1) вследствие того, что в условиях уплаты НДС без использования специальных счетов налогоплательщик имеет возможность распоряжаться суммами НДС, поступившими в составе платежей за реализованные товары (работы, услуги), по своему усмотрению;
2) вследствие необходимости кредитовать НДС-счет в момент начала работы системы НДС-счетов, в случае осуществления крупных закупок, несовпадения во времени покупок и продаж налогоплательщиков, при начале деятельности любой организации, связанной с закупкой основных средств, материалов, услуг и т.п. Причем если первая причина имеет временный характер и заключается в невозможности использовать на цели, не связанные с расчетами по НДС, суммы, находящиеся на специальном счете, то вторая причина обусловлена необходимостью отвлекать на НДС-счет суммы, которые не являются суммами НДС, поступившими в составе платежа за реализуемые товары (работы, услуги).
С учетом того, что налоговый период по НДС составляет один месяц, а сумма налога должна быть уплачена в бюджет до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, при предположении о равномерном осуществлении налогооблагаемых покупок и продаж в течение налогового периода и стремлении налогоплательщика к выполнению налоговых обязательств перед бюджетом в максимально приближенный к предельно установленному срок, получается, что средние срок отвлечения оборотных средств в случае введения НДС-счетов составит 35 дней.
В соответствии с данными МНС России о поступлении НДС в бюджет (форма 1 -НДС) за январь — июль 2003 г. сумма НДС, начисленного к уплате в бюджет по декларациям 2003 г., составила 593,2 млрд. руб. или 98,9 млрд. руб. в расчете на 35 дней. В условиях снижения в 2004 г. базовой ставки НДС до 18% средняя налоговая ставка снизится с 18,9 до 17,1% (рассчитано по данным о начисленном НДС за январь — июнь 2003 г., данные из статистической отчетности по форме 5-НБН). Соответственно сумма отвлеченных средств составит 89,5 млрд. руб. в иенах 2003 г. или 0,68% ВВП (исходя из прогноза ВВП на 2003 г. — 1 3 250 млрд. руб.)
Отвлечение оборотных средств налогоплательщика на кредитование специального счета возможно вследствие несовпадений покупок и продаж как по времени, так и по объемам (например, при уплате НДС в бюджет со специального счета на нем может не оказаться средств для уплаты НДС поставщикам; в ситуации, когда организация осуществляет закупки в начале месяца, а продажи — равномерно в течение месяца, необходимо кредитовать специальный счет с основного расчетного счета). При отсутствии поступлений на НДС-счет необходимость осуществления закупок приводит к необходимости кредитования специального счета, однако обсуждаемая схема не предполагает возможности возврата средств со специального счета на расчетный счет. Оценить вероятную сумму потерь представляется достаточно сложным, но можно предположить, что данная сумма составит половину ежемесячных платежей НДС, или 0,3% ВВП.
По нашим оценкам, в условиях 2003 г. с учетом снижения основной ставки НДС до 18% сумма потерь налогоплательщиков в случае введения НДС-счетов превысила бы 1 % ВВП (табл. 2). По данному значению оценки ИЭПП совпадают с результатами аналогичных оценок Минэкономразвития России и Минфина России.
Однако следует отметить, что количественные оценки прочих эффектов специальных счетов (например, издержек налоговых органов на налоговое администрирование, издержек налогоплательщиков, связанных с изменениями бухгалтерского учета, количества платежных документов, оплатой консультационных услуг и проведением судебных споров, дополнительной налоговой нагрузки на отрасли промышленности, кредитования малого бизнеса) имеют достаточно ограниченную ценность вследствие невозможности получить представление ни о методиках проведения таких оценок, ни об исходных данных, на основе которых такие оценки осуществлялись.
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.
По нашему мнению, единственная причина, по которой качество налогового администрирования в условиях НДС-счетов должно улучшиться, заключается в отсутствии необходимости для налоговых органов в проверке, не является ли плательщик НДС короткоживущей (подставной) организацией. Однако такие проверки, судя по декларируемым масштабам уклонения с помощью короткоживущих организаций, не проводятся и в настоящее время.
