Рефераты. Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ

ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ НДС-СЧЕТОВ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ.

Целью реформы механизма взимания НДС должно являться достижение эффективности налогообложе­ния (повышение уровня нейтральности, справедливо­сти, предсказуемости налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков и административных издержек). Если одним из дополнительных результатов такой реформы станет повышение бюджетных доходов, то это будет, безусловно, положительным моментом, однако на подобный результат не следует рассчиты­вать при планировании реформы. В любом случае введение счетов не должно сопровождаться снижением ставки НДС.

Если масштаб уклонения от НДС с помощью короткоживущих организаций велик и в то же время не су­ществует иных аналогичных способов уклонения от налогообложения (оба условия нуждаются в дополни­тельной проверке), существующий проект системы НДС-счетов (предполагающий принятие ряда чрезвы­чайно жестких решений, в том числе запрета на изъятие средств с НДС-счетов, отказа в зачете уплаченных сумм НДС в некоторых ситуациях) в случае его введе­ния должен привести к росту бюджетных доходов от внутреннего НДС.

Однако даже в случае снижения уклонения от нало­гообложения при введении системы НДС-счетов существуют факторы, ограничивающие возможности дан­ной системы по увеличению налоговых сборов.

1. В качестве одного из достоинств системы НДС-счетов называется упрощение порядка и ускорение возврата НДС при налогообложении по нулевой ставке (главным образом, экспортерам). С одной стороны, это приведет к повышению эффективности НДС, а с дру­гой — к снижению поступлений НДС в бюджет как в течение переходного периода, так и в дальнейшем.

2. Предполагаемое увеличение начисленного на­лога в расчете на единицу стоимости реализованного товара (работ, услуг) означает увеличение эффектив­ной налоговой нагрузки на экономику (при предполо­жении, что короткоживущие организации осуществляют свою деятельность в сговоре с конечными продавцами). Увеличение налоговой нагрузки приведет к росту иен. Рост иен может привести к сокращению спроса и сни­жению поступлений НДС. Такой эффект сложно под­дается количественным оценкам, однако вероятность его появления крайне высока.

3. Кроме того, рост эффективной налоговой нагруз­ки может привести к тому, что уклоняться от налого­обложения станут организации, которые в настоящее время добросовестно уплачивают налоги, но издержки на исполнение налогового законодательства в полном объеме для которых сравнимы с затратами на уклоне­ние от налогообложения. Имеется в виду, что в слу­чае роста затрат на налоговое администрирование либо роста объема налоговых обязательств для многих налогоплательщиков более выгодным будет уклонение от налогообложения, т.е. возможен эффект, обратный выводу доходов из тени в 2001 г. в результате введения плоской ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы единого социального налога.

Такая ситуация может привести к снижению нало­говых доходов от НДС, причем вероятность возникно­вения указанного эффекта высока при значительном росте издержек налогоплательщиков на исполнение на­логового законодательства вследствие проводимой реформы.

Необходимо также принять во внимание тот факт, что для налогоплательщика подобные издержки пред­ставляют собой в определенной степени условно-по­стоянные расходы, и, следовательно, их величина не­пропорционально возрастет для организаций малого и среднего бизнеса. Вместе с тем издержки по уклоне­нию от налогообложения (например, связанные с пере­ходом к расчетам неучтенной наличностью) для таких организаций сравнительно невелики, поэтому налоговые поступления от данного сектора могут значитель­но снизиться.

4. Предлагаемая схема, перекрывая один механизм уклонения от налогообложения, оставляет массу воз­можностей для уклонения от уплаты других налогов. Возможный в результате введения НДС-счетов рост издержек налогоплательщиков на уклонение от НДС с помощью короткоживущих организаций может при­вести к использованию иных методов уклонения от уплаты как НДС, так и в большей степени иных нало­гов (использование в расчетах неучтенной наличности, ложный экспорт, завышение расходов, принимаемых к вычету в целях уплаты налога на прибыль и т.д.), что будет препятствовать росту налоговых доходов кон­солидированного бюджета.

УСТРАНЕНИЕ ИСКАЖЕНИЙ, СОЗДАВАЕМЫХ ДЕЙСТВУЮЩИМ НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.

