Рефераты. Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ

Поступления доходов от НДС в бюджете-2002 составили 773,5 млрд. руб. Это 36% всех доходов федерального бюджета и 45% налоговых доходов (см. график 1).

 

 

 

 

 

 

График 1. Налоговые доходы Федерального бюджета 2002г., в %.

 Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ

 В бюджете-2003 НДС составили 946,2 млрд. руб., что равно 39% и 50% соответственно. НДС стабильно занимает первое место по уровню собираемости налогов в бюджет.

НДС используется более чем в 40 странах как основной косвенный налог на потребление. В 20 из 24 стран ОЭСР НДС - основной налог на потребление.

НДС - это часть прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства - от сырья до конечного продукта - и изымается в бюджет на каждом этапе производства и обращения товара с вновь созданной стоимости. В результате вся сумма НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем. Определяется НДС как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС полностью (100%) зачисляется в федеральный бюджет.

 

В России НДС введен с 1992 г., и с тех пор идут дискуссии о методах его исчисления и составе облагаемого оборота. НДС фактически заменил прежний налог с оборота, превзойдя егоей, материалов, услуг и т.п.1 по роли и значению в доходах бюджета. В отличие от налога с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости, так что налоговые платежи поступают более равномерно.

В России НДС вводился вопреки накопленному мировому опыту. Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период роста потребительского рынка, заменяя ряд прямых налогов и постепенно увеличивая ставку от крайне низкого уровня, например в 5%. В России НДС стал использоваться в условиях спада, и его ставка составила 28%. При этом вводились и дополнительные прямые налоги. В странах Западной Европы для отдельных видов деятельности предоставляется право выбора: платить НДС или подоходный налог (страхование, банковское дело, аренда помещений, артистическая деятельность, спорт). В России частные предприниматели платят и НДС (18%), и налог на доходы физических лиц (13%); юридические лица платят НДС и ряд других налогов.

Стандартная ставка НДС составляет 18%, пониженные - 10% (в отношении товаров для детей, товаров первой необходимости и т.д.) и 0% (к примеру, экспорт товаров и услуг, работы и услуги, оказываемые в космическом пространстве). Обсуждается возможность снижения ставки НДС до 15-17% к 2006 году, но с одновременной отменой всех льгот. По НДС льгот в несколько раз больше, чем по налогу на прибыль. Отказ от льгот является важной задачей налоговой реформы, так как льготы на практике оказываются для бюджета черными дырами, порождая коррупцию.

Замена налога с оборота на НДС привела к перемещению основной массы налоговой нагрузки предприятий из сферы обращения в сферу производства, из-за чего предприятия лишаются значительной доли оборотного капитала. В случае превышения суммы НДС уплаченного над суммой НДС полученного разница подлежит возмещению из бюджета, однако это возмещение в денежном выражении не осуществляется, обычно предприятиям предоставляется возможность проводить взаимозачет. Если же предприятие реализует значительную долю своей продукции на внешнем рынке и имеет значительные суммы НДС, подлежащие к возмещению из бюджета (поскольку экспорт данным налогом не облагается), то возможности зачета с прочими федеральными налогами уже не покрывают задолженности бюджета по НДС.

Потери НДС для бюджета связаны с “ложным экспортом” – с требованиями по возврату НДС от “липового” экспорта. Бюджет уже задолжал экспортерам 110 млрд. руб., а к концу 2004 г. долг может вырасти до 150 млрд. руб. Вместе с долгами бюджета растет и коррупция в высших эшелонах власти. Налоговые органы должны возвращать НДС через 3 месяца, Минфин задерживает выплаты до 6 месяцев, отсюда взятки за ускорение возврата реального НДС и за оформление фиктивных бумаг.

 
§1.3. Международная практика функционирования НДС

 

Широкое  распространение  НДС  получил  благодаря  подписанию  в  1957  году  в  Риме  договора  о  создании  Европейского  экономического  сообщества,  согласно  которому  страны  его  подписавшие  должны  были  гармонизировать  свои  налоговые  системы  в  интересах   создания  общего  рынка.  В  1967  году  вторая  директива  Совета  ЕЭС  провозгласила  НДС  главным  косвенным  налогом  Европы,  предписывая  всем  членам  Сообщества  ввести  данный  налог  в  свои  налоговые  системы  до  конца  1972  года.  В  том  же  1967  году  налог  на  добавленную  стоимость  начал  функционировать  в  Дании,  в  1968  -  в  ФРГ.  Шестая  директива  Совета  ЕЭС  1977  года  окончательно  утвердила  базу  современной  европейской  системы  обложения  НДС,  чем  способствовала  унификации  взимания  данного  налога  в  Европе.  Последние  уточнения  в  механизм  обложения  НДС  были  сделаны  в  1991  году  десятой  директивой,  и  ее  положения  были  включены  во  все  налоговые  законодательства  стран-членов  ЕЭС [6].

