Рефераты. Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ

Исходя из сказанного, единообразные ставки налогов, с точки зрения эффективности, не обязательно являются желательными, причем предметы первой необходимости должны облагаться большими налогами, чем предметы роскоши. Однако эти соображения противоречат общепринятым принципам справедливости, согласно которым к предметам первой необходимости следует применять пониженные ставки, а к предметам роскоши — повышенные, придавая косвенному налогообложению прогрессивный характер. Следует учитывать, что косвенное налогообложение в этом случае теряет свое преимущество в отношении минимизации избыточного налогового бремени.

В то же время, при анализе теоретических соображений о множественности ставок НДС следует указать на наличие многих предпосылок, при которых справедливы приведенные положения. В частности, введение в анализ издержек на администрирование налога сводит на нет все рассуждения об эффективности множественности ставок налога на добавленную стоимость. Кроме того, правила налогообложения Рамсея действительны только при отсутствии иных налогов, а также при наличии множества других предпосылок, которые имеют мало общего с действительностью.

Эмпирические расчеты основных факторов поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет, проводимые для двух выборок государств — с единой и множественной налоговой ставкой — показывают, что в странах с единой ставкой НДС повышение ставки на 1 п.п. приводит к увеличению поступлений на 0,503% ВВП, тогда как в странах с множественной ставкой увеличение эффективной налоговой ставки на 1 п.п. вызывает рост поступлений налога лишь на 0,339% ВВП.

 

§ 2.2 Механизм исчисления НДС в РФ

 

Рассмотрим общие правила исчисления налога на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную сто­имость  связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Согласно п. 2 ст. 144 НК РФ иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков НДС по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Поскольку согласно п. 2 ст. 144 НК РФ у иностранных организаций есть право (но не обязанность) встать на учет в налоговых органах в качестве плательщиков НДС по месту нахождения своих постоянных представительств, следовательно, есть и право не вставать на такой учет.

Однако в этой связи следует обратить внимание, что свобода выбора есть только у иностранных организаций, которые не намерева­ются осуществлять деятельность в Российской Федерации через свое представительство в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году, а также у иностранных организаций, лишь открывших счета в банке на территории Российской Федерации. Это связано с тем, что согласно п. 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, иностранные организации (кроме вышеперечисленных) обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации и международные договоры связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

Налоговый период — это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Такое определение дано в п. 1 ст. 55 НК РФ. В пункте 4 этой же статьи указано, что при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение налоговых периодов, равных месяцу или кварталу, производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Исходя из этого вполне возможно для только что созданной организации, у которой соответственно еще нет какой-либо выручки, начать определять налоговую базу и исчислять налог по окончании квартала, а уже затем, руководствуясь результатами этого квартала, переходить либо на месячный налоговый период, либо оставить все как есть. Но для этого обязательно необходимо заручиться согласием налогового органа по месту постановки на учет такой организации.

Статья 55 НК РФ различает понятия «налоговый период» и «отчетный период». Отчетный период может быть меньше налогового, но для плательщиков НДС они совпадают.

Пунктом 1 ст. 163 НК РФ для большинства налогоплательщиков налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Исключение из этого правила сделано только для налогоплательщиков (а с 1 января 2002 г. и для налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими 1 млн. руб. Для них налоговый период устанавливается как квартал (см. п. 2 ст. 163 НК РФ).

В пункте 2.2 Методических рекомендаций по НДС сказано, что сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения п. 1 ст. 145 и п. 2 ст. 163 НК РФ (см. также п. 38 Методических рекомендаций по НДС) определяется исходя из выручки от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ), кроме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) в части осуществления деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вме­ненный доход для определенных видов деятельности.

При этом в выручку от реализации товаров (работ, услуг) не включаются доходы, полученные при осуществлении следующих операций:

- реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

- операции, перечисленные в подпунктах 2, 3, 4 п. 1, п. 2 ст. 146 НК РФ, а также в ст. 162 НК РФ;

- операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ;

- средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги).

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ является продажная стоимость ценных бумаг.

Однако переход на ежеквартальную уплату НДС не всегда выгоден. Дело в том, что в этом случае налогоплательщик должен быть полностью уверен, что выручка за каждый месяц квартала не превысит 1 млн. руб. Если же в каком-либо месяце квартала случится такое превышение, то необходимо срочно сдавать ежемесячные расчеты (налоговые декларации) за предыдущие месяцы этого квартала и перечислять в бюджет НДС за эти периоды с учетом пени. Если этого не сделать самим, наступят негативные последствия, связанные с не­представлением в установленный срок отчетности и несвоевременной уплатой НДС (см. ст. 75, ст. 119 НК РФ).

Для того чтобы избежать всех этих проблем, придется вести учет доходов таким образом, чтобы спрогнозировать сумму выручки на три месяца вперед, что весьма затруднительно для предприятий, у которых сумма выручки за месяц лишь на немного меньше 1 млн. руб.

При применении ст. 163 НК РФ следует учитывать положения ст. 6 НК РФ. Согласно этой статье срок, исчисляемый месяцем, истекает в последний день этого месяца, а срок, исчисляемый кварталом, истекает в последний день последнего месяца этого квартала. При этом в случаях, когда последний день срока попадает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Кроме того, действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. При этом обратите внимание, чтобы на почте в необходимое вам число не начали пользоваться печатью, на которой стоит следующая дата, так как такое иногда случается (поздно вечером начинают пользоваться печатью следующего дня), ведь в этом случае срок сдачи отчетности будет пропущен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.