Рефераты. Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития

ВВП включает товары и услуги, которые не могут быть включены в благосостояние. Это – нежелательный побочный продукт, связанный, например, с загрязнением окружающей среды, преступностью и разводами. На Рис. 1.1. они названы социальными потерями и показаны как часть ВВП, не входящая в ни в экономическое, ни в совокупное благосостояние. Социальные потери могут включать и расходы на определенные товары, которые не преумножают благосостояние непосредственно, но представляются тем не менее необходимыми с точки зрения государства и общества, например, расходы на национальную безопасность.

Наше понимание благосостояния осложняется различиями в ценностях которые могут возникнуть между индивидуумами и социальными группами. Существуют также технические сложности в измерении различий в благосостоянии. Субъективные аспекты благосостояния, такие, как самооценка уровня удовлетворенности жизнью и степени обеспеченности, трудно сопоставимы или соотносимы с объясняющими факторами. При определении социальных потребностей необходимо включать сопоставление социальных потребностей различных групп населения. Например, определенный уровень неравенства в доходах может быть желателен для создания устойчивых стимулов к работе и может также отражать предпочтения индивидуумов к определенному стилю жизни, месту жительства, виду занятости, соотношения работы и досуга или добровольной трудовой деятельности и оплачиваемой занятости. Для определения ключевых социальных тенденций при расчетах можно выбирать различные индикаторы и придавать им определенные веса с учетом их важности при сопоставлении.

Несмотря на эти сложности, исследователями было предпринято несколько попыток получить суммарный показатель благосостояния. Один из подходов[7] относится только к экономическому благосостоянию и соединяет четыре основных типа показателей: 1)поток текущего потребления на душу населения; 2) изменения в запасах капитала (включая природный и человеческий); 3) изменения в распределении доходов; 4) изменения в экономических рисках.

Тенденции в оценках благосостояния в некоторых странах ОЭСР отстают от повышающегося ВВП на душу населения. По оценкам Osberg (2001), до 1980-х гг. тенденции в изменении показателей ВВП на душу населения для многих стран ОЭСР тесно совпадали с тенденциями изменений благосостояния, а после разошлись. Результаты для пяти стран показаны на рис. А 2. Аналогично, другие оценки, основанные на более широком круге социальных показателей (например, Индекс устойчивого экономического благосостояния и Индекс Социального здоровья) выявили одинаковые тенденции с начала и до середины 80-х годов. Основными причинами расхождения тенденций стали ухудшение состояния окружающей среды, рост относительной бедности и неравенства в доходах в некоторых странах ОЭСР.

Экономические и социальные тенденции связаны, но лишь частично. На Рис. А 1 показаны тенденции изменений ряда социальных показателей для отдельных или всех стран ОЭСР в период с середины 1970-х гг. Эти социальные показатели отражают изменения в доходе, бедности и участии в рынке труда, модели формирования семьи, а также в сфере здравоохранения, демографии и охраны окружающей среды.


1.1.2. Взаимоотношения между благосостоянием и человеческим и социальным капиталом.

Роль различных факторов, воздействующих на благосостояние, и их комплексная взаимосвязь показаны на Рис. 1.2.

Рис. 1.2. Основные факторы, влияющие на человеческое благосостояние и их взаимозависимость.












В качестве факторов на Рис. 1.2. выступают природный и физический капитал, а также «человеческие и социальные способности». Человеческий капитал включает знания, навыки и здоровье, присущие индивидууму, а социальный капитал представляет нормы и связи, способствующие взаимодействию внутри групп или между ними. Политические, институциональные и юридические (PIL) организации взаимодействуют с человеческим и социальным капиталом, оказывая влияние на благосостояние. Кроме того, хотя это и не показано на рисунке, человеческий, социальный капитал и PIL имеют прямые связи с природным и физическим капиталом.

Потенциально существует сильное взаимодополнение между человеческим капиталом, социальным капиталом и PIL. А в некоторых случаях эти факторы могут выступать взаимозаменяющими, например, в области социальной защиты официальные правила и нормы могут преследовать те же цели и осуществляться в тех же формах, что и неформальные социальные связи. Coleman (1988)[8] в одной из своих первых работ по социальному капиталу подчеркивал роль сильных сообществ и связей между родителями, учителями и учениками в побуждении к обучению. С другой стороны, образование и обучение могут поддерживать привычки, навыки и ценности, существенные для социального взаимодействия и участия. Высокоразвитые институты, квалифицированная рабочая сила доминирование норм и связей, способствующих социальной кооперации, предопределяют высокий уровень инвестиций  в физический капитал и могут потенциально содействовать развитию стратегий сохранения и поддержки окружающей природной среды.

