ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НДС-СЧЕТОВ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ.
Целью реформы механизма взимания НДС должно являться достижение эффективности налогообложения (повышение уровня нейтральности, справедливости, предсказуемости налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков и административных издержек). Если одним из дополнительных результатов такой реформы станет повышение бюджетных доходов, то это будет, безусловно, положительным моментом, однако на подобный результат не следует рассчитывать при планировании реформы. В любом случае введение счетов не должно сопровождаться снижением ставки НДС.
Если масштаб уклонения от НДС с помощью короткоживущих организаций велик и в то же время не существует иных аналогичных способов уклонения от налогообложения (оба условия нуждаются в дополнительной проверке), существующий проект системы НДС-счетов (предполагающий принятие ряда чрезвычайно жестких решений, в том числе запрета на изъятие средств с НДС-счетов, отказа в зачете уплаченных сумм НДС в некоторых ситуациях) в случае его введения должен привести к росту бюджетных доходов от внутреннего НДС.
Однако даже в случае снижения уклонения от налогообложения при введении системы НДС-счетов существуют факторы, ограничивающие возможности данной системы по увеличению налоговых сборов.
1. В качестве одного из достоинств системы НДС-счетов называется упрощение порядка и ускорение возврата НДС при налогообложении по нулевой ставке (главным образом, экспортерам). С одной стороны, это приведет к повышению эффективности НДС, а с другой — к снижению поступлений НДС в бюджет как в течение переходного периода, так и в дальнейшем.
2. Предполагаемое увеличение начисленного налога в расчете на единицу стоимости реализованного товара (работ, услуг) означает увеличение эффективной налоговой нагрузки на экономику (при предположении, что короткоживущие организации осуществляют свою деятельность в сговоре с конечными продавцами). Увеличение налоговой нагрузки приведет к росту иен. Рост иен может привести к сокращению спроса и снижению поступлений НДС. Такой эффект сложно поддается количественным оценкам, однако вероятность его появления крайне высока.
3. Кроме того, рост эффективной налоговой нагрузки может привести к тому, что уклоняться от налогообложения станут организации, которые в настоящее время добросовестно уплачивают налоги, но издержки на исполнение налогового законодательства в полном объеме для которых сравнимы с затратами на уклонение от налогообложения. Имеется в виду, что в случае роста затрат на налоговое администрирование либо роста объема налоговых обязательств для многих налогоплательщиков более выгодным будет уклонение от налогообложения, т.е. возможен эффект, обратный выводу доходов из тени в 2001 г. в результате введения плоской ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы единого социального налога.
Такая ситуация может привести к снижению налоговых доходов от НДС, причем вероятность возникновения указанного эффекта высока при значительном росте издержек налогоплательщиков на исполнение налогового законодательства вследствие проводимой реформы.
Необходимо также принять во внимание тот факт, что для налогоплательщика подобные издержки представляют собой в определенной степени условно-постоянные расходы, и, следовательно, их величина непропорционально возрастет для организаций малого и среднего бизнеса. Вместе с тем издержки по уклонению от налогообложения (например, связанные с переходом к расчетам неучтенной наличностью) для таких организаций сравнительно невелики, поэтому налоговые поступления от данного сектора могут значительно снизиться.
4. Предлагаемая схема, перекрывая один механизм уклонения от налогообложения, оставляет массу возможностей для уклонения от уплаты других налогов. Возможный в результате введения НДС-счетов рост издержек налогоплательщиков на уклонение от НДС с помощью короткоживущих организаций может привести к использованию иных методов уклонения от уплаты как НДС, так и в большей степени иных налогов (использование в расчетах неучтенной наличности, ложный экспорт, завышение расходов, принимаемых к вычету в целях уплаты налога на прибыль и т.д.), что будет препятствовать росту налоговых доходов консолидированного бюджета.
УСТРАНЕНИЕ ИСКАЖЕНИЙ, СОЗДАВАЕМЫХ ДЕЙСТВУЮЩИМ НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.
