Рефераты. Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ

11. Вычет сумм НДС, уплаченных при импорте това­ров, производится в виде исключения без перечисле­ния суммы НДС с НДС-счета в бюджет. Таким обра­зом, сохраняется действующий в настоящее время порядок, при котором импортер может вносить авансом сумму НДС и таможенных пошлин уполномоченному лицу с целью их последующего внесения в бюджет по мере таможенной очистки импортируемых товаров. Аналогичное исключение сохраняется для вычета сумм НДС, уплачиваемых за товары, ввозимые с террито­рии Республики Беларусь, с которой у Российской Федерации действует режим взимания НДС по став­кам страны происхождения.

12. В качестве компенсационной меры предусмат­ривается либерализация порядка возмещения НДС при налогообложении по ставке 0%, а также переход к при­нятию к вычету сумм НДС, уплаченных при осуществ­лении капитального строительства, в общем порядке (в настоящее время вычет сумм НДС, уплаченных по­ставщикам при осуществлении капитального строитель­ства, производится не ранее момента постановки на учет объекта завершенного капитального строительства).

ДОСТОИНСТВА СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.

Главный аргумент в обоснование введения НДС-сче­тов — необходи-

 

мость принятия мер в области налого­вого администрирования, противодействующих укло­нению от обложения НДС с помощью короткоживущих организаций. Если для внедрения будет избран вариант, который предлагает Минфин России в настоя­щее время, то, по мнению сторонников введения НДС-счетов, возможны следующие выгоды от использова­ния таких счетов:

1) рост доходов от налога при сохранении действую­щей налоговой ставки;

2) устранение существующих искажений, когда не­добросовестные налогоплательщики, издержки кото­рых на уклонение от налогообложения сравнительно низки, имеют конкурентные преимущества перед добро­совестными налогоплательщиками, полностью испол­няющими обязанности по уплате налога;

3) новая схема не приведет к существенному росту издержек налогоплательщиков на исполнение законо­дательства;

4) за счет повышения прозрачности системы НДС повысится эффективность налогового администриро­вания в целом;

5) в краткосрочной перспективе не существует иных методов эффективного противодействия использу­емым методам уклонения от налогообложения.

ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.

Оппоненты предлагаемой идеи о введении НДС-сче­тов подвергают сомнению позиции, высказываемые сторонниками НДС-счетов. Однако необходимо отме­тить, что ни сторонники, ни оппоненты НДС-счетов не располагают достоверными результатами иссле­дований по двум направлениям, необходимыми для подтверждения либо опровержения правомерности утверждений. Речь идет о следующих направлениях ана­лиза:

1) масштабы уклонения от уплаты НДС с использо­ванием короткоживущих организаций в настоящее время (т.е. того единственного вида уклонения, на борьбу с которым направлены НДС-счета);

2) масштаб увеличения издержек на исполнение налогового законода-

 

тельства (в частности, издержек налогоплательщиков на администрирование специаль­ных счетов, издержек налоговых органов на налого­вое администрирование).

В то же время предварительное исследование до­ходов от НДС в ряде стран с переходной экономикой и развитых стран, проведенное ИЭПП, показало, что объем доходов российского бюджета от НДС, состав­ляющий от 6,5 до 7% ВВП, находится на среднем уров­не по группе исследуемых стран с учетом средней на­логовой ставки, уровня экономического развития и прочих факторов.

БОЛГАРСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НДС-СЧЕТОВ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИИ.

Единственной страной в мире, применяющей специ­альные счета для уплаты НДС, является Болгария, где указанный инструмент в обязательном порядке дей­ствует для всех налогоплательщиков с 1 января 2003 г. Бюджетный эффект от данной реформы заключается в следующем:

- в течение I квартала после обязательного вве­дения системы НДС-счетов наблюдался существенный рост поступлений НДС по внутренним операциям;

- по состоянию на 1 августа 2003 г. номиналь­ный прирост доходов от внутреннего НДС в Болгарии (с учетом возмещения НДС экспортерам) составил 32,5% по отношению к аналогичному периоду преды­дущего года. С учетом корректировки на инфляцию (4%) и рост ВВП (5%) чистый прирост доходов от внутрен­него НДС, который частично возник благодаря исполь­зованию НДС-счетов, составил около 23%. Сохране­ние прироста доходов по сравнению с предыдущим периодом объясняется, скорее всего, тем обстоятель­ством, что во II квартале 2002 г. возмещение НДС в Болгарии превысило поступления НДС в бюджет;

