Рефераты. Шпоры по государственным и муниципальным финансам

собственные и приравненные к ним средства;

мобилизация ресурсов на финансовых рынках;

поступление финансовых средств через бюджетную и кредитную систему.

Собственные и приравненные к ним средства формируются по двум направлениям: денежные доходы IT денежные поступления. В составе денежных доходов определяющая роль принадлежит прибыли от основной (текущей) деятельности предприятия. Самостоятельное значение приобретает прибыль от других видов деятельности, а именно прибыль от выполнения научно-исследовательских работ, прибыль от строительства, выполняемого хозяйственным способом, прибыль от финансовых операций (спекуляции с ценными бумагами и другими финансовыми инструмента-

ми), другие доходы, к которым, в частности, относится большая группа внереализационных доходов (штрафы, пени, безвозмездно полученные денежные и другие средства).

В группе денежных поступлений основную роль выполняют амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам; выручка от реализации выбывшего имущества (основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности); целевые поступления; различные взносы членов трудового коллектива и другие источники.

Кроме аккумулирования собственных источников, предприятия производят мобилизацию дополнительных ресурсов на финансовом рынке (эмиссия акций, облигаций, привлечение кредитов, включая отсрочит платежа): получают доходы от собственности в виде дивидендов от дочерних, зависимых предприятий и иных эмитентов; формируют новые финансовые ресурсы на паевых началах при организации совместной деятельности; получают бюджетное финансирование и финансирование из других источников.

Учреждения и организации некоммерческого сектора экономики для осуществления своей деятельности мобилизуют финансовые средства из различных источников. Формирование финансовых ресурсов некоммерческих предприятий и организаций зависит от двух факторов: .    характер (вид) оказываемых услуг;

принципы организации услуги (платность или бесплатность).

Существует группа услуг, связанных с государственным управлением и обороной, имеющих общегосударственное значение. Услуги такого рода полностью финансируются бюджетными ресурсами без привлечения средств населения, предприятий и иных источников.

Часть услуг, связанных с культурой, искусством, юриспруденцией, оказывается населению только на платной основе и к бюджетным ресурсам отношения не имеет. Услуги социально-культурной направленности финансируются на смежной основе — из бюджета (в пределах определенных нормативов), за счет средств населения и предприятий (в оставшейся части). Бюджетное финансирование учреждений и организаций некоммерческого характера оказывается строго на нормативной основе.

Кроме бюджетных средств используются два вида финансовых ресурсов:

денежные средства предприятий и граждан по договорам на оказание услуг или заказам на проведение мероприятий;

поступления от населения за оказанные платные услуги и поступления от продажи изделий собственного производства.

Дополнительным источником формирования финансовых ресурсов является выручка от сдачи основных средств и оборудова-

ния в аренду, добровольные взносы и прочие поступления. В зависимости от источника финансовых ресурсов в некоммерческих организациях существует два основных типа финансирования:

преимущественно бюджетные средства (сметное финансирование). Основной документ — смета, бюджет;

полная самоокупаемость. Основной документ — финансовый план.

Существуют особенности финансирования общественных организаций. Источником финансовых ресурсов в них служат членские взносы и добровольные пожертвования.

4.              Финансовая система государства. Характеристика звеньев финансовой системы РФ

Государственная финансовая система в развитых странах включает шесть основных элементов:

1) государственный бюджет;

2) местные бюджеты;

3) государственный кредит;

4) специальные внебюджетные фонды;

5) государственное страхование;

6) финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном любой финансовой системы выступает госу-

дарственный бюджет. По своему материальному содержанию — это

главный централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет является также главным средством пе-

рераспределения национального дохода (НД). Через это звено

перераспределяется до 40% НД. Основными доходами государ-

ственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90%

и более общей суммы его доходов.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги —

подоходный налог, ресурсные налоги, поэтому они, как правило,

дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий

и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов

местных бюджетов направляется на социальные цели.

Третье звено государственной финансовой системы — государ-

ственный кредит, который представляет собой форму кредитных

отношений между государством, юридическими и физическими

лицами, когда государство выступает как заемщик, кредитор или

гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, исполь-

зуя средства государственного кредита для погашения дефицита

государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость

государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превы-

шением государственных расходов над его доходами. Государство

постоянно испытывает потребность в дополнительных финан-

совых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его рас-

ходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже

государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим

государствам или частным компаниям. Если же государство берет

на себя ответственность за погашение частных обязательств, то

оно выступает как гарант.

Четвертое звено государственной финансовой системы — вне-

бюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный

источник, а мобилизация и использование средств осуществляется

в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не

зависят от средств государственного бюджета, используются строго

по целевому назначению — для оказания социальных услуг насе-

лению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструк-

туры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных

отраслей экономики.

Пятым элементом государственной финансовой системы яв-

ляется государственное страхование. Это форма страхования, при

которой в качестве страховщика выступает государственная орга-

низация. Чаще всего в условиях рыночной экономики страхование

осуществляется специальными частными страховыми компания-

ми. Однако и государство берет на себя страхование некоторых

видов риска, образуя централизованный страховой (резервный)

фонд. Он формируется не только в денежной, но и в натуральной

форме за счет общегосударственных ресурсов и находится в рас-

поряжении правительства.

И, наконец, шестым элементом государственной финансовой

системы выступают финансы государственных предприятий. Госу-

дарственные предприятия в развитых странах получили широкое

развитие лишь после Второй мировой войны (1946—1950). В этот

период национализации подлежали в основном отсталые, некон-

курентоспособные отрасли национального хозяйства — железные

дороги, воздушный транспорт, энергетические отрасли (электро-

энергетика, газовая, угольная промышленность и др.). В настоящее

время в государственной собственности находятся, как правило,

низкорентабельные или убыточные отрасли. Но эти отрасли очень

важны для развития любого национального хозяйства.


5.              Особенности финансов некоммерческих учреждений.

6.              Сущность и роль государственного бюджета в регулировании экономики.



7.              Бюджетная система РФ. Характеристика бюджетов по уровням бюджетной системы.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система

Российской Федерации представляет собой основанную на эконо-

мических отношениях и государственном устройстве Российской

Федерации, регулируемую нормами права совокупность федераль-

ного бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюд-

жетов государственных внебюджетных фондов1.

До 1 января 2006 г. бюджетная система РФ состояла из бюдже-

тов трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ;

местные бюджеты. С принятием новой редакции Федерального

закона ≪Об общих принципах организации местного самоуправ-

ления в Российской Федерации≫ от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 и

вступлением его в действие с 1 января 2006 г. в России фактически

произошел переход на четырехуровневую бюджетную систему.

Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система

Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уров-

ней:

• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджет-

ных фондов;

• бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государ-

ственных внебюджетных фондов;

• местные бюджеты, в том числе:

• бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских

округов, бюджеты внутригородских муниципальных обра-

зований городов федерального значения Москвы и Санкт-

Петербурга;

• бюджеты городских и сельских поселений2.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод

бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав

муниципального района, образуют консолидированный бюджет

муниципального района.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образо-

ваний, находящихся на его территории, составляют консолидиро-

ванный бюджет субъекта РФ.

В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные

бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный

бюджет РФ.



8.              Принципы построения бюджетной системы РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.