При этом согласно п. 5 ст. 148 НК РФ суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящего выполнения работ (услуг), местом реализации которых согласно ст. 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Аналогичный порядок можно применить и в отношении авансовых платежей, поступивших в счет оплаты реализуемых на экспорт товаров.
Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Обратите внимание: в п.п. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ особо определяется место реализации работ (услуг), связанных с воздушными, морскими судами, судами внутреннего плавания, а также космическими объектами.
Местом реализации услуг по сдаче в аренду воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем признается место фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации предоставляемых в аренду указанных судов и место оказания этих услуг.
Налогообложение услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, а также работ (услуг) по обслуживанию морских судов, все виды портовых сборов, услуг судов портового флота, ремонтных и других работ (услуг), осуществляется по месту деятельности иностранного покупателя указанных работ (услуг).
К другим работам (услугам), указанным выше, относятся, в том числе сюрвейерские (услуги независимой экспертизы по оценке и проверке качества и количества грузов) и шипчандлерские услуги по снабжению судна водой, продовольствием и т.п.
В случае признания местом реализации работ (услуг) территории иностранного государства, данные операции не являются объектами налогообложения на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 146 НК РФ). Кроме того, по указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ (услуг) (п. 2 ст. 171 НК РФ). Соответствующие суммы налога относятся на себестоимость работ (услуг) (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ) и возмещению из бюджета не подлежат.
Постоянным представительством признаются аккредитованные в установленном порядке представительства иностранных организаций. Услуги следует считать оказанными через постоянные представительства, если они связаны с деятельностью этого представительства, что может быть подтверждено договором, актами приемки, протоколами и иными документами.
Для правильного определения места реализации, прежде всего, необходимо знать точное определение того, что же является территорией Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Состав субъектов Российской Федерации приведен в ст. 5 Конституции РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Более детальный перечень субъектов РФ содержится в ст. 65 Конституции РФ.
Так как налог на добавленную стоимость в соответствии со ст. 13 НК РФ относится к федеральным налогам и порядок его уплаты регулируется исключительно федеральным законодательством (п. 2 ст. 12 НК РФ), то изменение границ субъектов Российской Федерации (без изменения границ РФ в целом) никак не повлияет на плательщиков этого налога.
К внутренним водам относятся реки, в том числе подземные, озера, ручьи, моря, окруженные со всех сторон территорией Российской Федерации, а также иные водоемы, расположенные на территории Российской Федерации.
Под территориальным морем понимается полоса прибрежных морских вод протяженностью 12 морских миль.
Воздушное пространство — воздушное пространство, расположенное над сухопутной территорией Российской Федерации и ее водным пространством. Высотный предел воздушного пространства международным правом не установлен.
В соответствии с п. 2 ст. 67 Конституции РФ юрисдикция Российской Федерации распространяется также на ее континентальный шельф и исключительную экономическую зону.
При определении понятия «континентальный шельф» следует руководствоваться положениями Федерального закона от ЗОЛ 1.95 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Согласно ст. 1 данного закона континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Если внешняя граница подводной окраины материка находится на расстоянии менее 200 морских миль от берега, то граница континентального шельфа простирается на расстояние 200 морских миль.
Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, на который распространяются права прибрежного государства, определенные в ст. 56 Конвенции ООН 1982. года.
В соответствии со ст. 146 НК РФ по товарам объектом налогообложения НДС является только реализация товаров на территории Российской Федерации.
По работам и услугам согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС является только реализация работ (услуг) на территории Российской Федерации.
Статья 148 НК РФ различает два способа определения места реализации работ (услуг):
1) «по объекту» - в зависимости от фактического места реализации работ (услуг) или фактического местонахождения объектов, на которые направлены работы (услуги) (подпункты 1-3 п. 1 ст. 148 НК РФ);
2) «по субъекту» - в зависимости от места осуществления деятельности продавца или покупателя (подпункты 4, 5 ст. 148 НК РФ).
В последнем случае место осуществления деятельности в первую очередь определяется по месту государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
Гражданский кодекс РФ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ), а юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Определение понятия «налоговая база» дано в п. 1 ст. 53 НК РФ. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Согласно ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федераций и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (см. п. 2 ст. 153 НК РФ). Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
Вместе с тем следует обратить внимание, что в п. 32.1 Методических рекомендаций по НДС разъясняется, что не учитываются при определении налоговой базы:
- денежные средства, перечисляемые исполнительному органу организации дочерними и зависимыми обществами из прибыли, оставшейся в их распоряжении после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, при условии, что они расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обществами), входящими в состав акционерного общества, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29