- согласно данным об исполнении бюджета за ян­варь — сентябрь 2003 г. номинальные доходы бюдже­та Болгарии от внутреннего НДС — 212,6 млн. левов, что составляет 114,4% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, когда доходы от внутрен­него НДС были равны 185,8 млн. левов. С учетом кор­ректировки на инфляцию и рост ВВП прирост дохо­дов от внутреннего НДС составил около 5%;

Таким образом, введение специальных счетов для уплаты НДС в Болгарии на сегодняшний день не приве­ло к существенному росту бюджетных доходов. Попро­буем перенести результаты исполнения болгарского бюджета на российские данные без учета различий в экономических условиях. Однако в силу того, что специальные счета действуют в Болгарии меньше года, приведем два варианта оценок — с учетом результатов исполнения бюджета Болгарии на 1 августа и на 1 октяб­ря (по результатам исполнения федерального бюджета Российской Федерации в январе — сентябре 2003 г. в условиях 2003 г. с учетом снижения основной ставки НДС до 18%):

- при перенесении бюджетных эффектов от исполь­зования специальных счетов в Болгарии по состоянию на 1 августа 2003 г. прирост доходов федерального бюд­жета Российской Федерации от НДС может составить до 1% ВВП;

-  при перенесении бюджетных эффектов от исполь­зования специальных счетов в Болгарии по состоянию на 1 октября 2003 г. прирост доходов федерального бюджета Российской Федерации от НДС может соста­вить 0,2—0,25% ВВП.

Однако данные оценки являют­ся заведомо некорректными, так как необходимо учитывать следую­щие особенности болгарской эко­номики:

- доля доходов от НДС, взи­маемого при внутренней реализа­ции, в общем объеме бюджетных доходов от НДС составляет менее 10%; в связи с этим колебания до­ходов от внутреннего НДС практически незначимы для совокупных бюджетных доходов;

- определение момента возникновения налоговых обязательств по НДС в Болгарии осуществляется в соответствии с методом начисления, т.е. движение де­нежных средств по НДС-счетам не связано с начисле­нием НДС и предоставлением права на вычет;

- введение НДС-счетов в Болгарии фактически означало не ужесточение, а смягчение налогового режима для налогоплательщиков, так как до их введе­ния в системе НДС использовалась ответственность налогоплательщиков за уплату налога третьими лица­ми (т.е. короткоживущими организациями);

- прочие особенности, связанные как с болгар­ской системой НДС-счетов, так и со спецификой отдель­ных секторов болгарской экономики.

НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ НАЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТУ НДС В РОССИИ.

К сожалению, многочисленные изменения в структуре форм отчетности о поступлении налогов и платежей в бюджетную систему, выпускаемых МНС России (ра­нее - Госналогслужбой России), за последние 5—8 лет не позволяют провести детальный анализ тенденций основных показателей налога на добавленную стои­мость в среднесрочной перспективе. Анализ такого показателя, как доходы бюджетной системы от НДС, показывает, что с 1993 г. доходы консолидированно­го бюджета Российской Федерации от НДС составля­ли от 6 до 7% ВВП, достигнув минимума (5,7% ВВП) в 1998г. и максимума (7,1% ВВП) в 2001 г. По нашим оценкам, такой уровень бюджетных доходов от НДС соответствует уровню развития российской экономики и налоговой системы. Вместе с тем начиная с 2002 г. наблюдается незначительное снижение доходов феде­рального бюджета от НДС, сделать выводы об устой­чивом характере которого (с учетом роста 2001 г.) в настоящее время не представляется возможным.

Несмотря на опережающий рост налоговых вычетов и сумм налога, предъявляемых к возмещению, в настоящее время нет достаточных оснований утверж­дать, что в России имеет место рост уклонения от нало­гообложения, угрожающий устойчивости федерального бюджета и требующий принятия экстренных мер в области налогового администрирования. Вместе с тем можно предположить, что рост сумм налоговых выче­тов по приобретенным товарам (работам, услугам), не относящихся к капитальному строительству, на 3% ВВП частично обусловлен не только экономическим рос­том, но и уклонением от налогообложения с исполь­зованием короткоживущих организаций. В связи с этим необходим тщательный анализ российской ситуации и международного опыта с целью принятия системы мер, эффективно противодействующих такого рода уклонению от налогообложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.