С одной стороны, повышение эффективности налоговой системы является одной из целей проводимой реформы, и, по замыслу ее авторов, налогоплательщики, которые в настоящее время уклоняются от налогообложения, потеряют свои преимущества перед добросовестными налогоплательщиками. С другой стороны, неравномерное распределение издержек налогоплательщиков на исполнение налогового законодательства приведет к возникновению преимуществ у крупных организаций перед организациями среднего и малого бизнеса.
Для того чтобы аргумент об устранении искажений в налогообложении с помощью НДС-счетов являлся правомерным, необходимо предположить, что существует достаточно большое количество налогоплательщиков, не использующих уклонение от налогообложения с помощью короткоживущих организации. Однако если такое предположение верно (т.е. в России существует достаточно большая доля добросовестных налогоплательщиков, не уклоняющихся от налогообложения), не совсем очевидна необходимость борьбы с данным явлением с помощью предлагаемых затратных способов.
В качестве одного из примеров искажений, создаваемых системой НДС-счетов в предлагаемом виде, можно назвать положение, согласно которому в случае ликвидации организации и исполнения всех обязательств перед поставщиками и бюджетом по уплате НДС остаток на НДС-счете подлежит перечислению в доходы бюджета. Между тем, как будет показано ниже, существует достаточно большое количество случаев, при котором налогоплательщик будет вынужден кредитовать НДС-счет с расчетного счета до поступления ожидаемых сумм НДС от покупателей. Предлагаемый порядок фактически приводит к тому, что суммы, поступившие с расчетного счета налогоплательщика, которые не подлежат возврату на расчетный счет, в конечном счете будут перечислены в бюджет.
ИЗДЕРЖКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
В качестве одной из целей любой налоговой реформы можно назвать снижение издержек налогоплательщиков на исполнение налогового законодательства. Между тем, по оценкам как сторонников НДС-счетов, так и их противников, предлагаемые меры приведут к росту этих издержек. Расхождения наблюдаются лишь в оценках масштабов потерь налогоплательщиков и в их распределении между группами налогоплательщиков (крупными, средними и малыми организациями) и секторами экономики.
Под издержками налогоплательщиков, как правило, понимаются отвлечение оборотных средств, расходы на администрирование дополнительных банковских счетов, выпуск и обработку дополнительных платежных поручений, обучение персонала и т.д. Можно отметить следующие издержки налогоплательщиков, не связанные с отвлечением оборотных средств:
• обязанность по открытию НДС-счетов предусмотрена для всех без исключения лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе для организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от обязанностей налогоплательщика. Вместе с тем одним из достоинств режима освобождения от обязанностей налогоплательщика является снижение издержек на исполнение налогового законодательства для субъектов малого предпринимательства. Однако можно предположить, что в результате возникновения обязанности по администрированию дополнительного банковского счета такие издержки возрастут;
• обязанность банков по представлению в налоговые органы сведений обо всех операциях по НДС-счетам клиентов с указанием счетов-фактур, их дат и кодов товаров может повлечь за собой значительные издержки банковских учреждений, которые могут быть переложены на их клиентов. Более того, предоставление налоговым органам права устанавливать запрет для банка осуществлять операции по НДС-счетам (а также права обращаться в Банк России с ходатайством об отзыве у данного банка лицензии) в том числе в случае неоднократного нарушения порядка представления сведений дает налоговым органам неоправданно широкие полномочия по регулированию банковской деятельности;
• дополнительное ограничение на фактическое начало предпринимательской деятельности — запрет на осуществление банком операций по НДС-счетам до получения подтверждения из налоговых органов о получении информации об открытии НДС-счета — приводит к усложнению выхода на рынок в особенности для субъектов малого предпринимательства. Аналогичный эффект имеет фактический запрет на принятие к вычету из налоговой базы сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при покупке товаров (работ, услуг) за наличный расчет.
Как уже говорилось, в настоящее время не существует обоснованных оценок большинства видов издержек налогоплательщиков, связанных с реформой законодательства о налоге на добавленную стоимость. Вместе с тем нами была проведена оценка отвлечения оборотных средств организаций в результате осуществления расчетов по НДС через специальные счета. Оцениваемое отвлечение оборотных средств может возникнуть по двум причинам:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29