Рефераты. Этикет руководителя как средство повышения эффективности руководства

   Во многом схожей была и практика Византийской империи. Торжественность и пышность византийского приема иностранных посольств имела целью воздействовать на гостей, подчеркнуть могущество империи. Этикет использовался не для выражения дружбы, а для демонстрации силы и превосходства. Посланник короля Италии Беренгария (Х век) Лиутпранд так описывает церемонию приема в Византии. Перед троном царя стояла золотое дерево, на котором щебетали и порхали золотые птицы. По сторонам трона стояли золотые львы, которые били хвостами и рычали. Трон с сидящим на нем царем вдруг поднялся до потолка, а на царе уже была другая одежда.

   Первый трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», появившийся в 1204 г., был написан испанским священником Педро Альфонсом. Книга предназначалась для духовенства. Позже выходят пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В них фиксировались правила поведения за столом, порядок ведения бесед, приема гостей.

   В средние века все чаще общаются не только дипломатические представители, но и коронованные особы, дворяне, купцы, ученые, странствующие студенты. Законодатели правил этикета в начале и середине Средних веков служила церковь, а в позднее Средневековье – королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц.

   Следует заметить, что церемония приема послов и правила этикета нередко нарушались с тем, чтобы унизить представителей других государств. Например, в Китае императору заставляли отвешивать девятикратный земной поклон. Когда же русский посланник счел для себя это унизительным, китайский двор счел себя оскорбленным. Пренебрежительное отношение к представителям других стран имело место и в более поздние времена.

   Иногда правила этикета служили предметом забав и развлечений знати, а не средством воспитания культуры. О таких забавах молодого Петра I подробно рассказано А. Толстым в романе «Петр Первый».

   Позднее в России артиллерийское и морское образование, которое ввел Петр для дворян, было заменено школой светских манер. Популярной стала книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» - учебник этикета неоднократно перепечатывавшийся в XVIII веке. В этой книге вслед за азбукой и цифирью излагались правила, как обращаться в свете сидеть за столом и обходиться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и какую позитуру принимать при поклоне. Увлечение этикетом дошло до того, что в университет дети дворян не поступали – там можно было потерять хорошие манеры.

   В Америке, еще находившейся под британским колониальным господством, Джордж Вашингтон написал сто десять «правил приличного поведения», среди которых были советы: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опрохвостишься в домах сильных мира сего».[31;149].

   Каждый народ вносил в развитие этикета свою специфику, свой национальный колорит. Большинство обычаев оставались национальным достоянием, но некоторые были приняты и другими народами. Например, из скандинавских стран пришел принятый ныне во всем мире обычай, в соответствии с которым самое почетное место за столом предоставляли главному гостю.

   Таким образом, на протяжении тысячелетий человечество уделяло внимание проблемам этики и этикета и даже в Древние времена люди понимали их значимость. Следует отметить, что и в наше время им уделяется не меньше внимания, поскольку за честностью и порядочностью - будущее во всех сферах производственной и коммерческой деятельности.


1.3 Принципы этикета в бизнесе.

 

 К сегодняшним дням сложились общепринятые основные принципы этикета, в числе которых приоритет старшего и приоритет женщины, принцип гигиены и эстетический принцип. Поведение человека должно быть красивым, вызывать чувство прекрасного.

   Общие принципы культуры поведения конкретизируются основными требованиями этикета: вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность, естественность поведения, точность, обязательность. Для делового человека строжайшее соблюдение этих требований – основа достижения успеха.

   Вежливость – доброжелательность, приветливость. На Востоке говорят, что приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец. Деловой этикет требует от человека улыбки, в каком бы затруднительном положении он ни находился. Ведь если сам не будешь добрым, человечным, то стоит ли ожидать этого от других. Интересны данные исследования, которое проводилось среди сотрудников некоторых организаций города Москвы,: на вопрос, какие черты человек хотел бы воспитать в себе, 46% респондентов назвали решительность и уверенность, 30% - выдержку и уравновешенность, 30% - целеустремленность и силу воли, 12% - терпимость и 10% - доброжелательность. Другим людям хотели бы добавить доброты и человечности 50% опрошенных, честности и порядочности – 30%, взаимопонимания и сочувствия – 22%, терпимости – 16%, альтруизма и щедрости – 12%.[41;151] Значит, себе желают больше твердости, а окружающим – больше теплоты. Отсюда – взаимная неудовлетворенность и напряженность. Выводы исследователями были сделаны следующие: если вас не понимают, постарайтесь понять других.

   В сфере деловых отношений вежливость считают экономической категорией, содействующей повышению прибыли, способом сохранить хорошие отношения, что оборачивается выгодой. Дефицит вежливости создает у людей ощущение дискомфорта, раздраженности, излишней нервозности, которые по правилам этикета необходимо сдерживать. Л. Н. Толстой считал, что если человек, принятый в обществе, имеет бестактность портить удовольствие другим выражением своей скуки, то это доказывает, что он просто плохо воспитан. [41;151].

   В предпринимательской практике часто приходится иметь дело с человеком, не заслуживающим уважения. Тогда на первый план выходит корректность, умение держать себя в рамках приличия в любой ситуации. Грубость никогда не приносила хороших результатов. Лев Успенский отмечал, что вежливость – это великое искусство вписываться в общество, умение действовать так, чтобы давать другому все, что сам хочешь получить от него, и не причинять ему огорчений, каких сам не желаешь принять от этого другого. [34;163]. 

   В успешных деловых отношениях важно проявлять исключительное внимание к человеку, который с вами разговаривает, для него нет ничего более лестного. Дейл Карнеги подчеркивает, что для осознания такого факта незачем учиться четыре года в Гарварде.[41;151]. 

