Финансовый контроль осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета проверяется контрольными органами. Если исполнение бюджета не соответствует закону, то законодательный орган имеет право отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в Прокуратуру РФ для привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Законодательный орган субъекта РФ местного самоуправления вправе выразить недоверие соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отозвать выборные должностные лица, привлечь к иным формам ответственности исполняющий орган или его должностных лиц. К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:
Применять эти меры имеют право руководители органов Федерального казначейства и их заместители. Основаниями для применения вышеназванных мер могут быть:
29. Казначейская система исполнения бюджета, задачи и функции.
Федеральное казначейство — это система органов федерального
казначейства, находящаяся в подчинении Министерства финансов
РФ. Его структура является трехуровневой.
Первый уровень —• Главное управление федерального казна-
чейства (ГУФК). Начальник ГУФК назначается и освобождается
от должности Правительством РФ по представлению министра
финансов РФ, по должности он является заместителем министра
финансов.
Второй уровень — территориальные управления федерального
казначейства (УФК) по республикам, краям, областям, автоном-
ным округам, юродам Москве и Санкт-Петербургу. Руководители
территориальных УФК назначаются и освобождаются от должно-
сти министром финансов но представлению начальника ГУФК.
Третий уровень — территориальные отделения федерального
казначейства на местах (ОФК) — по городам (за исключением
городов районного подчинения). Руководители ОФК назначают-
ся и освобождаются от должности начальниками вышестоящих
органов по субъектам РФ.
Формирование территориальных УФК началось с 1994 г. Они
сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе
стали вести учет и распределение федеральных доходов. По со-
стоянию на 1 января 2001 г. органы Федерального казначейства
функционировали в 88 субъектах РФ. В марте 2001 г. в последнем
субъекте РФ — Республике Татарстан было открыто УФК. Таким
образом, к 2002 г. УФК были открыты во всех субъектах РФ. Были
также созданы 2239 ОФК.
Главное управление Федерального казначейства Министерства
финансов РФ выполняет следующие функции:
• осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального
бюджета;
• управляет движением средств на счетах казначейства;
• доводит информацию о результатах исполнения федерального
бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных
органов власти;
• осуществляет руководство работой нижестоящих органов казна-
чейства, получает от них оперативную информацию и отчетные
данные о доходах и средствах федерального бюджета;
• ведет сводный реестр распорядителей средств федерального
• обеспечиваетисполнение нижестоящими органами казначейства
бюджета в соответствии с действующим законодательством;
• организует распределение в установленных размерах доходов
между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а
также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений
по государственным налогам и доходам;
• организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и
кассовое планирование средств федерального бюджета.
Основной функцией Управлений Федерального казначейства
по республикам, краям, областям и т.п. является обеспечение через
нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о
формировании доходной части и расходовании средств федераль-
ного бюджета.__
В целом Федеральное Казначейство РФ создано для решения
следующих задач:
1. Организация, осуществление и контроль за исполнением
бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами
на счетах казначейства исходя из принципа единства кассы.
2. Регулирование финансовых отношений между бюджетами,
осуществление контроля за поступлением и использованием вне-
бюджетных средств.
3. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государ-
ственных финансов, предоставление высшим законодательным
и исполнительным органам власти и управления отчетности о
финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах,
а также о состоянии бюджетной системы в целом.
4. Управление и обслуживание совместно с Банком России и
другими уполномоченными банками государственного внутрен-
него и внешнего долга РФ.
5. Размещение на возвратной и платной основе государствен-
ных финансовых ресурсов.
6. Разработка методологических и инструктивных материалов
о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящим-
ся к компетенции казначейства, обязательных для органов госу-
дарственной власти и управления, предприятий, учреждений и
организаций.
7. Ведение операций по учету государственной казны РФ.__
При казначейской системе исполнения бюджета происходит
концентрация двух потоков денежных средств — доходного и рас-
ходного на одном счете. Такой порядок позволяет:
1) значительно ускорить процесс финансирования за счет со-
кращения пробега средств от распорядителя до конечного получа-
теля, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;
2) повысить эффективность использования бюджетных средств
за счет более жесткого контроля за целевым использованием
средств;
3) снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем
увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе
оперативного учета и контроля.
При казначейской системе можно более оперативно контро-
лировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений,
суммы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически
перечисленных средств со счета.
Таким образом, главные преимущества казначейской системы
заключаются в следующем:
1) информация по исполнению бюджета становится актуаль-
ной, так как любые потоки информации регистрируются казна-
чейством;
2) резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений
и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения
расходов;
3) обеспечивается сохранность средств;
4) обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюд-
жета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль
осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает
его более эффективным;
5) повышается эффективность управления процессом испол-
нения бюджетом и управления ресурсами.__
30. Управление финансами. Органы управления финансами государства и муниципальных образований и их функции.
31. Бюджетно-финансовый контроль.
Финансовый контроль является неотъемлемым элементом уп-
равления финансами и денежными потоками с целью обеспечения
целесообразности и эффективности финансовых операций. Фи-
нансовый контроль прямо и непосредственно вытекает из кон-
трольной функции финансов. Но если в контрольной функции
выражается сущность финансов, то финансовый контроль — это
регламентированная деятельность специально созданных контро-
лирующих органов за соблюдением финансового законодательства
и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.
Финансовый контроль можно разделить на две взаимосвязан-
ные сферы: государственный и негосударственный контроль.
Государственный контроль — это неотъемлемая часть государ-
ственного устройства, одна из важнейших функций управления
страной, обязательное условие нормального функционирования
финансово-кредитной системы. Во многом это обусловлено тем,
что именно на государственные органы ложится большое коли-
чество функций по защите финансовых прав и интересов членов
общества, использование различных способов предотвращения и
предупреждения злоупотреблений и краж.
Государственный финансовый контроль представляет собой
регламентированную деятельность государственных органов влас-
ти и управления по проверке финансовых операций, связанных
с образованием, распределением и использованием централизо-
ванных и децентрализованных денежных фондов. Поэтому госу-
дарственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии
и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного
и корпоративного бизнеса.
государственный финансовый
контроль включает контроль за:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16