продукции в фактически действующих ценах; стоимость объема продукции в оптовых цена, принятых в плане; стоимость объема продукции в сопоставимых ценах.
В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции (товарная и валовая продукция) получают с помощью стоимостной оценки. При изучении показателей объема, их стоимостная оценка может быть просчитана по следующим видам цен:
- стоимость объема продукции в фактически действующих оптовых ценах;
- стоимость объема продукции в оптовых ценах, принятых в плане;
- стоимость объема продукции в сопоставимых оптовых ценах.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой показатель как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общей его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
Цена – это денежная сумма, которую покупатели должны уплатить для получения необходимого им товара. В зависимости от оборота продукции устанавливаются:
1) закупочные цены, применяемые в основном на с/х продукцию;
2) оптовые цены, используемые при приобретении продукции производственно-технического назначения;
3) отпускные цены, применяемые аналогично оптовым ценам при закупке промышленной продукции и устанавливаемые организациями – изготовителями этой продукции;
4) розничные цены, применяемые при реализации населению как товаров народного потребления, так и продукции производственно-технического назначения.
Устанавливая цены на продукцию, организация анализирует, какой из типов покупателей преобладает, какое количество товаров может быть реализовано этому типу покупателей и можно ли возместить все произведенные затраты на производство и реализацию вышеуказанной продукции и получить при этом хорошую прибыль.
Затратный подход к ценообразованию является самым надежным, т.к. в его основе лежит такая реальная категория, как затраты организации на производство и сбыт продукции, которые подтверждены бух. документами.
На практике применяется пассивное и активное ценообразование. Пассивное ценообразование способствует установлению цен только на основе затратного метода или под влиянием ценовых решений конкурентов. Активное ценообразование – это установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности операций.
Анализ объемных показателей начинается с оценки уровня и динамики объема произведенной и реализованной продукции, т.е. рассчитываются темпы роста и процент выполнения плана.
Предыд. год
Отчетный год
Абс. отклонение от
Темп роста
ВП, %
план
факт
предыд. года
плана
1
2
3
3-1
3-2
3/1
3/2
Объем выпуска, в факт. действующих ценах, т.р.
-
54700
54850
+150
100,27
Объем выпуска, в сопоставимых ценах, т.р.
53204
53928
+724
-772
101,4
98,59
Выручка от продажи, в сопоставимых ценах, т.р.
52134
54162
54904
+2770
+742
105,3
101,37
По сравнению с предыдущим годом на предприятии как объем товарной продукции, так и объем реализации в сопоставимых ценах увеличилась, но выполнение плана характеризовалось: по товарной продукции в факт. действующих ценах прирос продукции на 0,27%, в сопоставимых ценах объем товарной продукции не выполнен на 1,41%; по объему реализации в сопоставимых ценах достигнуто перевыполнение плана на 1,37%.
Сопоставляются темпы роста показателей товарной продукции и реализованной продукции в сопоставимых ценах:
РП = ТП + (Он – Ок) – показывает изменение остатков нереализованной продукции
105,3 101,4
Произошло снижение остатков нереализованной продукции
101,37 98,59 (перевыполнение плана было достигнуто за счет снижения остатков)
Сравнение выполнение плана в факт. действующих и в сопоставимых ценах – это говорит об изменении цен на продукцию (в данном случаи они возросли).
ТП в факт. действующих ценах – 100,27
ТП в сопоставимых ценах – 98,59
Следующий этап: изучение динамики продаж за ряд отчетных периодов в сопоставимых ценах, т.е. проводится трендовый анализ, в процессе которого рассчитываются базисные и цепные индексы (темпы роста, прироста), среднегодовой темп роста по средней геометрической или средней арифметической взвешенной.
Анализ. период
Объем выпуска ТП в сопостав. ценах, т.р.
Темп роста, %
Базовые
Цепные
2002
52600
100
2003
101,1
2004
102,5
ТР = n-1√ТР1·ТР2·…·ТРn
ТР = √1,011·1,014·1,0 = 1,012 ~ 101,2%
Прирост = 101,2 – 100 = 1,2%
За 3 года объем выпуска продукции увеличился на 2,5%, при этом среднегодовой темп роста составил 101,2% или ежегодный прирост объема продукции составляет 1,2%.
Если анализ проводится на предприятии и аналитику доступна информация о формировании программы выпуска и объема продаж, то изучается эффективность сбыта продукции, т.е. анализируются каналы продвижения продукции на рынки и эффективность этих каналов, качество проведенного маркетингового исследования рынка сбыта. Изучается реализация продукции в соответствии с заключенными договорами, исследуются факторы влияющие на отгрузку продукции, услуг, работ, товаров.
Большое влияние на результаты ХД оказывает номенклатура, ассортимент и структура выпуска и реализации продукции. Номенклатура – полный перечень всей произведенной (реализованной) продукции и их кодов, установленных для соответствующего вида продукции в общем классификаторе промышленной продукции (ОКПП). Ассортимент характеризует определенную совокупность произведенной продукции по назначению и количеству, т.е. это перечень наименований продукции, с указанием объема выпуска по каждой ассортиментной группе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19