Рефераты. Шпоры по государственным и муниципальным финансам

солидированного бюджета используются для составления проекта

федерального бюджета.





БЮДЖЕТ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Бюджет консолидированный не утверждается каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом. Бюджет консолидированный выполняет, таким образом, функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Тем не менее бюджет консолидированный имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом внутреннем продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.

     
     В российской бюджетной практике существуют следующие понятия бюджетов консолидированных: бюджет консолидированный Российской Федерации, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, а также государственные внебюджетные фонды; бюджет консолидированный субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, округа, автономного округа, области, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга), включающий бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации; бюджет консолидированный города (республиканского, краевого, окружного, областного подчинения), включающий городской бюджет и бюджеты городских районов;. бюджет консолидированный района, включающий районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения, сельские, поселковые и другие бюджеты муниципальных образований.

     
     Структурные пропорции консолидированных бюджетов (соотношения между различными видами основных источников и направлений расходов) каждого уровня бюджетной системы существенно отличаются от пропорций консолидированных бюджетов других уровней (например, если в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации главным источником доходов в условиях переходной экономики был налог на добавленную стоимость, то в консолидированных бюджетах субъектов Федерации таким источником чаще всего был налог на прибыль). На региональном и местном уровнях существенные структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня. Главными причинами этого являются: закрепление за каждым уровнем бюджетной системы собственных доходных источников; действующие в тот или иной период пропорции распределения ставок между федеральным и региональными бюджетами при совместном использовании налоговых баз; отраслевая специализация и общий уровень социально-экономического развития той или иной территории (данный фактор индивидуализирует бюджетные пропорции консолидированных бюджетов одного уровня); распределение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, в т. ч. законодательное установление перечня расходов, финансируемых исключительно за счет средств бюджетов соответствующего уровня и др.



11. Доходы бюджетов РФ. Сущность и классификация.

Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых

ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения

части национального дохода и используемая для выполнения госу-

дарством и органами местного самоуправления своих функций.

Главным источником доходов бюджетов разных уровней явля-

ется ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход.

Основным методом перераспределения национального дохода в

условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью на-

логов формируется основная часть бюджета — примерно 80—90%

доходов бюджета в разных странах составляют налоги.

Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой

группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

(включая государственные внебюджетные фонды) по источникам

их формирования и способам получения.

С принятием новой бюджетной классификации с 1 января

2005 г. структура классификации доходов бюджетов РФ пред-

ставлена 20-значным кодом (табл. 1). Этот код включает четыре

части:

2. Вид дохода (группа, подгруппа, статья, подстатья, эле-

мент).

3. Программа (подпрограмма).

4. Экономическая классификация доходов.

Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые

органы, иные органы государственной власти, органы управления

государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуп-

равления, юридические лица, уполномоченные указанными орга-

нами государственной власти, а также созданные этими органами

государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие

в соответствии с законодательством РФ контроль за правильно-

стью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начис-

ление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете)

излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и

штрафов по ним.

Виды доходов предусматривают следующие группы:

1. доходы (налоги на прибыль и доходы; налоги и взносы на социальные нужды;

налоги на товары (работы, услуги); налоги на товары; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; государственная пошлина; доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.)

2. безвозмездные поступления;

3. доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; рыночные продажи товаров и услуг; безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей).

Программа доходов. Включают:

1. сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

2. пени и проценты по соответствующему платежу;

3. суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.

Экономическая классификация доходов. Она включает: налоговые доходы; доходы от собственности; доходы от оказания платных услуг; суммы принудительного изъятия; безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов; поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ; перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств; перечисления международных финансовых организаций; взносы, отчисления на социальные нужды; доходы от операций с активами; доходы от переоценки активов; доходы от реализации активов; прочие доходы; уменьшение стоимости основных средств; уменьшение стоимости непроизводственных активов; уменьшение стоимости материальных запасов.


12. Налоговая система РФ и ее изменение в процессе реформирования бюджетно-налоговых отношений.

В ст. 8 части первой Налогового кодекса РФ под налогом понимает-

ся обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с

организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих

им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного

управления денежных средств, в целях финансового обеспечения дея-

тельности государства и (или) муниципального образования.

Сущность налогов непосредственно проявляется в функциях. Вы-

деляют фискальную, регулирующую (стимулирующую) и контроль-

ную функции налогов.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления

необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия го-

125

сударственных расходов. Через фискальную функцию налогов про-

исходит огосударствление части национального дохода в денежной

форме, что создает объективные предпосылки для повышения роли

государства. Таким образом, фискальная функция — это способность

налога покрывать общественные потребности. Поэтому долгое время

фискальная функция рассматривалась как самодостаточная для вы-

ражения сути и назначения налога. Сегодня в экономически слабо-

развитых странах так и происходит. Там налоги в основном выпол-

няют фискальную функцию.

Регулирующая и стимулирующая функции означают, что налог как

активный инструмент перераспределительных процессов оказывает

существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдер-

живая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, рас-

ширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. При этом

выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается

путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в

форме прямого директивного вмешательства, а путем управления по-

токами инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособ-

ный спрос населения. Таким образом, особенностью регулирующей

функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздей-

ствие на экономику, когда имеет место эффект ≪запаздывания≫, т.е.

для получения запланированного результата в экономике от проведе-

ния налоговой политики требуется определенное время.

Налогам присуща и контрольная функция, которая способствует

количественно-качественному отражению хода распределительного

процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных

пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полно-

ту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оцениваются

соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения,

других функций налогов и налоговой системы в целом. В результате

органы государственной власти получают информацию для проведе-

ния налоговой политики на ближайшую и отдаленную перспективу.

Одной из важнейших задач налогового контроля является проверка

соблюдения налоговой дисциплины и налогового законодательства

всеми субъектами.

Прямые налоги — это налоги на собственность, доходы и капи-

тал. Они взимаются непосредственно с дохода или капитала, а пла-

тельщиками прямых налогов выступают собственники доходов или

капитала. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на

собственность, подоходный налог и др. Прямые налоги историче-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.