Рефераты. Шпоры по государственным и муниципальным финансам

1) исполнением федерального бюджета и бюджетов федераль-

ных внебюджетных фондов;

2) организацией денежного обращения;

3) использованием кредитных ресурсов;

4) состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,

государственных резервов;

5) предоставлением финансовых, налоговых льгот и преиму-

ществ.

Бюджетный контроль — это составная часть государственного

финансового контроля, представляющая собой деятельность упол-

номоченных государственных органов по проверке законности,

целесообразности и эффективности действий при образовании,

распределении и использовании централизованных денежных

средств государства и местных органов власти.

Основными задачами бюджетного контроля являются:

1) контроль за соблюдением действующего бюджетного и на-

логового законодательства;

2) обеспечение правильности составления и исполнения бюд-

жета;

3) обеспечение своевременности и полноты выполнения обя-

зательств гражданами и хозяйствующими субъектами перед госу-

дарственным бюджетом;

4) проверка эффективности и целевого использования бюджет-

ных средств и средств внебюджетных фондов;

5) проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фон-

дов в банках и других кредитных учреждениях;

6) контроль за реализацией механизма межбюджетных отно-

шений;

7) выявление резервов роста доходов бюджетов разных уров-

ней;

8) обеспечение сохранности государственной собственности.__

Законодательные (представительные) органы, представитель-

ные органы местного самоуправления осуществляют следующие

формы финансового контроля:

1) предварительный контроль — осуществляется на стадии со-

ставления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней.

Он используется для повышения реалистичности планов, обос-

нованности финансовых программ, смет расходов. Он позволя-

ет определить наиболее эффективные способы удовлетворения

338

потребностей государства при имеющихся ограниченных ресур-

сах, позволяет избежать нецелевого использования бюджетных

средств;

2) текущий контроль — проводится в ходе исполнения бюд-

жета. Это основной вид бюджетного контроля, в ходе которого

проверяется правильность исполнения смет расходов бюджетными

учреждениями, своевременность уплаты налогов и осуществления

платежей. В ходе текущего контроля выявляется степень соблюде-

ния финансовых норм и нормативов, установленных показателей

по формированию и использованию бюджетного и внебюджетно-

го фондов. Он проводится с целью предотвращения нарушений

финансовой дисциплины, возможных потерь и злоупотреблений.

Текущий контроль может осуществляться также в ходе рассмот-

рения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях

комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов

государственной власти, представительных органов местного са-

моуправления, в ходе парламентских слушаний, по депутатским

запросам;

3) последующий контроль происходит в ходе рассмотрения и

утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Его смысл состоит

в том, чтобы проанализировать, насколько реалистичным явилось

исполнение бюджета, выявить причины отклонения отчетных дан-

ных от запланированных с тем, чтобы учесть это при составлении

бюджета на следующий год. Эта форма контроля осуществляется

путем анализа финансовых отчетов и балансов.



32.       Органы государственного финансового контроля и их функции.

Бюджетный контроль осуществляется уполномоченными на то

органами. К их числу в России относятся:

• Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

• Федеральное казначейство;

• финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образо-

ваний;

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществля-

ет финансовый контроль за использованием средств федерального

бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она

вправе осуществлять также финансовый контроль за исполнением

бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих меж-

бюджетные трансферты из федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

• непревышением лимитов бюджетных обязательств, распреде-

ленных главными распорядителями (распорядителями) средств

339

федерального бюджета между нижестоящими распорядителями

и получателями средств федерального бюджета, над утвержден-

ными им лимитами бюджетных обязательств;

• непревышением кассовых расходов, осуществляемых получа-

телями средств федеральною бюджета, над доведенными им

лимитами бюджетных обязательств;

• соответствием содержания проводимой операции коду бюджет-

ной классификации РФ, указанному в платежном документе.

предъявленном в Федеральное казначейство получателем

средств федерального бюджета;

• наличием у получателя средств федерального бюджета доку-

ментов, подтверждающих возникновение у него денежных

обязательств.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований

осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетны-

ми средствами главных распорядителей, распорядителей и полу-

чателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также

за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных

инвестиций и государственных и муниципальных гарантий усло-

вий выделения, получения, целевого использования и возврата

бюджетных средств.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств про-

водят проверки подведомственных государственных и муници-

пальных предприятий, бюджетных организаций. Они осуществля-

ют финансовый контроль за использованием бюджетных средств

получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого

использования и своевременного возврата бюджетных средств, а

также предоставления отчетности и внесения платы за пользование

бюджетными средствами.

В соответствии сост. 101 — 103 Конституции РФ для осущест-

вления общегосударственного контроля законодательные органы

государственной власти могут создавать свой орган. Таким органом

в России является Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ существует в России па основании Феде-

рального закона ≪О счетной палате Российской Федерации≫ от

11 января 1995 г. Она является постоянно действующим органом

государственного финансового контроля, образуемого Федераль-

ным Собранием РФ, и подотчетна ему.

Основными задачами Счетной палаты являются:

I) организация и осуществление контроля за своевременным

исполнением доходных и расходных статей федерального бюдже-

340

та и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам,

структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов госу-

дарственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей про-

ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-

жетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а

также нормативных правовых актов федеральных органов госу-

дарственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые

за счет средств федерального бюджета, или влияющих на форми-

рование и исполнение федерального бюджета и бюджетов феде-

ральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных показа-

телей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-

жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их

устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса

в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения

средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд-

жетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках

и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государствен-

ной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета

и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную,

экспертно-аналитическую, информационную и иные виды дея-

тельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных

фондов, что предусматривает:

• организацию и проведение оперативного контроля за исполне-

нием федерального бюджета в отчетном году;

• проведение комплексных ревизий и тематических проверок по

отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов

внебюджетных фондов;

• экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных

нормативных правовых актов международных договоров РФ,

федеральных программ и иных документов, затрагивающих

вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

• анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном

процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государ-

341

ственную Думу по их устранению, а также по совершенствова-

нию бюджетного законодательства в целом;

• подготовку и представление заключений в Совет Федерации и

Государственную Думу по исполнению федерального бюджета

и бюджетов внебюджетных фондов в отчетном году;

• подготовку и представление заключений и ответов на запросы

органов государственной власти РФ.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются

на все государственные органы и учреждения в РФ, на федераль-

ные внебюджетные фонды. Они распространяются также на орга-

ны местного самоуправления, предприятия, организации, банки,

страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения,

их союзы, ассоциации и иные объединения вые зависимости от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.