- ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ (или изменяемые, условно-переменные) затраты возрастают либо уменьшаются пропорционально выручке от реализации* и не зависят от цены реализации. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы.
- НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ (или неизменные, условно-постоянные) затраты не следуют за динамикой выручки от реализации. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, заработная плата постоянных работников, управленческие расходы. Непропорциональные затраты не зависят от выручки от реализации лишь до тех пор, пока интересы дальнейшего ее наращивания не потребуют увеличения производственных мощностей, численности занятых, а также роста аппарата управления.
В отличие от пропорциональных, непропорциональные затраты при сужении деятельности предприятия не так-то легко уменьшить. Действительно, и в периоды "охлаждения" предприятие вынуждено проводить в прежних размерах амортизацию (если, конечно, не распродавать оборудование), выплачивать проценты по ранее полученным кредитам (а досрочное возмещение задолженности весьма проблематично при падении выручки от реализации), платить заработную плату (ибо масштабное увольнение избыточного количества работников - дело весьма (болезненное)...
- СМЕШАННЫЕ ЗАТРАТЫ состоят из постоянной и переменной частей. Примеры таких затрат - почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования и т.п. В дальнейшем величиной смешанных затрат можно пренебречь ради ясности изложения, в конкретных же расчетах Вы сможете все затраты Вашего предприятия, которые Вы сочтете смешанными, разделить на 2 и приплюсовать каждую половину к пропорциональным и непропорциональным затратам. Для более тонких расчетов советуем разделить смешанные затраты на
Так обстоит дело в теории. На практике же пропорциональная зависимость "выручка от реализации -пропорциональные затраты" зачастую обладает меньшей жесткостью. Например, при увеличении закупок сырья поставщики его могут лредстанлить предприятию скидку с цены, и тогда затраты на сырье растут несколько медленнее выручки от реализации.
постоянную и переменную части в известной вам пропорции, характерной для вашего предприятия.
Какова же практическая польза от классификации затрат на пропорциональные и непропорциональные? Во-первых, такое деление помогает решить задачу максимизации темпов прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов; во-вторых, без этой классификации невозможно определить запас "финансовой прочности" предприятия на случай осложнения конъюнктуры.
При решении первой задачи обнаруживается, что ЛЮБОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОРОЖДАЕТ ЕЩЕ БОЛЕЕ СИЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИБЫЛИ.
Пусть, например, выручка от реализации в данном году составляет 11000 тыс. рублей при пропорциональных затратах 9300 тыс. рублей и непропорциональных затратах 1500 тыс. рублей (в сумме 10800 тыс. рублей). Прибыль равна 200 тыс. руб. Предположим далее, что выручка от реализации возрастает до 12000 тыс. рублей (+9,1%). Увеличиваются на те же 9,1% и пропорциональные затраты. Теперь они составляют 9300 тыс. рублей + 846,3 тыс. рублей = 10146,3 тыс. рублей. Непропорциональные затраты не изменяются: 1500 тыс. рублей. Суммарные затраты равны 11646,3 тыс. рублей, прибыль же достигает 353,7 тыс. рублей, что на 81,5% больше прибыли прошлого года. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ УВЕЛИЧИЛАСЬ ВСЕГО НА 9,1 %, А ПРИБЫЛЬ - НА 81,5%! Как после этого не проникнуться идеей разумной экономии на непропорциональных, в том чипе и управленческих, расходах.
Решая задачу максимизации темпов прироста прибыли, Вы можете манипулировать увеличением не только пропорциональных, но и непропорциональных затрат - и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов возрастет прибыль. Так, при увеличении пропорциональных затрат на 9,1 %, а непропорциональных затрат всего на 1 % прибыль увеличится уже не на 81,5%, как раньше, а на 65,35%. Пятипроцентное увеличение непропорциональных затрат снижает темпы прироста прибыли до 39,35 %.
Для определения запаса "финансовой прочности" предприятия необходимо предварительно овладеть понятием "ПОРОГА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ" (или МЕРТВОЙ ТОЧКИ). Для этого сначала вычислим так называемый РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СВЕРХ ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫХ ЗАТРАТ в рублях и в процентах к обороту, а также РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СВЕРХ ВСЕХ ЗАТРАТ - по существу, ПРИБЫЛЬ.
Цифры возьмем такие:
Выручка от реализации, при которой результат от реализации сверх всех затрат равен 0, и есть ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ. По его достижении результат от реализации сверх пропорциональных затрат покрывает всю сумму непропорциональных затрат:
или, что то же самое:
В нашем примере порог рентабельности равен 860 тыс. руб.:0,45 = 1911 тыс. руб. Не представит трудностей и графический метод определения порога рентабельности.
Попробуем, зная, порог рентабельности, определить "запас финансовой прочности" предприятия при ухудшении рыночной обстановки или иных затруднениях. Вернемся для этого к примеру, использованному нами при решении задачи максимизации прибыли.
