Рефераты. Финансовый контроль ОВД

Следовательно, финансовый контроль можно определить как контроль за законностью действий в процессе собирания, распределения и использо­вания денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспе­чения прав и свобод граждан /11/.

Достижение поставленных целей требует реализации определенных за­дач (направлений), которые можно свести к следующему: а) проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и му­ниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений; б) проверка правильности использования государственными и муниципаль­ными учреждениями, организациями и предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.) проверка соблюдения пра­вил совершения различных финансовых операций, расчетов, хранения де­нежных средств названными ранее субъектами; г) выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования ма­териальных и денежных ресурсов; д) превентивная задача, состоящая в пре­дупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины; е) проверка законности в деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности.

Результатом реализации названных задач является достижение правопоряд­ка в процессе осуществления финансовой деятельности. Финансовый контроль обеспечивает, таким образом, обратную связь, что является необходимым усло­вием принятия правильных управленческих решений. Правильно поставлен­ный финансовый контроль способствует избежанию ошибок.

Объектом финансового контроля выступают не только денежные средст­ва, но и материальные, трудовые и иные ресурсы.

Как отмечалось ранее, формирование рынка на современном этапе ко­ренным образом сказалось и на финансовой деятельности, и на проведении финансового контроля в процессе ее осуществления. Изменились цели, за­дачи финансового контроля, его содержание и сфера применения. И как следствие, в последние годы были упразднены органы народного, партийно­го контроля и сформированы новые контрольные органы, что позволяет го­ворить об изменении субъектного состава финансового контроля.

Осуществление финансового контроля как важнейшей функции государства регламентируется нормами финансового права, совокупность кото­рых образует самостоятельную подотрасль финансового права. Существуют различные мнения относительно ее расположения в системе финансового права.

• Традиционно финансовый контроль определяется как институт финансо­вого права, который относят или к общей[1], или к особенной части финансо­вого права. Ряд ученых полагает, что поскольку финансовый контроль реаль­но осуществляется в конкретных направлениях финансовой деятельности, следует говорить лишь о специфических его видах, осуществляемых различ­ными органами в сфере, например, налогообложения, бюджета, кредитова­ния, страхования и т.д.[2]

В последнее время в науке финансового права принято говорить о фи­нансовом контроле как институт финансового права, относящемся к общей части финансового права. Вместе с тем отмечается специфика проведения финансового контроля в сфере бюджета, налоговых отношений, страхова­ния, кредитования, а также валютный контроль[3].Думается, несмотря на многообразие видов финансового контроля, не­обходимо говорить об общих принципах, целях, задачах его осуществления, характерных для всех сфер финансовой деятельности и для всех органов, его осуществляющих. Учитывая всепроникающий характер финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важ­нейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финан­сового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.

Важностью складывающихся при этом общественных отношений и необхо­димостью их урегулирования правом обусловлено выделение названных фи­нансово-правовых норм в подотрасль финансового права. В этой связи представляется возможным говорить об особенностях данной подотрасли, заключающихся в том, что это - единственная подотрасль финансового права, имеющая сложную структуру, поскольку состоит, в свою очередь, из фи­нансово-правовых норм, включенных как в общую, так и в особенную его части. К общей части финансового права можно отнести финансово-право­вые нормы, регулирующие организацию и порядок проведения, общие це­ли, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характерис­тику его форм и методов. Финансово-правовые нормы, регламентирующие проведение финансового контроля в различных сферах финансовой дея­тельности и вследствие этого обладающие специфическими целями, задача­ми, содержанием, выраженными в специальных нормативных актах (Нало­говый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, банковское, страховое, валютное законодательство), а также нормы, определяющие правовой статус кон­трольных органов в конкретной области финансовой деятельности, включа­ются в соответствующие институты финансового права.

Таким образом, структура подотрасли финансового права финансового контроля имеет сложный характер. Нормы, его образующие, носят всеобъ­емлющий, всепроникающий характер и содержатся как в общей, так и в осо­бенной части финансового права. Названные нормы могут различаться по следующим основаниям: 1) по целям и задачам осуществления финансового контроля в конкретной сфере финансовой деятельности; 2) по объектам (со­держанию или направлениям его осуществления); 3) по формам и методам; 4) по органам, на которые возложено его проведение (при этом необходимо учитывать их правовой статус и полномочия).

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Объект  финансового  контроля  не  ограничивается   проверкой  только денежных средств.  В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права  как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов у финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за  финансовой  деятельностью  государственных  предприятий  и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных   обязательств   перед   государством,   включая   налоги   и   другие   платежи, соблюдение   законности   и   целесообразности   при   расходовании   выделенных   или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

 Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных организаций, акционеров и внутренний контроль.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.


1.2. Виды и формы финансового контроля

       

Классификация финансового контроля возможна по нескольким основаниям: видам, формам осуществления.

Вид — составная часть, выражающая (частично) содержание целого и в то же время отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных функций (субъектами), объектами контроля, что, в свою очередь, предопределяет и отличия в методах осуществления контрольных действий. По мнению Э.А. Вознесенского, финансовый контроль должен быть разделен на два вида в зависимости от субъектов контроля: государственный и общественный. Различия этих двух видов обусловлены объемом властных полномочий названных субъектов, правовой регламентацией их деятельности, характером применяемых мер воздействия и т. д. [4].

Органы государственного и негосударственного финансового контроля подразделяются, в свою очередь, на подвиды. Относительно первого возможно деление на общегосударственный (межведомственный контроль), ведомственный (внутриведомственный) и внутрихозяйственный контроль, который в настоящее время осуществляется и в негосударственной сфере.

Под формами контроля понимаются отдельные стороны проявления
содержания контроля в зависимости от времени совершения, контрольных
действий. Формами финансового контроля являются предварительный,
текущий и последующий контроль. Критерий разграничения этих форм
лежит в сопоставлении времени осуществления контрольных действий с
процессами формирования и использования централизованных и
децентрализованных денежных фондов. Контрольное действие,
проведенное до начала указанных процессов (проверка проекта бюджета
и т. п.), является предварительным финансовый контролем, а действие,
осуществляемое после их совершения (проверка налоговых деклараций),
выступает в качестве последующего контроля. В то же время деление это
достаточно условно, поскольку зачастую они взаимосвязаны, что отражает
непрерывность самого процесса воспроизводства. Э.А. Вознесенский не
выделяет отдельно текущий контроль, так как считает, что
предварительный или последующий контроль осуществляется в процессе
текущей деятельности [5]

 Финансово-хозяйственный контроль как система специальных знаний возник на стыке ряда экономических наук: бухгалтерского учета, экономического анализа, финансов и менеджмента. Однако, вобрав в себя и синтезировав их достижения в области контроля экономической деятельности предприятий, организаций различных отраслей, финансово-хозяйственный контроль выступает как качественно новая наука, имеющая свой предмет, метод и специфические методические (технические) приемы исследования[6].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.