В  настоящее  время  НДС  взимается  более  чем  в  сорока  странах  мира:  почти  во  всех  европейских  странах,  Латинской  Америке,  Турции,  Индонезии,  ряде  стран  Южной  Америки.  В  США  и  Канаде  применяется  близкий  по  методу  взимания  к  НДС  налог  с  продаж [26].

Обширная  география  распространения  НДС  свидетельствует  о  его  жизнеспособности  и  соответствии  требованиям  рыночной   экономики.  Необходимо  отметить,  что  прочному  внедрению  его  в  практику  налогообложения  в  немалой  степени  способствовали  следующие  факторы.

Во-первых,  недостатки,  имеющиеся  у  прямых  налогов.  К  их  числу  можно  отнести  чрезмерную  тяжесть  налогообложения,  широкие  масштабы  уклонения  плательщиков  от  их  уплаты.

Во-вторых,  постоянный  дефицит  бюджета,  и  как  следствие  постоянная  потребность  в  увеличении  доходов  бюджета  путем  расширения  налогооблагаемой  базы  и  повышения  эффективности  налогообложения.

В-третьих,  потребность  в  усовершенствовании  существующих  налоговых  систем  и  приведении  их  в  соответствие  с  современным  уровнем  экономического  развития.

В  настоящее  время  общий  механизм  взимания  НДС  идентичен  во  многих  странах.  Как  известно,  плательщиками  этого  налога  являются  юридические  и  физические  лица,  занимающиеся  коммерческой  деятельностью.  Объектами  обложения  выступают  оборот  товаров,  объем  произведенных  работ  и  оказанных  услуг.  Необходимо  отметить,  что  налог  взимается  многократно  на  каждом  этапе  производства  и  реализации  продукции  при  ее  движении  от  первого  производителя  до  конечного  потребителя.  Налогооблагаемая  база  определяется  исходя  из  стоимости,  добавленной  на  каждой  стадии  производства  и  обращения,  включая  заработную  плату  с  начислениями,  амортизацию,  проценты  за  кредит,  прибыль  и  расходы  общего  характера  (за  электроэнергию,  рекламу,  транспорт  и  др.).  При  этом  стоимость  средств  производства  и  материальных  затрат  исключается  из  облагаемого  оборота.  Так  же,  как  и  по  многим  налогам,  предусмотрены  льготы  при  расчете  и  уплате  НДС,  которые  определяются  историческим  и  социально-экономическим  развитием  каждой  страны.  Однако  общей  для  всех  налоговой  льготой  является  необлагаемый  минимум  оборота  реализуемой  продукции.  Прежде  всего  это  освобождение  направлено  на  поощрение  мелкого  бизнеса,  который,  не  располагая,  как  правило,  квалифицированным  бухгалтерским  аппаратом,  испытывает  определенные  трудности  при  исчислении  налогооблагаемой  базы.  Кроме  того,  государство,  освобождая  от  обложения  мелкие  предприятия,  сокращает  тем  самым  свои  расходы,  связанные  со  сбором  и  обработкой  информации,  а  также  с  осуществлением  оперативного  управления  и  контроля  за  деятельностью  налогоплательщиков. 

В  различных  странах  существуют  разные  подходы  к  установлению  ставок  НДС.  В  то  же  время  их  средний  уровень  колеблется  от  15  до  25%.  В  некоторых  странах  применяется  шкала  ставок  в  зависимости  от  вида  товара  и  его  социально-экономической  значимости:  пониженные  ставки  (2 - 10%)  применяются  к  продовольственным,  медицинским  и  детским  товарам;  стандартные  (основные)  ставки  (12 - 23%)  -  к  промышленным  и  другим  товарам  и  услугам;  и,  наконец,  повышенные  ставки  (свыше  25%)  -  к  предметам  роскоши. Конкретные  размеры  ставок  по  некоторым  развитым  странам  мира  приведены  в  таблице  2.

 

Таблица 2. Шкала  ставок  НДС  по  различным  странам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.