По окончании делового телефонного разговора необходимо
потратить 3-5 минут на анализ содержания и стиля разговора, проанализировать
полученные впечатления, найти уязвимые места в разговоре и понять причину
допущенных ошибок.
Считается, что руководитель владеет культурой общения по
телефону, если: соблюдает меру во время разговора; может кратко сообщить всю
информацию и получить ответ; компетентен, тактичен, доброжелателен, владеет
приемами ведения беседы, стремится оперативно и эффективно решить проблему или
оказать помощь в ее решении; ведет разговор в спокойном, вежливом тоне; во
время разговора умеет заинтересовать собеседника своим делом; следит за своей
речью; старается не звонить по домашнему телефону для служебного разговора;
перед звонком определяет цель разговора и тактику его проведения; задает
вопросы, требующие однозначного ответа. По
данным критериям определяется уровень культуры общения руководителя по
телефону.
Таким образом, телефонные разговоры – одна из важнейших
форм коммуникаций. Не только руководители, но и многие сотрудники затрачивают
на них большое количество времени. От умения правильно вести деловые разговоры
по телефону во многом зависит успех коммуникаций, имидж работника и всей
организации.
2.3. Правила деловой переписки.
Другая важная часть делового этикета – служебная
переписка. Каждое деловое письмо должно быть строго индивидуально: на него
накладывают отпечаток, прежде всего, адресат, конкретная ситуация, личность и
должность пишущего. Подход к решению вопроса, каким должно быть деловое письмо,
предполагает определенную долю творчества, но тем не менее существуют и общие
правила деловой переписки. Итак, обозначим наиболее существенные моменты этой
проблемы.
Переписка – это общение в миниатюре, овладение ею – это
и труд, порой не-легкий, и искусство. Толковая деловая переписка способствует
увеличению оборота фирмы, предприятия, улучшению взаимосвязи различных служб,
повы-шению квалификации, установлению прочных связей с потребителями.
Одно из главных требований к письму – оно не должно
быть длинным. Если хотите, чтобы ваше письмо прочли, постарайтесь уложиться на
полутора страничках машинописного текста, а еще лучше – на одной странице.
Хорошее письмо, как и выступление, должно быть четким и ясным. Это второе
требование к письму. Старайтесь избегать в письме многосложных, непонятных
(иностранных, сугубо специальных) слов и выражений. Это третье правило
написания делового письма. Это же правило предполагает и составление писем
короткими предложениями, в которых четко и ясно сформулированы основные мысли
автора. Лаконичные письма, написанные односложными словами, характеризуют
пишущих как хороших собеседников, владеющих искусством общения. В письмах не
должно быть лишних прилагательных, наречий, что часто делает стиль излишне
«цветистым».таким слогом чаще всего пользуются в странах Востока.
Письмо должно отражать индивидуальность автора, отдела
или компании, где он работает. Из письма должно быть ясно, что это за компания,
чем она занимается, прочно ли стоит на ногах и т. д. Это еще одно требование к
служебному письму.