видов и форм собственности, если они получают, перечисляют,
используют средства из федерального бюджета или используют
федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют
предоставленные федеральным законодательством или федераль-
ными органами государственной власти налоговые, таможенные
и иные льготы и преимущества.
На деятельность общественных объединений, негосударствен-
ных фондов и иных негосударственных некоммерческих организа-
ций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются
в части, связанной с получением, перечислением или использова-
нием ими средств федерального бюджета, использованием феде-
ральной собственности и управлением ею, а также в части предо-
ставленных федеральным законодательством или федеральными
органами государственной власти налоговых, таможенных и иных
льгот и преимуществ.
Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Цент-
рального банка РФ, его структурных подразделений, других банков
и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими
федерального бюджета или обслуживания государственного долга
РФ.
Все органы государственной власти в РФ, органы местного са-
моуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения,
организации независимо от форм собственности и их должностные
лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты инфор-
мацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
Большую роль в осуществлении бюджетного контроля играет
также Федеральное казначейство.__
33. Внебюджетные фонды. Назначение, доходы и расходы.
Внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.
Выделение внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:
1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;
2) необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;
3) необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета.
Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.
Главными источниками формирования государственных внебюджетных фондов являются:
• специальные целевые налоги и сборы;
• средства из бюджета;
• отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
• займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
В настоящее время в России существуют три типа внебюджетных фондов:
1) социальные внебюджетные фонды;
2) экономические внебюджетные фонды;
3) территориальные внебюджетные фонды.
34. Характеристика социальных внебюджетных фондов РФ.
Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено прежде всего необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.
В большинстве развитых стран к числу социальных внебюджетных фондов относятся пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонды медицинского страхования и др. Создавая эти фонды, государство тем самым выстраивает целую систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работника вследствие
признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности, родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и т.п.
В нашей стране впервые социальные внебюджетные фонды стали создаваться в РСФСР. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались
с большими трудностями. Так, в начале 90-х гг. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. В настоящее время ставится задача
объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом.
Каждый из социальных внебюджетных фондов имеет свои особенности как при формировании, так и при использовании средств, сосредоточенных в них. Однако всем этим фондам присущи следующие общие черты:
1) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
2) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
3) фонды являются общедоступными и охватывают всех граждан;
4) единый механизм их формирования, который предусматривает получение доходов из фонда оплаты труда. Такой механизм особенно эффективен в условиях нестабильной
экономики и высокой инфляции;
5) отчисления осуществляют работодатели от всех сумм оплаты труда, выплаченной работникам;
6) все эти фонды по своей экономической природе являются страховыми, т.е. внесенные суммы страховых взносов являются возвратными.
До 1 января 2001 г. государственные социальные внебюджетные фонды формировались главным образом за счет страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд страховые взносы отчисляли и работники. Взносы носили налоговый характер, а их взиманием занимался каждый отдельный фонд. Считалось, что такая система имеет свои недостатки.
В целом создание самостоятельных социальных внебюджетных фондов в России в 90-е гг. сыграло положительную роль, поскольку это позволило в первую очередь снять зависимость обеспечения социальной сферы от бюджета, дефицит которого негативно сказывался на отраслях, финансируемых в сметном порядке. Был фактически сведен к минимуму остаточный принцип финансирования социальной сферы. Однако выделение средств в самостоятельные внебюджетные фонды не решило всех проблем. Сегодня средств для социальных программ все также не хватает.
35. Пенсионный фонд РФ: источники доходов и направления расходования средств. Пенсионная реформа в РФ: ее результаты и перспективы.
Новая пенсионная система основывается на следующих принципах:
1) каждый гражданин, работающий по найму, подлежал обязательному пенсионному страхованию;
2) все условия и нормы уплаты определялись законом и не могли меняться по соглашению сторон трудового договора, по воле Президента РФ или решениями Правительства РФ;
3) реальный уровень пенсий находился в связи со стажем и размером заработка;
4) пенсия неприкосновенна, не может изыматься даже временно и расходоваться на иные цели.
Для реализации этих идей и был создан ПФ. Его главная цель —аккумуляция средств, предназначенных на выплату трудовых пенсий и управление финансами пенсионного обеспечения.
ПФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России.
В основные задачи ПФ входят:
1) сбор и аккумуляция страховых взносов;
2) финансирование выплаты пенсии;
3) контроль за поступлением в ПФ страховых взносов, и расходованием его средств;
4) капитализация средств ПФ.
ПФ РФ осуществляет следующие функции:
• участвует в определении размера взносов на государственное страхование;
• участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;
• осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.
ПФ является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов.
Средства ПФ формируются за счет следующих источников:
1) страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью;
2) ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций;
3) добровольных взносов физических и юридических лиц;
4) доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений;
5) средств, возмещаемых фондом занятости населения;
6) пеней, штрафов, финансовых санкций.
Пенсионная система России построена по распределительному принципу.
Преимущества распределительных пенсионных систем:
• возможность начать выплату пенсий незамедлительно;
• размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов;
• пенсии более надежны и более высокая норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой заработной платой.
Однако в распределительной системе величина пенсионных фондов непосредственно зависит от демографических факторов и состояния рынка труда.
Размер пенсий находится в тесной связи с размером заработной платы.
Распределительная система бескризисно существует при соотношении 10—11 работающих на одного неработающего. Сегодня в России на одного работающего приходится 1,7 неработающих.
7 августа 1995 г. называют началом реформы пенсионного обеспечения. В соответствии с «Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения» в РФ пенсия должна складываться их трех составляющих, а именно
базовой, трудовой и негосударственной.
Базовые всем гражданам России, независимо от наличия трудового стажа, с учетом прожиточного минимума. Трудовая (страховая) должна соответствовать объему участия в социальном страховании. Негосударственная пенсия — необязательная составляющая,
выплачиваемая через негосударственные пенсионные фонды (должна была заменить профессиональные пенсии, пенсии, связанные с неблагоприятными условиями труда).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16