11. Вычет сумм НДС, уплаченных при импорте товаров, производится в виде исключения без перечисления суммы НДС с НДС-счета в бюджет. Таким образом, сохраняется действующий в настоящее время порядок, при котором импортер может вносить авансом сумму НДС и таможенных пошлин уполномоченному лицу с целью их последующего внесения в бюджет по мере таможенной очистки импортируемых товаров. Аналогичное исключение сохраняется для вычета сумм НДС, уплачиваемых за товары, ввозимые с территории Республики Беларусь, с которой у Российской Федерации действует режим взимания НДС по ставкам страны происхождения.
12. В качестве компенсационной меры предусматривается либерализация порядка возмещения НДС при налогообложении по ставке 0%, а также переход к принятию к вычету сумм НДС, уплаченных при осуществлении капитального строительства, в общем порядке (в настоящее время вычет сумм НДС, уплаченных поставщикам при осуществлении капитального строительства, производится не ранее момента постановки на учет объекта завершенного капитального строительства).
ДОСТОИНСТВА СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.
Главный аргумент в обоснование введения НДС-счетов — необходи-
мость принятия мер в области налогового администрирования, противодействующих уклонению от обложения НДС с помощью короткоживущих организаций. Если для внедрения будет избран вариант, который предлагает Минфин России в настоящее время, то, по мнению сторонников введения НДС-счетов, возможны следующие выгоды от использования таких счетов:
1) рост доходов от налога при сохранении действующей налоговой ставки;
2) устранение существующих искажений, когда недобросовестные налогоплательщики, издержки которых на уклонение от налогообложения сравнительно низки, имеют конкурентные преимущества перед добросовестными налогоплательщиками, полностью исполняющими обязанности по уплате налога;
3) новая схема не приведет к существенному росту издержек налогоплательщиков на исполнение законодательства;
4) за счет повышения прозрачности системы НДС повысится эффективность налогового администрирования в целом;
5) в краткосрочной перспективе не существует иных методов эффективного противодействия используемым методам уклонения от налогообложения.
ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.
Оппоненты предлагаемой идеи о введении НДС-счетов подвергают сомнению позиции, высказываемые сторонниками НДС-счетов. Однако необходимо отметить, что ни сторонники, ни оппоненты НДС-счетов не располагают достоверными результатами исследований по двум направлениям, необходимыми для подтверждения либо опровержения правомерности утверждений. Речь идет о следующих направлениях анализа:
1) масштабы уклонения от уплаты НДС с использованием короткоживущих организаций в настоящее время (т.е. того единственного вида уклонения, на борьбу с которым направлены НДС-счета);
2) масштаб увеличения издержек на исполнение налогового законода-
тельства (в частности, издержек налогоплательщиков на администрирование специальных счетов, издержек налоговых органов на налоговое администрирование).
В то же время предварительное исследование доходов от НДС в ряде стран с переходной экономикой и развитых стран, проведенное ИЭПП, показало, что объем доходов российского бюджета от НДС, составляющий от 6,5 до 7% ВВП, находится на среднем уровне по группе исследуемых стран с учетом средней налоговой ставки, уровня экономического развития и прочих факторов.
БОЛГАРСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НДС-СЧЕТОВ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИИ.