Выручка от реализации складывается от продажи двух товаров: А и В.
ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ - 1500 тыс.руб.: 0,1545 - 9708,7 тыс.руб.
Разница между достигнутой выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас "финансовой прочности предприятия":
Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельнгсти, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств. Можно расчи-тать запас "финансовой прочности" и в процентах к выручке от реализации:
В нашем примере запас "финансовой прочности" предприятия составит 11000 тыс. руб. -9708,7 тыс. руб. * 1291,3 тыс. руб., что составляет примерно 12 % выручки от реализации. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ПРЕДПРИЯТИЕ МОЖЕТ ВЫДЕРЖАТЬ 12% СНИЖЕНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ БЕЗ СЕРЬЕЗНОЙ УГРОЗЫ ДЛЯ СВОЕГО ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Наконец, рассчитав, какому количеству производимых изделий соответствует при данных ценах порог рентабельности, можно определить критическое значение физического объема производства (в штуках, тоннах...). Ниже этого количества предприятию производить невыгодно: обойдется "себе дороже":
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ
1. ПРИНЦИПЫ ЭКСПЕРТНО-АУДИТОРСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Принцип первый. Не смешивать хозяйственную деятельность предприятия с его финансовой деятельностью.
Принцип второй. Решать одновременно две задачи:
задачу максимизации прибыли;
задачу максимального приближения к состоянию равновесия.
Как мы уже показали ранее, второй принцип основывается на вечной дилемме; РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ и/или ЛИКВИДНОСТЬ.
2. ЭТАПЫ ЭКСПЕРТНО-АУДИТОРСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Этап 1. От целей - к средствам их достижения.
На этом этапе эксперт проходит путь от ОБОРОТА предприятия до НЕТТО-АКТИВА.
Этап 2. Исследование актива. Эксперт проводит это исследование с точки зрения ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ, с одной стороны, и с точки зрения РЕЗУЛЬТАТА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, с другой стороны.
Этап 3. Финансовая сторона дела. На этом этапе исследование проводится с точки зрения ЭФФЕКТА РЫЧАГА, с одной стороны, и с точки зрения РЕЗУЛЬТАТА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, с другой стороны
Этап 4. Синтез результатов анализа. Эксперт обобщает результаты анализа и делает выводы:
- о достижениях и потенциальных возможностях предприятия (по линии "рентабельность собственных средств - внутренние темпы роста");
- о степени устойчивости предприятия (по линии "результаты финансово-хозяйственной деятельности - изменение свободных средств").
Работники банков, заинтересованные во всестороннем и более глубоком анализе платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, могут на 4-м этапе вычислить запас "прочности предприятия", а также пройтись по всем другим показателям ликвидности и финансовой устойчивости предприятия за ряд лет (см. разделы 5 и 6 первой части).
На всех этих этапах эксперт пользуется тремя основными рабочими документами, построение которых уже рассмотрено я первой части.
Когда данные по анализируемому предприятию собраны и сведены в аналитические документы, эксперт приступает к самой интересной части своей работы - непосредственному анализу финансово-хозяйственного состояния фирмы.
УСПЕШНОЙ РАБОТЫ!
Этап 1. От целей - к средствам их достижения. Этот этап - по существу, отправная точка всего анализа. СЛЕДУЙТЕ НАШЕМУ ВОПРОСНИКУ в сборе и обработке информации по хозяйственной деятельности предприятия:
Каковы абсолютные величины, а также темпы роста произведенной продукции, оборота...?
Какова доля данного предприятия а общей сумме (реализованной) продукции, соответствующей отрасли (подотрасли)?
Какова степень диверсификации продукции данного предприятия? Производит ли оно однородные или различные изделия?
Какова доля экспортной продукции?
Благоприятна ли рыночная конъюнктура? Каков уровень и динамика цен?
Какие методы конкурентной борьбы используются предприятием?
Какие используются каналы сбыта?
Подвержено ли производство сезонным колебаниям?
Дополнительные вопросы в соответствии со спецификой фирмы.
НЕ ЗАБУДЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, УЧЕСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ (патенты, лицензии, роботизация...)
СОВЕТУЕМ МАКСИМАЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНО ОТНЕСТИСЬ К ОЦЕНКЕ ИММОБИЛИЗОВАННЫХ АКТИВОВ (не было ли переоценок имущества? используется ли лизинг? нет ли каких-либо финансовых вложений, кроме иммобилизации средств в непосредственно-производственном аппарате?)
И, НАКОНЕЦ, СЛЕДУЕТ ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ "ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ" СВОБОДНЫХ СРЕДСТВ. Может быть, их надо включить в финансово-эксплуатационные потребности?
КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭТАПА 1:
...И, наконец, делаем выводы, отвечая на вопросы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11