1) исполнением федерального бюджета и бюджетов федераль-
ных внебюджетных фондов;
2) организацией денежного обращения;
3) использованием кредитных ресурсов;
4) состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,
государственных резервов;
5) предоставлением финансовых, налоговых льгот и преиму-
ществ.
Бюджетный контроль — это составная часть государственного
финансового контроля, представляющая собой деятельность упол-
номоченных государственных органов по проверке законности,
целесообразности и эффективности действий при образовании,
распределении и использовании централизованных денежных
средств государства и местных органов власти.
Основными задачами бюджетного контроля являются:
1) контроль за соблюдением действующего бюджетного и на-
логового законодательства;
2) обеспечение правильности составления и исполнения бюд-
жета;
3) обеспечение своевременности и полноты выполнения обя-
зательств гражданами и хозяйствующими субъектами перед госу-
дарственным бюджетом;
4) проверка эффективности и целевого использования бюджет-
ных средств и средств внебюджетных фондов;
5) проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фон-
дов в банках и других кредитных учреждениях;
6) контроль за реализацией механизма межбюджетных отно-
шений;
7) выявление резервов роста доходов бюджетов разных уров-
ней;
8) обеспечение сохранности государственной собственности.__
Законодательные (представительные) органы, представитель-
ные органы местного самоуправления осуществляют следующие
формы финансового контроля:
1) предварительный контроль — осуществляется на стадии со-
ставления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней.
Он используется для повышения реалистичности планов, обос-
нованности финансовых программ, смет расходов. Он позволя-
ет определить наиболее эффективные способы удовлетворения
338
потребностей государства при имеющихся ограниченных ресур-
сах, позволяет избежать нецелевого использования бюджетных
средств;
2) текущий контроль — проводится в ходе исполнения бюд-
жета. Это основной вид бюджетного контроля, в ходе которого
проверяется правильность исполнения смет расходов бюджетными
учреждениями, своевременность уплаты налогов и осуществления
платежей. В ходе текущего контроля выявляется степень соблюде-
ния финансовых норм и нормативов, установленных показателей
по формированию и использованию бюджетного и внебюджетно-
го фондов. Он проводится с целью предотвращения нарушений
финансовой дисциплины, возможных потерь и злоупотреблений.
Текущий контроль может осуществляться также в ходе рассмот-
рения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях
комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов
государственной власти, представительных органов местного са-
моуправления, в ходе парламентских слушаний, по депутатским
запросам;
3) последующий контроль происходит в ходе рассмотрения и
утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Его смысл состоит
в том, чтобы проанализировать, насколько реалистичным явилось
исполнение бюджета, выявить причины отклонения отчетных дан-
ных от запланированных с тем, чтобы учесть это при составлении
бюджета на следующий год. Эта форма контроля осуществляется
путем анализа финансовых отчетов и балансов.
32. Органы государственного финансового контроля и их функции.
Бюджетный контроль осуществляется уполномоченными на то
органами. К их числу в России относятся:
• Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
• Федеральное казначейство;
• финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образо-
ваний;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществля-
ет финансовый контроль за использованием средств федерального
бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она
вправе осуществлять также финансовый контроль за исполнением
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих меж-
бюджетные трансферты из федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет контроль за:
• непревышением лимитов бюджетных обязательств, распреде-
ленных главными распорядителями (распорядителями) средств
339
федерального бюджета между нижестоящими распорядителями
и получателями средств федерального бюджета, над утвержден-
ными им лимитами бюджетных обязательств;
• непревышением кассовых расходов, осуществляемых получа-
телями средств федеральною бюджета, над доведенными им
лимитами бюджетных обязательств;
• соответствием содержания проводимой операции коду бюджет-
ной классификации РФ, указанному в платежном документе.
предъявленном в Федеральное казначейство получателем
средств федерального бюджета;
• наличием у получателя средств федерального бюджета доку-
ментов, подтверждающих возникновение у него денежных
обязательств.
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований
осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетны-
ми средствами главных распорядителей, распорядителей и полу-
чателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также
за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных
инвестиций и государственных и муниципальных гарантий усло-
вий выделения, получения, целевого использования и возврата
бюджетных средств.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств про-
водят проверки подведомственных государственных и муници-
пальных предприятий, бюджетных организаций. Они осуществля-
ют финансовый контроль за использованием бюджетных средств
получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого
использования и своевременного возврата бюджетных средств, а
также предоставления отчетности и внесения платы за пользование
бюджетными средствами.
В соответствии сост. 101 — 103 Конституции РФ для осущест-
вления общегосударственного контроля законодательные органы
государственной власти могут создавать свой орган. Таким органом
в России является Счетная палата РФ.
Счетная палата РФ существует в России па основании Феде-
рального закона ≪О счетной палате Российской Федерации≫ от
11 января 1995 г. Она является постоянно действующим органом
государственного финансового контроля, образуемого Федераль-
ным Собранием РФ, и подотчетна ему.
Основными задачами Счетной палаты являются:
I) организация и осуществление контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных статей федерального бюдже-
340
та и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам,
структуре и целевому назначению;
2) определение эффективности и целесообразности расходов госу-
дарственных средств и использования федеральной собственности;
3) оценка обоснованности доходных и расходных статей про-
ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-
жетных фондов;
4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а
также нормативных правовых актов федеральных органов госу-
дарственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые
за счет средств федерального бюджета, или влияющих на форми-
рование и исполнение федерального бюджета и бюджетов феде-
ральных внебюджетных фондов;
5) анализ выявленных отклонений от установленных показа-
телей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-
жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их
устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса
в целом;
6) контроль за законностью и своевременностью движения
средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд-
жетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках
и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
7) регулярное представление Совету Федерации и Государствен-
ной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета
и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную,
экспертно-аналитическую, информационную и иные виды дея-
тельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов, что предусматривает:
• организацию и проведение оперативного контроля за исполне-
нием федерального бюджета в отчетном году;
• проведение комплексных ревизий и тематических проверок по
отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов
внебюджетных фондов;
• экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных
нормативных правовых актов международных договоров РФ,
федеральных программ и иных документов, затрагивающих
вопросы федерального бюджета и финансов РФ;
• анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном
процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государ-
341
ственную Думу по их устранению, а также по совершенствова-
нию бюджетного законодательства в целом;
• подготовку и представление заключений в Совет Федерации и
Государственную Думу по исполнению федерального бюджета
и бюджетов внебюджетных фондов в отчетном году;
• подготовку и представление заключений и ответов на запросы
органов государственной власти РФ.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются
на все государственные органы и учреждения в РФ, на федераль-
ные внебюджетные фонды. Они распространяются также на орга-
ны местного самоуправления, предприятия, организации, банки,
страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения,
их союзы, ассоциации и иные объединения вые зависимости от
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16