Единственной страной в мире, применяющей специальные счета для уплаты НДС, является Болгария, где указанный инструмент в обязательном порядке действует для всех налогоплательщиков с 1 января 2003 г. Бюджетный эффект от данной реформы заключается в следующем:
- в течение I квартала после обязательного введения системы НДС-счетов наблюдался существенный рост поступлений НДС по внутренним операциям;
- по состоянию на 1 августа 2003 г. номинальный прирост доходов от внутреннего НДС в Болгарии (с учетом возмещения НДС экспортерам) составил 32,5% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. С учетом корректировки на инфляцию (4%) и рост ВВП (5%) чистый прирост доходов от внутреннего НДС, который частично возник благодаря использованию НДС-счетов, составил около 23%. Сохранение прироста доходов по сравнению с предыдущим периодом объясняется, скорее всего, тем обстоятельством, что во II квартале 2002 г. возмещение НДС в Болгарии превысило поступления НДС в бюджет;
- согласно данным об исполнении бюджета за январь — сентябрь 2003 г. номинальные доходы бюджета Болгарии от внутреннего НДС — 212,6 млн. левов, что составляет 114,4% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, когда доходы от внутреннего НДС были равны 185,8 млн. левов. С учетом корректировки на инфляцию и рост ВВП прирост доходов от внутреннего НДС составил около 5%;
Таким образом, введение специальных счетов для уплаты НДС в Болгарии на сегодняшний день не привело к существенному росту бюджетных доходов. Попробуем перенести результаты исполнения болгарского бюджета на российские данные без учета различий в экономических условиях. Однако в силу того, что специальные счета действуют в Болгарии меньше года, приведем два варианта оценок — с учетом результатов исполнения бюджета Болгарии на 1 августа и на 1 октября (по результатам исполнения федерального бюджета Российской Федерации в январе — сентябре 2003 г. в условиях 2003 г. с учетом снижения основной ставки НДС до 18%):
- при перенесении бюджетных эффектов от использования специальных счетов в Болгарии по состоянию на 1 августа 2003 г. прирост доходов федерального бюджета Российской Федерации от НДС может составить до 1% ВВП;
- при перенесении бюджетных эффектов от использования специальных счетов в Болгарии по состоянию на 1 октября 2003 г. прирост доходов федерального бюджета Российской Федерации от НДС может составить 0,2—0,25% ВВП.
Однако данные оценки являются заведомо некорректными, так как необходимо учитывать следующие особенности болгарской экономики:
- доля доходов от НДС, взимаемого при внутренней реализации, в общем объеме бюджетных доходов от НДС составляет менее 10%; в связи с этим колебания доходов от внутреннего НДС практически незначимы для совокупных бюджетных доходов;
- определение момента возникновения налоговых обязательств по НДС в Болгарии осуществляется в соответствии с методом начисления, т.е. движение денежных средств по НДС-счетам не связано с начислением НДС и предоставлением права на вычет;
- введение НДС-счетов в Болгарии фактически означало не ужесточение, а смягчение налогового режима для налогоплательщиков, так как до их введения в системе НДС использовалась ответственность налогоплательщиков за уплату налога третьими лицами (т.е. короткоживущими организациями);
- прочие особенности, связанные как с болгарской системой НДС-счетов, так и со спецификой отдельных секторов болгарской экономики.
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ НАЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТУ НДС В РОССИИ.
К сожалению, многочисленные изменения в структуре форм отчетности о поступлении налогов и платежей в бюджетную систему, выпускаемых МНС России (ранее - Госналогслужбой России), за последние 5—8 лет не позволяют провести детальный анализ тенденций основных показателей налога на добавленную стоимость в среднесрочной перспективе. Анализ такого показателя, как доходы бюджетной системы от НДС, показывает, что с 1993 г. доходы консолидированного бюджета Российской Федерации от НДС составляли от 6 до 7% ВВП, достигнув минимума (5,7% ВВП) в 1998г. и максимума (7,1% ВВП) в 2001 г. По нашим оценкам, такой уровень бюджетных доходов от НДС соответствует уровню развития российской экономики и налоговой системы. Вместе с тем начиная с 2002 г. наблюдается незначительное снижение доходов федерального бюджета от НДС, сделать выводы об устойчивом характере которого (с учетом роста 2001 г.) в настоящее время не представляется возможным.
Несмотря на опережающий рост налоговых вычетов и сумм налога, предъявляемых к возмещению, в настоящее время нет достаточных оснований утверждать, что в России имеет место рост уклонения от налогообложения, угрожающий устойчивости федерального бюджета и требующий принятия экстренных мер в области налогового администрирования. Вместе с тем можно предположить, что рост сумм налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам), не относящихся к капитальному строительству, на 3% ВВП частично обусловлен не только экономическим ростом, но и уклонением от налогообложения с использованием короткоживущих организаций. В связи с этим необходим тщательный анализ российской ситуации и международного опыта с целью принятия системы мер, эффективно противодействующих такого рода уклонению от налогообложения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29