. (1.34)
Следовательно, оценка вероятности является несмещенной.
. (1.35)
Так как , то оценка - состоятельна.
Заметим, что последнее соотношение может быть использовано для расчета числа опытов, необходимых для получения оценок статистических характеристик с заданной точностью.
Действительно, если вероятность какого-либо события нужно оценить так, чтобы дисперсия оценки не превосходила , то требуемое число опытов определяется неравенством .
Таким образом, для расчета искомой вероятности достаточно иметь датчики равномерно распределенных случайных величин.
Эта же технология может быть использована для создания ИМ сложных экономико-организационных систем.
2 Имитационная модель библиотечной системы Обслуживания
2.1 Описание системы обслуживания
В библиотеке ХГЗВА предоставляются информационные услуги. Для читателей установлен 1 компьютер. На этом компьютере читатели могут войти во всемирную сеть Internet, чтобы получить актуальную информацию о конференциях, выставках, обществах, клиниках, магазинах, вузах, колледжах ветеринарного профиля. Также читатели заинтересованы в поиске полнотекстовых документов: научных статей, публикаций законов и т.п.
На этом компьютере можно воспользоваться поиском в электронном каталоге библиотечного фонда ХГЗВА. Данную возможность предоставляет внедренная АИБС “Liber”. Читатель заполняет поисковую форму в соответствии со своими потребностями. Результатом такого поиска является библиографическое описание найденных по запросу книг и их библиотечный шифр.
На компьютере установлен CD-Rom. Это позволяет читателям пользоваться программами обучающего характера.
Данные информационные услуги предоставляются бесплатно. В связи с этим наблюдается большое число желающих воспользоваться данными услугами. На возможность максимального удовлетворения информационных потребностей влияет 5 факторов:
1. время работы библиотеки;
2. количество компьютеров, обслуживающих читателей;
3. количество читателей;
4. время обслуживания читателя;
5. время ожидания читателем;
Из перечисленных факторов представляется возможным регулирование количества компьютеров и определение среднего времени обслуживания.
2.2 Сбор и обработка статистических данных о характере обслуживания
Для того чтобы оптимизировать работу данной библиотеки, я вместе с библиотекарями произвел статистическую выборку. В течение 2 недель с понедельника по субботу (12 дней) строго с 8-00 до 17-00 мы записывали следующую информацию о читателях, которые хотели воспользоваться информационными услугами:
1. время появления;
2. время обслуживания;
3. время ожидания;
В результате обработки данных я получил следующие данные о читателях (см. табл.1, 2, 3).
Интервал, мин.
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
22
24
26
Количество, чел.
71
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25