Рефераты. Шпоры по государственным и муниципальным финансам

дерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда

компенсаций, Фонда софинансирования социальных расходов,

Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки

бюджетов других уровней, включая целевые, носящие текущий

характер. Здесь также отражаются расходы, осуществляемые за

счет средств федерального бюджета путем передачи средств Фонду

социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для вы-

платы пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду

обязательного медицинского страхования на реализацию мер со-

циальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспече-

нию лекарственными средствами и на обязательное медицинское

страхование неработающего населения, включая детей.__

Самая большая статья расходов федерального бюджета — меж-

бюджетные трансферты. В 2006 г. они составят в абсолютном вы-

ражении почти 1500 млрд руб. Во многом это связано с тем, что

в настоящее время большая часть доходов сосредоточена в фе-

деральном бюджете, которые потом перераспределяются между

уровнями бюджетной системы.

Расходы на оборону — это вторая по величине статья расхо-

дов федерального бюджета. В 2006 г. эти расходы составят почти

670 млрд руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство

тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на

вооружение составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать

эту статью с другими — поддержка отдельных отраслей хозяйства,

включая социальные отрасли, то она существенно превосходит их.

Третье место занимают расходы на общегосударственные во-

просы — около 650 млрд рублей в 2006 г. Значительное количество

195

расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в но-

вой бюджетной классификации в состав расходов на общегосудар-

ственные нужды входят расходы на обслуживание государственно-

го долга — примерно '/, от общих расходов по этому разделу.


18.       Расходы бюджетов субъектов РФ.



19.       Расходы местных бюджетов. Особенности распределения расходных обязательств между бюджетами муниципальных районов и поселений.

20.       Основные направления бюджетной политики государства.



21.  Бюджетный дефицит и источники его покрытия.

В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.

Дефицит бюджета обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным.

В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.

Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов

экономического роста, недоплат и т.п.

Источники финансирования дефицита различаются по уровням бюджетной системы. Так, источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники:

• кредиты, полученные РФ от кредитных организаций;

• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

• поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;

• поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;

• поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

2) внешние источники:

• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ и местного бюджета могут быть только внутренние источники.

Для финансирования дефицита бюджета субъекты РФ и муниципальные образования могут привлекать только внутренние источники в следующих формах:

• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ или муниципального образования;

• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

• кредиты, полученные от кредитных организаций;

• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности;

• поступления от приватизации организаций, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.



22.    Государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Чаще всего государство выступает как заемщик, когда привле-

кает денежные средства у кредитных организаций, иностранных

государств или частных лиц. В таком случае количество денеж-

ных средств, сосредоточенных в руках государства, увеличивается.

Реже государство выступает как кредитор, т.е. предоставляет деньги

взаймы. Результатом такого рода отношений является сокращение

количества денег, которыми располагает государство. Если же го-

сударство выступает как гарант, т.е. берет на себя ответственность

за погашение займов или выполнение обязательств третьими ли-

цами, то количество денежных средств, которыми располагает

государство, не меняется. Однако если должник не смог в срок и

в полном объеме рассчитаться со своими кредиторами, то госу-

дарство как гарант будет вынуждено расплатиться за него. В таком

случае расходы государственного бюджета, а значит, его дефицит

могут увеличиться.

Государственный кредит предоставляется на возвратной, плат-

ной, срочной основе, имеет целевой характер и материальное обес-

печение. Все эти характеристики роднят его с традиционными

видами банковского и коммерческого кредита. Однако государ-

ственный кредит имеет ряд особенностей. В отличие от банков-

ского кредита государственный кредит:

1) предоставляется главным образом на покрытие дефицита

бюджета, в то время как банковский кредит предоставляется для

финансирования текущих нужд хозяйствующих субъектов;

2) привлекая средства хозяйствующих субъектов и граждан,

государственный кредит выступает как вторичное перераспреде-

ление национального дохода;

3) обеспечивается всем имуществом, находящимся в собствен-

ности государства, составляющем государственную казну. Поэтому

государственный кредит является более надежным для кредиторов

видом кредитования;

4) не имеет строго целевого характера использования, тогда как

средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть

использованы только на определенные цели;

219

5) сокращает количество денег в обращении. Банковский кре-

дит может, наоборот, быть причиной появления избыточной де-

нежной массы;

6) погашение государственного кредита осуществляется за счет

налогов или новых займов. Для банковского кредита источником

погашения являются денежные средства хозяйствующих субъек-

тов;

7) находит свое непосредственное выражение в формировании

внутреннего и внешнего долга.

Государственный кредит, прежде всего государственные зай-

мы, так же как и налоги, является важным источником доходов

бюджета. Однако налоги и займы играют в бюджетном процессе

разную роль.

Государственный кредит выполняет две основные функции —

фискальную и регулирующую.

Посредством фискальной функции осуществляется формирова-

ние централизованного денежного фонда, и в доход государства

поступают дополнительные средства. Эти средства могут быть ис-

пользованы как для финансирования расходов государства, так и

для погашения дефицита бюджета.

Посредством фискальной функции денежные ресурсы пере-

распределяются между федеральным бюджетом, международными

финансово-кредитными организациями, юридическими и физи-

ческими лицами, а также бюджетами разных уровней.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в

том, что, вступая в кредитные отношения, государство тем самым

воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок

на рынке денег и капитала, на производство и занятость.

Посредством государственного кредита государство может

уменьшить количество денег в обращении. Это происходит в том

случае, когда государство размещает свои займы среди различных

групп населения или хозяйствующих субъектов. Размещая свои

221

займы, государство снижает платежеспособный спрос населения.

При этом если заемные средства государство использует в произво-

дительных целях, то произойдет абсолютное сокращение наличной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.