Но ни одно из
большого количества исследований, использующих родственные связи для
подтверждения прямой зависимости между образованием и доходом, к сожалению, все
ещё не может претендовать на роль «идеального эксперимента».
В последнее время
был проведен ряд исследований, стремившихся приблизиться к ситуации «идеального
эксперимента» с другой стороны. Предположим существование события, влияющего на
уровень образования определенной группы. Предположим так же, что это событие
не оказывает никакого прямого воздействия на доходы членов этой группы. Тогда
узнать эффект чистого влияния образования на доход можно в два этапа: первый -
определить влияние «события» на уровень образования; второй – определить как
изменился доход. Если мы увидим, что воздействие «события» на доход и на
образование были сонаправлены, то мы получим чистое подтверждение гипотезы.
Авторы одного из
таких исследований – Ангрист и Крюгер (1991)[104]
– заметили, что время рождения индивида и уровень его образования
взаимосвязаны. Они объясняют влиянием законов об обязательном образовании то,
что рожденные в первом квартале года получают в среднем меньше лет образования,
чем рожденные позже в течение года. В большинстве районов США, где действуют
такие законы, они требуют поступления в школу всех достигших 6-летнего
возраста к 1-му января текущего года. Поэтому родившиеся в начале года идут в
школу позже, и учатся в ней меньше, так как те же законы разрешают закончить
обучение в школе по достижении 16-летнего возраста. Дата рождения (квартал)
становится подходящей дополнительной переменной, если мы предположим, что
различие доходов объясняется различием количества лет обучения.
Исследователи
обнаружили, что родившиеся в первом квартале имеют в среднем на 10% меньше
законченных лет обучения, чем родившиеся в других трех. Их средний
еженедельный заработок также на 1% меньше. Таким образом, «событие» - рождение
в первом квартале года – отрицательно влияет на количество лет обучения и на
уровень дохода.