Здоровье - также важный фактор благосостояния и экономической активности, так как оно связано с возрастом, стилем жизни, социальным статусом, обучением и распространением социальных связей и межличностной поддержки. Многие экономисты рассматривают здоровье как часть человеческого капитала, обращая внимание на то, что поддержание и укрепление здоровья требует определенных инвестиций, в том числе в раннем возрасте. Только хорошее здоровье позволяет полноценно трудиться, обеспечивая посредством заработков в течение всей трудовой жизни отдачу от ранее произведенных инвестиций в человеческий капитал. Известно, что более образованные люди более внимательно относятся к своему здоровью, стремясь продлить активное долголетие. В свою очередь, такие показатели, как уровень организации здравоохранения, доступность услуг этого сектора характеризуют уровень человеческого развития.

Деятельность формальных и неформальных гражданских, политических и юридических институтов предопределяет рыночную активность и общественную жизнь. Институты определяют «правила игры». Rodrik (2000)[9] описывает пять типов институтов, которые:

·        Защищают частную собственность и выполнение контрактов.

·        Смягчают некоторые виды деловой активности.

·        Поддерживают макроэкономическую стабильность.

·        Предоставляют социальное страхование или защиту.

·        Управляют социальными конфликтами.

Подобные институты, если они действуют эффективно, позволяют странам осуществлять изменения, необходимые на разных стадиях развития, и достигать устойчивого экономического роста.

С концепцией социального капитала тесно смыкается концепция социальной сплоченности. Jenson (1998)[10] определял социальную сплоченность как «разделение ценностей и приверженность к сообществу» и определял пять основных признаков сплоченности: принадлежность, включенность, участие, признание и законность. Наиболее сплоченные общества эффективны в достижении коллективных целей, потому что они лучше защищают индивидуумов и группы в условиях риска исключения. Ritzen (2001)[11] утверждает: «Цель социальной сплоченности  заключается в сосуществовании организационной системы, основанной на рыночных силах, свободе возможностей и предпринимательства, и приверженности ценностям солидарности и взаимной поддержки, что обеспечивает открытый доступ к благам и защите для всех членов общества”. Такие подходы к социальной сплоченности описывают состояние социальной гармонии, которое является результатом взаимодействия различных факторов, включая человеческий и социальный капитал. Таким образом, социальная сплоченность представляется даже более широкой концепцией, чем социальный капитал.

Человеческий и социальный капитал во многом совпадают по тем формам, в которых институты и политические и социальные организации воздействуют на общество. Однако некоторые элементы следует очень четко различать, так как:

·       Человеческий капитал присущ индивидуумам

·       Социальный капитал присущ социальным отношениям

·       Политические, институциональные и юридические организации (PIL) определяют правила и условия, согласно которым работает человеческий и социальный капитал.


Некоторые результаты воздействия человеческого и социального капитала на благосостояние проявляются лишь по истечении довольно длительного периода, например, долгосрочные выгоды от социальных инвестиций в детей. Неадекватные инвестиции могут подорвать возможности существования и развития последующих поколений. Осознание будущих «социальных потребностей» вынуждает к более детальной координации действий при определении приоритетов текущей политики. Внимание сообщества к вопросам устойчивого развития отражает растущее беспокойство по поводу состояния окружающей природной среды.

Существует настоятельная потребность в более тесной интеграции экономических, социальных и экологических подходов при совмещении долгосрочных тенденций выгод и издержек с выбором приоритетов текущих инвестиций.

Любое разрушение социальной среды происходит, как правило, постепенно и воздействует на определенные группы людей больше, чем на другие. Такое разрушение может принять форму растущей незащищенности, более высокой вероятности стать жертвой антисоциальных проявлений, например, преступности, усложнения возможностей общения и снижения уровня индивидуального благосостояния. Некоторые из этих разрушений могут даже поначалу быть совершенно незаметны.

Социальная сплоченность может мобилизовать энергию населения на выполнение каких-то дел. Есть мнение[12], что социальное расслоение может ослабить возможность экономики реагировать на негативные экономические шоки. Растущее разделение между высококвалифицированными и низкоквалифицированными работниками может подорвать социальную сплоченность. Человеческий и социальный капитал могут сыграть важную роль в управлении эффективным использованием навыков, обменом информацией и смягчением конфликтов. Ряд исследователей[13] отмечают, что «сила социальных и демократических институтов не позволяет сводить экономические решения, имеющие серьезные долгосрочные последствия, к простому экономическому расчету, основанному лишь на сопоставлении выгод и издержек. Для принятия любых экономических решений, направленных на достижение экономического роста, необходимо социальное одобрение гражданских институтов».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.