   Деловые контакты, сделки, поток текущих дел – все способно вызвать у человека нервное перенапряжение. Человек, выплескивающий свои эмоции на окружающих, живет дольше, в меньшей степени подвержен стрессам и сердечно – сосудистым заболеваниям. Поэтому психическая разрядка всегда должна найти выход, но не в форме гнева. В таких случаях рекомендуются прогулки, ходьба, физические упражнения, счет про себя, отвлечение на другие темы, не связанные с данным делом.

   Деловой этикет по сравнению с бытовым более официален. Деловая вежливость обычно не приемлет заверений в расположенности собеседников друг к другу, длительных благодарностей, извинений за отнятое у человека время. Вежливость предполагает и предупредительность, готовность оказать услугу. Предупредительность не следует смешивать с подобострастием или льстивостью. Вежливый человек сгладит неловкость, поможет человеку выйти из сложной ситуации.

   Особое значение имеют тактичность и деликатность. Неизменным спутником  и лучшим советчиком бизнесмена должна стать именно деликатность. Деликатность – слово нерусское, но так получилось, что оно очень емко стало выражать то, что мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком, даже несколько щепетильном отношении к окружающим, к их чувствам. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем не оправданным восхвалениям. Тактичность – чувство меры, которое необходимо соблюдать в личных и служебных отношениях, способность чувствовать границу, которую нельзя переступать во взаимоотношениях с людьми. Важно учитывать духовный мир окружающих, понимать то, что у людей может вызвать негативную реакцию. Тактичный человек твердо знает, в какое время и в каком месте можно совершать те или иные действия. Л. Н. Толстой писал, что человек может быть умным, может быть глупым, но тактичным быть обязан.[41;152]. Дж. Леббок, английский естествоиспытатель утверждал, что при помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы.[41;153].

   Тактичность предполагает осознание того, что может доставить другому человеку неприятность или радость, это способность оценить потребности другого человека. Тактичность предполагает внимание к человеку, основанное на чувстве меры, которое появляется как итог жизненных наблюдений. Тактичный человек старается предупредить ситуации, создающие неловкость.

   Чтобы воспитать в себе тактичность, важно ставить себя на место другого человека. Это требование относится и к тактике деловых отношений. «Если здесь и есть какой либо секрет успеха, - говорил Генри Форд, - то он заключается в умении  понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения». [31;152].

   Очень важное требование этикета – скромность. Признак воспитанного человека  - его поведение, приспособленное к окружающей обстановке, способность скромно держаться. Она свидетельствует о цельности личности, ее разностороннем внутреннем мире, умении всегда владеть собой, что располагает к человеку, способствует эффективному решению деловых вопросов.  Важнейшее для делового этикета требование – точность и обязательность.

Люди, умеющие ценить время, считают неприличным необязательность и неточность. Например, недопустимо заставлять человека ожидать более пяти минут, назначать встречу одновременно нескольким людям

   Пунктуальности и обязательности можно поучиться у японцев. Назначая встречу японцу на три часа, вы смело можете приходить без десяти минут три – он уже будет ждать вас. Можно сказать, что секрет японского процветания – именно пунктуальность и обязательность. Пунктуальность и обязательность считаются у англичан качествами национального характера.

   Человек, обещая сделать что-либо, должен быть хозяином своему слову и выполнить обещанное точно в срок. Точность и обязательность – проявление таких  качеств человека, как способность анализировать обстановку, оценивать свои и чужие поступки, прогнозировать последующие действия. Деловой человек не дает пустых обещаний. Предварительно взвесив свои возможности, он лишь затем оценит степень своего участия в бизнесе. Точное соблюдение обязательств – лучшая черта делового человека.

   При работе с западными бизнесменами наши предприниматели поражаются их стремлению выполнять свои обязательства аккуратно и в срок, способности держать свое слово. При решении многих вопросов обычно не берутся квитанции, справки, расписки и другие письменные документы, а предпочитается доверие.

   Для Бенджамина Франклина идеалом добропорядочности был человек, «заслуживающий кредита». Кодекс правил приличия бизнесмена: «В срок и полностью выплачивать свои долги». Если человек что-то обещает, заранее зная, что он этого не выполнит, т. е. не собираясь сдержать свое слово, он теряет доверие к себе, снижается прочность деловых отношений. Если стали известны обстоятельства, которые затрудняют выполнение взятых обязательств, следует сразу поставить в известность того, кому это обязательство дано, а не тянуть. Таким образом вы даете возможность своему партнеру вовремя подыскать другие пути решения возникшей проблемы.

   Этот же подход относится и ко времени прибытия на назначенные встречи, беседы, совещания и т. п. Чем более официальный характер имеет встреча и чем больше число принимающих в ней участие, тем более точными обязаны быть ее участники. Совещания или лекция должны начинаться точно в указанное время. То же самое относится и к встрече деловых партнеров.

   В гости также следует приходить вовремя, однако здесь лучше задержаться, чем придти раньше. В то же время более чем получасовая задержка приглашенных в гости неприлична и может рассматриваться как неуважение к хозяевам или виновникам торжества. Приходить следует всегда вовремя. Это позволит сберечь свое и чужое время и укрепить репутацию, сформирует мнение о партнере как человеке обязательном, на которого можно положиться.

   Итак, поведение человека должно быть красивым, вызывать чувство прекрасного. Поэтому каждому из нас нужно помнить требования предъявляемые этикетом, а именно: вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность, естественность поведения, точность, обязательность и пунктуальность. Для делового человека строжайшее соблюдение этих требований – основа достижения успеха.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.