• принцип единства налоговой системы;
• принцип подвижности (эластичности);
• принцип стабильности;
• принцип множественности налогов;
• принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения, именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом:
принцип справедливости — каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой выступает прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов;
принцип соразмерности — баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени;
принцип учета интересов налогоплательщиков — простота исчисления и уплаты налога. Раскрывается через:
принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику);
принцип удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);
принцип экономичности (эффективности) — необходимость сокращения издержек государства по взиманию налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем, примерно на порядок) затраты на его обслуживание.
Со временем к этому перечню австрийский экономист Адольф-Генрих-Готлиб Вагнер добавил следующие принципы:
• достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);
• правильный выбор источников налогообложения;
• выявление способов избавления от уплаты налогов (имеется в виду законных);
• влияние налогов на плательщиков;
• общность (охват всех слоев населения обложением налогами);
• прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика);
• освобождение от уплаты налогов части населения, получающей минимальные доходы.
В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения дея-
тельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8). Данное определение предусматривает следующие основные моменты:
• утверждение налогов — прерогатива законодательной власти утверждать налоги;
• налог является индивидуально безвозмездным;
• односторонний характер установления налога;
• уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;
• налог взыскивается на условиях безвозвратности;
• цель взимания налога — обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.
Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.
1. По способу взимания различают:
прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов пни имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
Ø реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
Ø личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
Ø косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);
- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);
- фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:
Ø федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (например, налог на прибыль организаций);
Ø региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);
Ø местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу).
3. По целевой направленности введения налогов: абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);
Ø целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:
Ø налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
Ø налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
Ø смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:
Ø закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29