С одной стороны, повышение эффективности налого­вой системы является одной из целей проводимой реформы, и, по замыслу ее авторов, налогоплательщики, которые в настоящее время уклоняются от налогооб­ложения, потеряют свои преимущества перед добро­совестными налогоплательщиками. С другой стороны, неравномерное распределение издержек налогопла­тельщиков на исполнение налогового законодательства приведет к возникновению преимуществ у крупных организаций перед организациями среднего и малого бизнеса.

Для того чтобы аргумент об устранении искажений в налогообложении с помощью НДС-счетов являлся правомерным, необходимо предположить, что суще­ствует достаточно большое количество налогоплатель­щиков, не использующих уклонение от налогообложения с помощью короткоживущих организации. Однако если такое предположение верно (т.е. в России суще­ствует достаточно большая доля добросовестных нало­гоплательщиков, не уклоняющихся от налогообложе­ния), не совсем очевидна необходимость борьбы с дан­ным явлением с помощью предлагаемых затратных спо­собов.

В качестве одного из примеров искажений, созда­ваемых системой НДС-счетов в предлагаемом виде, можно назвать положение, согласно которому в слу­чае ликвидации организации и исполнения всех обя­зательств перед поставщиками и бюджетом по уплате НДС остаток на НДС-счете подлежит перечислению в доходы бюджета. Между тем, как будет показано ниже, существует достаточно большое количество слу­чаев, при котором налогоплательщик будет вынужден кредитовать НДС-счет с расчетного счета до поступ­ления ожидаемых сумм НДС от покупателей. Предла­гаемый порядок фактически приводит к тому, что сум­мы, поступившие с расчетного счета налогоплатель­щика, которые не подлежат возврату на расчетный счет, в конечном счете будут перечислены в бюджет.

ИЗДЕРЖКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НА ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

В качестве одной из целей любой налоговой реформы можно назвать снижение издержек налогоплательщи­ков на исполнение налогового законодательства. Меж­ду тем, по оценкам как сторонников НДС-счетов, так и их противников, предлагаемые меры приведут к росту этих издержек. Расхождения наблюдаются лишь в оцен­ках масштабов потерь налогоплательщиков и в их рас­пределении между группами налогоплательщиков (крупными, средними и малыми организациями) и сек­торами экономики.

Под издержками налогоплательщиков, как прави­ло, понимаются отвлечение оборотных средств, рас­ходы на администрирование дополнительных банков­ских счетов, выпуск и обработку дополнительных пла­тежных поручений, обучение персонала и т.д. Можно отметить следующие издержки налогоплательщиков, не связанные с отвлечением оборотных средств:

• обязанность по открытию НДС-счетов преду­смотрена для всех без исключения лиц, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность, в том числе для организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от обязанностей налогоплательщика. Вместе с тем одним из достоинств режима освобож­дения от обязанностей налогоплательщика является снижение издержек на исполнение налогового зако­нодательства для субъектов малого предприниматель­ства. Однако можно предположить, что в результате возникновения обязанности по администрированию дополнительного банковского счета такие издержки воз­растут;

• обязанность банков по представлению в налого­вые органы сведений обо всех операциях по НДС-сче­там клиентов с указанием счетов-фактур, их дат и кодов товаров может повлечь за собой значительные издержки банковских учреждений, которые могут быть переложены на их клиентов. Более того, предоставление налоговым органам права устанавливать запрет для банка осуществлять операции по НДС-счетам (а также права обращаться в Банк России с ходатайством об отзыве у данного банка лицензии) в том числе в случае неоднократного нарушения порядка представ­ления сведений дает налоговым органам неоправданно широкие полномочия по регулированию банковской деятельности;

• дополнительное ограничение на фактическое на­чало предпринимательской деятельности — запрет на осуществление банком операций по НДС-счетам до по­лучения подтверждения из налоговых органов о получе­нии информации об открытии НДС-счета — приводит к усложнению выхода на рынок в особенности для субъек­тов малого предпринимательства. Аналогичный эффект имеет фактический запрет на принятие к вычету из нало­говой базы сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при покупке товаров (работ, услуг) за наличный расчет.

Как уже говорилось, в настоящее время не суще­ствует обоснованных оценок большинства видов из­держек налогоплательщиков, связанных с реформой законодательства о налоге на добавленную стоимость. Вместе с тем нами была проведена оценка отвлечения оборотных средств организаций в результате осуще­ствления расчетов по НДС через специальные счета. Оцениваемое отвлечение оборотных средств может возникнуть по двум причинам:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.