Между тем вполне вероятен рост издержек на налоговое администрирование, так как налоговые органы будут вынуждены проверять осуществление операций с НДС-счетами. Сохранение в налоговом законодательстве метода начисления при определении момента возникновения налоговых обязательств будет означать, что движение средств по НДС-счетам не во всех случаях влечет за собой возникновение обязанности по начислению и уплате налога. Значит, введение НДС-счетов не отменит необходимости в существующих механизмах контроля и, кроме того, потребует создания новых механизмов.
В соответствии с предложениями Минфина России на банки возлагается обязанность по представлению в налоговые органы сведений обо всех операциях по НДС-счетам клиентов, включая выписку из лицевого счета и документы с указанием кодов товаров, номеров и дат счетов-фактур, на основании которых были совершены все записи по НДС-счету. Помимо издержек банков, о которых уже говорилось, внедрение и поддержание системы обработки такого массива информации в налоговых органах потребует значительных ресурсов.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ.
Подводя итог приведенным соображениям, можно сделать следующие выводы относительно возможных последствий использования специальных НДС-счетов в России:
• нельзя отрицать, что введение обязательного использования специальных счетов для уплаты НДС приведет к увеличению доходов федерального бюджета, однако, во-первых, масштабы такого прироста не поддаются оценке и, во-вторых, издержки общества (издержки государства и налогоплательщиков, потери доходов других бюджетов бюджетной системы и т.д.), связанные с проведением данной реформы, могут превысить выгоды, получаемые в виде прироста федеральных доходов. В частности, предварительные оценки замораживания оборотных средств организаций в результате введения НДС-счетов, сделанные ИЭПП, показывают, что объем отвлеченных средств может составить свыше 100 млрд. руб.;
• в настоящее время не существует ни обоснованных оценок, ни методик и данных, позволяющих количественно оценить масштабы уклонения от налогообложения НДС, эффективность предложенной меры для борьбы с таким уклонением, выгоды и издержки общества вследствие введения НДС-счетов;
• предлагаемая мера является технической и направлена на борьбу с конкретным способом уклонения от налогообложения, использование которого обусловлено рядом недостатков не столько налоговой системы, сколько системы законодательного регулирования в целом. В связи с этим является неочевидной целесообразность борьбы с системными недостатками с помощью принятия чрезвычайно затратной технической меры;
• из всех государств, взимающих налог на добавленную стоимость, лишь Болгария применяет специальные счета в целях обеспечения взимания НДС. Однако с учетом особенностей болгарской налоговой системы и болгарской экономики в целом нельзя утверждать, что опыт Болгарии применим в России. Механический перенос бюджетных эффектов от введения специальных счетов в Болгарии на российские данные показывает, что в зависимости от периода прирост доходов от НДС может составить от 0,2 до 1% ВВП (при этом данные оценки являются заведомо некорректными);
• являются неочевидными соображения о том, что борьба с уклонением от налогообложения с помощью НДС-счетов приведет к устранению искажений в экономике, а также конкурентных преимуществ для недобросовестных налогоплательщиков. Предлагаемая реформа, как в части введения НДС-счетов, так и в части рассматриваемых компенсационных мер, приводит к увеличению издержек организаций малого и среднего бизнеса, а также вновь открывающихся организаций;
С учетом высказанных соображений можно сделать вывод, что необходима разработка комплекса мер в области налогового администрирования, эффективно и с минимальными затратами для общества противодействующих уклонению от обложения НДС.
Заключение
Данная работа посвящена исследованию НДС - одного из наиболее сложных в исчислении налогов. Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. Значение НДС для отечественной экономики сложно переоценить.
В результате рассмотрения и анализа действующей практики исчисления и взимания НДС в Российской Федерации можно сделать следующие выводы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29