Рефераты. Шпоры по государственным и муниципальным финансам

Вторая характеристика связана с рассмотрением принципов

построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ основана

на следующих принципах:

1) единства бюджетной системы РФ;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет-

ной системы РФ;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федера-

ции, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

6) сбалансированности бюджета;

7) эффективности и экономности использования бюджетных

средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) гласности;

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы предполагает наличие

единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной до-

кументации, использование единых бюджетных классификаций,

статистической и бюджетной информации, согласованные прин-

ципы построения бюджетного процесса. Он предполагает еди-

ный порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального

бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также

санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд-

жетной системы означает закрепление соответствующих видов до-

ходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению

расходов за органами государственной власти РФ, органами го-

сударственной власти субъектов РФ и органами местного само-

управления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право законо-

дательных (представительных) органов государственной власти на

каждом уровне бюджетной системы:

34

• самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

• иметь собственные источники доходов бюджетов;

• иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и

налоги;

• самостоятельно определять направления расходования бюд-

жетных средств;

• определять источники финансирования дефицитов бюджетов;

• получить компенсацию расходов, возникших в результате реше-

ний, принятых вышестоящими органами власти и управления.

Принцип самостоятельности предполагает также недопусти-

мость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе ис-

полнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами

бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также

осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней по-

терь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе ис-

полнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных

с изменением законодательства.

Недопустимо также устанавливать расходные обязательства,

подлежащие исполнению одновременно за счет средств бюджетов

двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств

консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за

счет средств которого должно осуществляться исполнение соот-

ветствующих расходных обязательств.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль-

ных образований означает определение бюджетных полномочий

органов государственной власти субъектов РФ и органов местного

самоуправления, установление и исполнение расходных обяза-

тельств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюд-

жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов,

определение объема, форм и порядка предоставления межбюд-

жетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и

требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и

расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов пред-

полагает обязательность и полноту отражения всех доходов и рас-

ходов, а также расходов государственных внебюджетных фондов

в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

В соответствии с этим принципом все государственные и муни-

ципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных

средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккуму-

лированных в бюджетной системе РФ.

35

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов

и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно

по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных вне-

бюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп-

лате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в

пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем пре-

дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сум-

марному объему доходов бюджета и поступлений из источников

финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и

исполнении бюджета следует исходить из необходимости мини-

мизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджет-

ных средств означает, что при составлении и исполнении бюд-

жетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств

должны стремиться к экономному использованию бюджетных

средств. Эффективность использования бюджетных средств мо-

жет определяться двояко: 1) достижение заданных результатов

с использованием наименьшего объема средств; 2) достижение

наилучшего результата с использованием определенного объема

бюджетных средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что

все расходы бюджета должны покрываться обшей суммой доходов

бюджета и поступлений из источников финансирования его дефи-

цита. Этот принцип очень похож на принцип сбалансированности,

однако он имеет самостоятельное значение, ибо предполагает, что

доходы бюджета и поступления от источников финансирования

его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами

бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а

также в случае централизации средств из бюджетов других уровней

бюджетной системы РФ.

Принцип гласности предполагает:

1) обязательное опубликование в открытой печати утвержден-

ных бюджетов и отчетов об их исполнении;

2) полноту предоставления информации о ходе исполнения

бюджетов;

3) открытость для общества и средств массовой информации

процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже-

тов, главным образом по вопросам, вызывающим разногласия;

4) федеральный бюджет может содержать секретные статьи, но

они должны утверждаться только в его составе.

36

Принцип достоверности бюджета означает надежность и до-

стоверность показателей прогноза социально-экономического

развития соответствующей территории, на основании которого

разрабатываются бюджеты разных уровней, а также реалистич-

ность расчетов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряже-

ние конкретных получателей бюджетных средств с обозначением

их конкретного использования.__


9.              Бюджетная классификация и ее роль в бюджетном процессе РФ.

Бюджетная классификация обеспечивает единство

бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех

уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация состав-

ляет также основу организации бюджетного учета.

До 1996 г. в России не существовало бюджетной классификации, поэтому и работа по составлению проектов бюджетов разных уровней носила не скоординированный характер. Вплоть до 1997 г. не существовало и федерального бюджета в его современном представлении. И только после того, как 15 августа 1996 г. был принят ФЗ «О бюджетной классификации РФ», работа по составлению бюджетов принципиально изменилась.

В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация РФ представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, всех видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов. Используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов.

В настоящее время бюджетная классификация РФ включает:

• классификацию доходов бюджетов;

• функциональную классификацию расходов бюджетов;

• экономическую классификацию расходов бюджетов;

• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

• классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов;

• классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;

• классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также

государственных внешних активов РФ;

• ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Особо значимыми изменениями новой бюджетной классификации можно считать введение единого 20-значного кода для классификации доходов.



10.  Консолидированный бюджет РФ.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод

бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав

муниципального района, образуют консолидированный бюджет

муниципального района.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образо-

ваний, находящихся на его территории, составляют консолидиро-

ванный бюджет субъекта РФ.

В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные

бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный

бюджет РФ.

Консолидированный бюджет РФ не утверждается законода-

тельным органом власти. Он в большей степени используется как

счетная единица для свода статистических показателей и анализа

показателей бюджетной системы. На основании данных консо-

лидированного бюджета можно судить о том, какими ресурсами

располагает государство на всех уровнях государственной власти;

какие территориальные образования в большей степени нуждаются

в финансовой помощи, а какие выступают донорами. Данные кон-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.