дерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда
компенсаций, Фонда софинансирования социальных расходов,
Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки
бюджетов других уровней, включая целевые, носящие текущий
характер. Здесь также отражаются расходы, осуществляемые за
счет средств федерального бюджета путем передачи средств Фонду
социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для вы-
платы пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду
обязательного медицинского страхования на реализацию мер со-
циальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспече-
нию лекарственными средствами и на обязательное медицинское
страхование неработающего населения, включая детей.__
Самая большая статья расходов федерального бюджета — меж-
бюджетные трансферты. В 2006 г. они составят в абсолютном вы-
ражении почти 1500 млрд руб. Во многом это связано с тем, что
в настоящее время большая часть доходов сосредоточена в фе-
деральном бюджете, которые потом перераспределяются между
уровнями бюджетной системы.
Расходы на оборону — это вторая по величине статья расхо-
дов федерального бюджета. В 2006 г. эти расходы составят почти
670 млрд руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство
тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на
вооружение составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать
эту статью с другими — поддержка отдельных отраслей хозяйства,
включая социальные отрасли, то она существенно превосходит их.
Третье место занимают расходы на общегосударственные во-
просы — около 650 млрд рублей в 2006 г. Значительное количество
195
расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в но-
вой бюджетной классификации в состав расходов на общегосудар-
ственные нужды входят расходы на обслуживание государственно-
го долга — примерно '/, от общих расходов по этому разделу.
18. Расходы бюджетов субъектов РФ.
19. Расходы местных бюджетов. Особенности распределения расходных обязательств между бюджетами муниципальных районов и поселений.
20. Основные направления бюджетной политики государства.
21. Бюджетный дефицит и источники его покрытия.
В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.
Дефицит бюджета обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным.
В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.
Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов
экономического роста, недоплат и т.п.
Источники финансирования дефицита различаются по уровням бюджетной системы. Так, источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники:
• кредиты, полученные РФ от кредитных организаций;
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
• поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;
• поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
• поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
2) внешние источники:
• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ и местного бюджета могут быть только внутренние источники.
Для финансирования дефицита бюджета субъекты РФ и муниципальные образования могут привлекать только внутренние источники в следующих формах:
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ или муниципального образования;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности;
• поступления от приватизации организаций, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.
22. Государственный кредит.
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Чаще всего государство выступает как заемщик, когда привле-
кает денежные средства у кредитных организаций, иностранных
государств или частных лиц. В таком случае количество денеж-
ных средств, сосредоточенных в руках государства, увеличивается.
Реже государство выступает как кредитор, т.е. предоставляет деньги
взаймы. Результатом такого рода отношений является сокращение
количества денег, которыми располагает государство. Если же го-
сударство выступает как гарант, т.е. берет на себя ответственность
за погашение займов или выполнение обязательств третьими ли-
цами, то количество денежных средств, которыми располагает
государство, не меняется. Однако если должник не смог в срок и
в полном объеме рассчитаться со своими кредиторами, то госу-
дарство как гарант будет вынуждено расплатиться за него. В таком
случае расходы государственного бюджета, а значит, его дефицит
могут увеличиться.
Государственный кредит предоставляется на возвратной, плат-
ной, срочной основе, имеет целевой характер и материальное обес-
печение. Все эти характеристики роднят его с традиционными
видами банковского и коммерческого кредита. Однако государ-
ственный кредит имеет ряд особенностей. В отличие от банков-
ского кредита государственный кредит:
1) предоставляется главным образом на покрытие дефицита
бюджета, в то время как банковский кредит предоставляется для
финансирования текущих нужд хозяйствующих субъектов;
2) привлекая средства хозяйствующих субъектов и граждан,
государственный кредит выступает как вторичное перераспреде-
ление национального дохода;
3) обеспечивается всем имуществом, находящимся в собствен-
ности государства, составляющем государственную казну. Поэтому
государственный кредит является более надежным для кредиторов
видом кредитования;
4) не имеет строго целевого характера использования, тогда как
средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть
использованы только на определенные цели;
219
5) сокращает количество денег в обращении. Банковский кре-
дит может, наоборот, быть причиной появления избыточной де-
нежной массы;
6) погашение государственного кредита осуществляется за счет
налогов или новых займов. Для банковского кредита источником
погашения являются денежные средства хозяйствующих субъек-
тов;
7) находит свое непосредственное выражение в формировании
внутреннего и внешнего долга.
Государственный кредит, прежде всего государственные зай-
мы, так же как и налоги, является важным источником доходов
бюджета. Однако налоги и займы играют в бюджетном процессе
разную роль.
Государственный кредит выполняет две основные функции —
фискальную и регулирующую.
Посредством фискальной функции осуществляется формирова-
ние централизованного денежного фонда, и в доход государства
поступают дополнительные средства. Эти средства могут быть ис-
пользованы как для финансирования расходов государства, так и
для погашения дефицита бюджета.
Посредством фискальной функции денежные ресурсы пере-
распределяются между федеральным бюджетом, международными
финансово-кредитными организациями, юридическими и физи-
ческими лицами, а также бюджетами разных уровней.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется в
том, что, вступая в кредитные отношения, государство тем самым
воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок
на рынке денег и капитала, на производство и занятость.
Посредством государственного кредита государство может
уменьшить количество денег в обращении. Это происходит в том
случае, когда государство размещает свои займы среди различных
групп населения или хозяйствующих субъектов. Размещая свои
221
займы, государство снижает платежеспособный спрос населения.
При этом если заемные средства государство использует в произво-
дительных целях, то произойдет абсолютное сокращение наличной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16