солидированного бюджета используются для составления проекта
федерального бюджета.
БЮДЖЕТ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Бюджет консолидированный не утверждается каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом. Бюджет консолидированный выполняет, таким образом, функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Тем не менее бюджет консолидированный имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом внутреннем продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.
В российской бюджетной практике существуют следующие понятия бюджетов консолидированных: бюджет консолидированный Российской Федерации, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, а также государственные внебюджетные фонды; бюджет консолидированный субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, округа, автономного округа, области, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга), включающий бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации; бюджет консолидированный города (республиканского, краевого, окружного, областного подчинения), включающий городской бюджет и бюджеты городских районов;. бюджет консолидированный района, включающий районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения, сельские, поселковые и другие бюджеты муниципальных образований.
Структурные пропорции консолидированных бюджетов (соотношения между различными видами основных источников и направлений расходов) каждого уровня бюджетной системы существенно отличаются от пропорций консолидированных бюджетов других уровней (например, если в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации главным источником доходов в условиях переходной экономики был налог на добавленную стоимость, то в консолидированных бюджетах субъектов Федерации таким источником чаще всего был налог на прибыль). На региональном и местном уровнях существенные структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня. Главными причинами этого являются: закрепление за каждым уровнем бюджетной системы собственных доходных источников; действующие в тот или иной период пропорции распределения ставок между федеральным и региональными бюджетами при совместном использовании налоговых баз; отраслевая специализация и общий уровень социально-экономического развития той или иной территории (данный фактор индивидуализирует бюджетные пропорции консолидированных бюджетов одного уровня); распределение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, в т. ч. законодательное установление перечня расходов, финансируемых исключительно за счет средств бюджетов соответствующего уровня и др.
11. Доходы бюджетов РФ. Сущность и классификация.
Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых
ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения
части национального дохода и используемая для выполнения госу-
дарством и органами местного самоуправления своих функций.
Главным источником доходов бюджетов разных уровней явля-
ется ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход.
Основным методом перераспределения национального дохода в
условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью на-
логов формируется основная часть бюджета — примерно 80—90%
доходов бюджета в разных странах составляют налоги.
Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой
группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы
(включая государственные внебюджетные фонды) по источникам
их формирования и способам получения.
С принятием новой бюджетной классификации с 1 января
2005 г. структура классификации доходов бюджетов РФ пред-
ставлена 20-значным кодом (табл. 1). Этот код включает четыре
части:
2. Вид дохода (группа, подгруппа, статья, подстатья, эле-
мент).
3. Программа (подпрограмма).
4. Экономическая классификация доходов.
Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые
органы, иные органы государственной власти, органы управления
государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуп-
равления, юридические лица, уполномоченные указанными орга-
нами государственной власти, а также созданные этими органами
государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие
в соответствии с законодательством РФ контроль за правильно-
стью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начис-
ление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете)
излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и
штрафов по ним.
Виды доходов предусматривают следующие группы:
1. доходы (налоги на прибыль и доходы; налоги и взносы на социальные нужды;
налоги на товары (работы, услуги); налоги на товары; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; государственная пошлина; доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.)
2. безвозмездные поступления;
3. доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; рыночные продажи товаров и услуг; безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей).
Программа доходов. Включают:
1. сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
2. пени и проценты по соответствующему платежу;
3. суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.
Экономическая классификация доходов. Она включает: налоговые доходы; доходы от собственности; доходы от оказания платных услуг; суммы принудительного изъятия; безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов; поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств; перечисления международных финансовых организаций; взносы, отчисления на социальные нужды; доходы от операций с активами; доходы от переоценки активов; доходы от реализации активов; прочие доходы; уменьшение стоимости основных средств; уменьшение стоимости непроизводственных активов; уменьшение стоимости материальных запасов.
12. Налоговая система РФ и ее изменение в процессе реформирования бюджетно-налоговых отношений.
В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимает-
ся обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств, в целях финансового обеспечения дея-
тельности государства и (или) муниципального образования.
Сущность налогов непосредственно проявляется в функциях. Вы-
деляют фискальную, регулирующую (стимулирующую) и контроль-
ную функции налогов.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления
необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия го-
125
сударственных расходов. Через фискальную функцию налогов про-
исходит огосударствление части национального дохода в денежной
форме, что создает объективные предпосылки для повышения роли
государства. Таким образом, фискальная функция — это способность
налога покрывать общественные потребности. Поэтому долгое время
фискальная функция рассматривалась как самодостаточная для вы-
ражения сути и назначения налога. Сегодня в экономически слабо-
развитых странах так и происходит. Там налоги в основном выпол-
няют фискальную функцию.
Регулирующая и стимулирующая функции означают, что налог как
активный инструмент перераспределительных процессов оказывает
существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдер-
живая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, рас-
ширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. При этом
выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается
путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в
форме прямого директивного вмешательства, а путем управления по-
токами инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособ-
ный спрос населения. Таким образом, особенностью регулирующей
функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздей-
ствие на экономику, когда имеет место эффект ≪запаздывания≫, т.е.
для получения запланированного результата в экономике от проведе-
ния налоговой политики требуется определенное время.
Налогам присуща и контрольная функция, которая способствует
количественно-качественному отражению хода распределительного
процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных
пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полно-
ту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оцениваются
соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения,
других функций налогов и налоговой системы в целом. В результате
органы государственной власти получают информацию для проведе-
ния налоговой политики на ближайшую и отдаленную перспективу.
Одной из важнейших задач налогового контроля является проверка
соблюдения налоговой дисциплины и налогового законодательства
всеми субъектами.
Прямые налоги — это налоги на собственность, доходы и капи-
тал. Они взимаются непосредственно с дохода или капитала, а пла-
тельщиками прямых налогов выступают собственники доходов или
капитала. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на
собственность, подоходный налог и др. Прямые налоги историче-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16