Вопрос 4: Аналитический учет товаров в б/у
В зав-ти от складского учета в бухг-ии организ. аналит. учет товаров сорт. или партионным способом.
При сортовом способе на каж. наименов. и сорт тов. откр. карточку такую же как и мат.-отв. лица, но в карточках, кот. ведутся в бухг., записи об остатках и движении тов. производятся не только в натур., но и в денежном выражении.
Записи в карточке производятся на основании первичных документов, кот. мат.-отв. лица сдают в бухгалтерию вместе с товарным отчетом. По окончании кажд. месяца в карточках подсчитываются итоги и на основ. карточке сост. оборотная ведомость в натур. и денежн. выражении. Итоги оборотн. ведомости в денежном выражении сверяют с синтетическим учетом по сч. 41 (итого приход в обор. ведомости = итого по Д сч. 41; итого расход в оборотной ведомости = итого по К сч. 41; остаток в оборотной ведомости = дебет. сальдо сч. 41).
При партионном способе аналит. учет тов. в бухгалтерии ведется по партионным картам, кот. мат.-отв. лица сдают в бухгалтерию. На основании этих карт сост. также оборотная ведомость. Результаты сверки оформляются актом или бухгалтер и мат.-отв. лицо просто расписыв. в оборотн. ведомостях.
Вопрос 5: учет тары
Значит. часть товаров особ. в продовольст. торговле поступает в таре. Тара в завис. от материала изготовл. бывает дерев., картон., металл. и др.
Некот. виды тары вкл. в ст-ть товара и она не подлежит возврату поставщикам. Многие виды тары подлежат обязательному возврату поставщикам или на таро-ремонт. (таро-сборн.) предпр. Эта тара исп. многократно и наз. мнгооборотной. Оплата этой тары осущ. по залоговым ценам. При возврате тары поставщикам ТП получают обратно уплаченный ранее залог. По дебету сч. 41/3 – поступление, по кредиту – выбытие.
Учет тары ведется по ценам приобретения. Тара поступает вместе с товаром → её оприходование оформляется теми же док-ми, что и товар. Отпуск и возврат тары поставщикам оформл. тов.-трасп. накладной. По операциям с тарой ТП могут иметь расходы, потери и доходы. Расходы – амортизация многооборотной тары, расходы на ремонт тары, по перевозке тары, погрузке, выгрузке. Все они относятся на сч. 44, в составе кот. предусм. статья «Расходы на тару». Потери возникают при возврате её в плохом качеств. сост., когда приемная цена ниже учетной или потери лома, боя, кот. взыскив. с виновных или относ. за счет П на сч. 91/2, если виновн. не уст-ны или судом отказано в удовлетв. иска.
Доходы (91/1): при возврате и продаже тары б/пл., при возврате тары в хорошем сост. (по цене выше учетной).
Все док-ты на поступление и возврат тары также сдаются в бухгалтерию при тов. отчете. В бухг. на основ. тов. отчета сост. след. проводки:
1.Поступила тара:Д41/3 К60.
2.Если по многооборотной таре ТП уплачивает поставщикам расходы по её амортизации, то эти расходы относятся:Д44 К60.
3.Возврат тары поставщикам:Д60,62 К41/3.
При возврате тары возникают разницы между приёмной и учётной ценой- это могут быть и потери и доходы, которые относят на счёт 91.
ПРИМЕР: получена тара на 5000рубю, она сдана на сумму 4600руб.:
Д62 К41/3- 4600 руб.
Д91/2 К41/3- 400руб. (всего 5000руб.)
Если будет наоборот, т.е. получено на 4600 руб., а сдана на 5000руб:
Д62 К41/3- 4600руб.
Д62 К91/1- 400руб. (всего 5000руб.)
4.На сумму недостачи тары, выявленной при инвентаризации:
Д94 К41/3.
Излишки тары Д41/3 К91/1.
По таре организуется аналитический учёт по наименованиям тары ,количеству и цене в разрезе материально ответственных лиц. Аналитический учёт ведётся на оборотной стороне товарного отчёта.
Вопрос 6: Учет не/ нормируемых товарных потерь.
При перевозке, хранении могут возникнуть товарные потери:
Нормируемые – потери от естественной убыли товаров.
Ненормируемые - потери от порчи лома боя товаров, т. е. которые образуются в следствии безхозяйственности.
Такое деление имеет значение при решении вопроса: за чей счёт списать эти потери?!
Нормируемые потери – это потери усушки утруски утечки товаров, бой товаров в стекле. Они являются неизбежными, на них устанавливаются нормы в % к весу или сумме товара.
Нормы естественной убыли при перевозках зависят от вида товара, вида транспорта, расстояния, времени года. Порядок отражения потерь при перевозке смотри в вопросе №1.
Нормы естественной убыли при хранении и продаже товаров зависят от климатической зоны, условий хранения, специальных режимов хранения.
Нормы естественной убыли рассчитываются только по весовым проданным товарам. Если товар отпускают в таре весом без взвешивания, то на эти товары естественная убыль не применяется.
