Вторая характеристика связана с рассмотрением принципов
построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ основана
на следующих принципах:
1) единства бюджетной системы РФ;
2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет-
ной системы РФ;
3) самостоятельности бюджетов;
4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федера-
ции, муниципальных образований;
5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
6) сбалансированности бюджета;
7) эффективности и экономности использования бюджетных
средств;
8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9) гласности;
10) достоверности бюджета;
11) адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы предполагает наличие
единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной до-
кументации, использование единых бюджетных классификаций,
статистической и бюджетной информации, согласованные прин-
ципы построения бюджетного процесса. Он предполагает еди-
ный порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также
санкций за нарушение бюджетного законодательства.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд-
жетной системы означает закрепление соответствующих видов до-
ходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению
расходов за органами государственной власти РФ, органами го-
сударственной власти субъектов РФ и органами местного само-
управления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законо-
дательных (представительных) органов государственной власти на
каждом уровне бюджетной системы:
34
• самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
• иметь собственные источники доходов бюджетов;
• иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и
налоги;
• самостоятельно определять направления расходования бюд-
жетных средств;
• определять источники финансирования дефицитов бюджетов;
• получить компенсацию расходов, возникших в результате реше-
ний, принятых вышестоящими органами власти и управления.
Принцип самостоятельности предполагает также недопусти-
мость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе ис-
полнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами
бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также
осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней по-
терь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе ис-
полнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных
с изменением законодательства.
Недопустимо также устанавливать расходные обязательства,
подлежащие исполнению одновременно за счет средств бюджетов
двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств
консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за
счет средств которого должно осуществляться исполнение соот-
ветствующих расходных обязательств.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль-
ных образований означает определение бюджетных полномочий
органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления, установление и исполнение расходных обяза-
тельств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюд-
жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов,
определение объема, форм и порядка предоставления межбюд-
жетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и
требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и
расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов пред-
полагает обязательность и полноту отражения всех доходов и рас-
ходов, а также расходов государственных внебюджетных фондов
в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.
В соответствии с этим принципом все государственные и муни-
ципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных
средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккуму-
лированных в бюджетной системе РФ.
35
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов
и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно
по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных вне-
бюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп-
лате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в
пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем пре-
дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сум-
марному объему доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и
исполнении бюджета следует исходить из необходимости мини-
мизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджет-
ных средств означает, что при составлении и исполнении бюд-
жетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств
должны стремиться к экономному использованию бюджетных
средств. Эффективность использования бюджетных средств мо-
жет определяться двояко: 1) достижение заданных результатов
с использованием наименьшего объема средств; 2) достижение
наилучшего результата с использованием определенного объема
бюджетных средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что
все расходы бюджета должны покрываться обшей суммой доходов
бюджета и поступлений из источников финансирования его дефи-
цита. Этот принцип очень похож на принцип сбалансированности,
однако он имеет самостоятельное значение, ибо предполагает, что
доходы бюджета и поступления от источников финансирования
его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами
бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а
также в случае централизации средств из бюджетов других уровней
бюджетной системы РФ.
Принцип гласности предполагает:
1) обязательное опубликование в открытой печати утвержден-
ных бюджетов и отчетов об их исполнении;
2) полноту предоставления информации о ходе исполнения
бюджетов;
3) открытость для общества и средств массовой информации
процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже-
тов, главным образом по вопросам, вызывающим разногласия;
4) федеральный бюджет может содержать секретные статьи, но
они должны утверждаться только в его составе.
36
Принцип достоверности бюджета означает надежность и до-
стоверность показателей прогноза социально-экономического
развития соответствующей территории, на основании которого
разрабатываются бюджеты разных уровней, а также реалистич-
ность расчетов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряже-
ние конкретных получателей бюджетных средств с обозначением
их конкретного использования.__
9. Бюджетная классификация и ее роль в бюджетном процессе РФ.
Бюджетная классификация обеспечивает единство
бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех
уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация состав-
ляет также основу организации бюджетного учета.
До 1996 г. в России не существовало бюджетной классификации, поэтому и работа по составлению проектов бюджетов разных уровней носила не скоординированный характер. Вплоть до 1997 г. не существовало и федерального бюджета в его современном представлении. И только после того, как 15 августа 1996 г. был принят ФЗ «О бюджетной классификации РФ», работа по составлению бюджетов принципиально изменилась.
В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация РФ представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, всех видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов. Используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов.
В настоящее время бюджетная классификация РФ включает:
• классификацию доходов бюджетов;
• функциональную классификацию расходов бюджетов;
• экономическую классификацию расходов бюджетов;
• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
• классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов;
• классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;
• классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также
государственных внешних активов РФ;
• ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Особо значимыми изменениями новой бюджетной классификации можно считать введение единого 20-значного кода для классификации доходов.
10. Консолидированный бюджет РФ.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод
бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав
муниципального района, образуют консолидированный бюджет
муниципального района.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образо-
ваний, находящихся на его территории, составляют консолидиро-
ванный бюджет субъекта РФ.
В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные
бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный
бюджет РФ.
Консолидированный бюджет РФ не утверждается законода-
тельным органом власти. Он в большей степени используется как
счетная единица для свода статистических показателей и анализа
показателей бюджетной системы. На основании данных консо-
лидированного бюджета можно судить о том, какими ресурсами
располагает государство на всех уровнях государственной власти;
какие территориальные образования в большей степени нуждаются
в финансовой помощи, а какие выступают донорами. Данные кон-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16