В оптовой торговле нормы естественной убыли зависят от сроков хранения товаров. При партионном способе хранения, срок хранения определяется по партионной карте. При сортовом, рассчитывается средний 2 срок хранения, который определяется путём деления среднесуточного остатка за межинвентаризационный период на однодневный товарооборот.
Среднесуточный остаток определяется путём суммирования остатков за каждый день и эту сумму делят на количество дней. Однодневный т/о определяется путём деления количества проданных товаров на количество дней.
В зависимости от полученного срока хранения берут норму и определяют норму естественной убыли.
Потери товаров от естественной убыли списывают только после инвентаризации и если при этом выявлена недостача.
Потери товаров, выявленных при инвентаризации, списываются на счёт 94:
Д94 К41/1- по покупной стоимости. Если это потери от естественной убыли, то они списываются за счёт предприятия: Д94 К41/1, по покупной ст-ти.
Потери от естественной убыли списываются при инвентаризации, а инвентаризация проводится редко. Выявленные потери будут отнесены на счёт 44 в том месяце, в котором была произведена инвентаризация. При таком порядке расходы этого месяца будут завышены, поэтому начисляется резерв на потери от естественной убыли, которые учитываются на счёте 96- пассивный: по кредиту ежемесячно начисляется резерв за счёт расходов на продажу: Д44 К96; по дебету списание пери инвентаризации естественной убыли: Д96 К94.
Ненормируемые потери - это потери сверх норм естественной убыли, которые взыскиваются с виновных. Составляют акт и на его основании списываются потери: Д78/2 К94.
Потери с виновных чаще всего взыскиваются по продажной цене, на разницу между покупной и продажной стоимостью составляется поправка: Д73/2 К98/4.
Если виновные лица не установлены, или судом отказано во взыскании недостачи, то она относится на счёт 91,как прочие расходы: Д91/2 К94.
Вопрос 7:Инвентаризация товаров и тары, определение ее рез-тов и их отражение в учете
Инвентаризация является важнейшим средством контроля за сохранением имущества. Это проверка товаров, материальных ценностей и соответствия их учётным данным. При инвентаризации проверяют сроки хранения товаров, выявляют малоходовые товары, товары устаревших фасонов и моделей.
Инвентаризация проводится в соответствиями с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённых приказом №49 от 13.06.95г. Сроки проведения инвентаризации предприятие устанавливает самостоятельно, но есть случаи, когда проведение её является обязательным. В соответствии с законом о бухучёте, обязательное проведение инвентаризации должно быть при: передаче имущества в аренду; выкупе, продаже; преобразовании предприятия; реорганизации и ликвидации предприятия; составлении годовой Б/у отчётности; смене материально ответственных лиц; выявление фактов хищения, краж, порчи имущества; стихийные бедствия, пожары, другие ЧС; другие случаи, предусмотренные законодательством.
В соответствии с методическими указаниями в организации создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии, состав которых утверждается руководителем. Для проведения инвентаризации на местах, создаются рабочие инвентаризационные комиссии, в состав которых входит представитель администрации, материально ответственные лица, работники бухгалтерии и т. д.
Выписывается приказ (распоряжение), в котором оговаривается состав комиссии, время и т.д., приказ подписывается руководителем.
До начала инвентаризации материально ответственные лица должны предъявить все документы, не сданные в бухгалтерию, составить товарный отчёт на последнюю отчётную дату. Председателем делается надпись: «до инвентаризации» на каждом документе. Затем от материально ответственных лиц отбирается расписка в том, что все ценности, поступившие на их ответственность оприходованы, выбывшие- списаны, все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию и не каких документов на руках не осталось. После этого комиссия проверяет правильность весо-измерительных приборов и приступает к пересчёту товаров.
Товары в таре должны проверятся со вскрытием тары, но допускается не вскрывать тару, если товар может подвергаться порче, и если на таре сохранена и не повреждена пломба и упаковка поставщика.
Всё фактическое наличие товаров записывают в инвентаризационную опись, которая составляется в 2-х экземплярах (при смене материально ответственных лиц в 3-х).
В инвентаризационной описи подробно записывается порядковый № записи, наименование товара, артикул, сорт, единицы измерения, вес нетто, брутто, количество, цена и сумма. Каждая страница описи подписывается членами комиссии и в конце каждой страницы пишется прописью число порядковых №, и число натуральных единиц.
После снятия фактических остатков и оформления инвентаризационной описи от материально ответственных лиц отбирается расписка в том, что все товарно-материальные ценности, указанные в описи сняты инвентаризационной комиссией и записаны по количеству и ценам правильно, пропуска ценностей нет и потому, претензий не имеем.
Затем материально- ответственные лица пишут:
«все ценности на сумму …, приняты нами на ответственное хранение».
Один экземпляр инвентаризационной описи сдаётся в бухгалтерию, где определяются результаты инвентаризации. Для выявления результатов составляется сличительная ведомость, в которой фактические остатки сравниваются с учётными.
При этом может быть выявлена недостача, или излишки, при недостаче рассчитывается естественная убыль, при излишках они оприходуются.(см. вопрос 6)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17