Рефераты. Шпоры по государственным и муниципальным финансам

ски предшествовали косвенным, ибо они были более просты и оче-

видны.

Косвенные налоги — это налоги, которые представляют собой

надбавку к ценам на товары или услуги и которые оплачиваются по-

требителем этого товара. Перечисляют в бюджет косвенные налоги

непосредственный производитель или продавец товара, услуги. Кос-

венным этот налог называется потому, что покупатель товара налог

не платит, он даже может не догадываться о налоге, входящем в пену

товара. Но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог,

он тем самым является его плательщиком. Поэтому косвенные нало-

ги служат менее ≪заметным≫ способом изъятия государством денеж-

ных средств. К косвенным налогам относятся таможенные пошлины,

акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.

При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере

возрастания величины объекта налогообложения. Например, доход в

размере минимальной заработной платы может вообще не облагаться

128

налогом, а владелец большего дохода платит большую сумму налога

по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере уве-

личения объекта налогообложения (например, дохода). Регрессив-

ный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли,

имущества, облагаемых налогом.

По характеру использования налоги подразделяются на общие

и специальные. Общие налоги — это налоги, которые зачисляются

в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т.е. это налоги,

которые не имеют целевого назначения. Подавляющее число нало-

гов являются общими. Специальные налоги — это налоги, которые

вводятся для финансирования конкретной категории расходов и

зачисляются, как правило, не в бюджет, а в целевые или внебюд-

жетные фонды. Такой режим позволяет контролировать целевое

использование указанных средств.

По статусу налогоплательщика все налоги делятся на налоги с

физических лиц и налоги с юридических лиц.

Становление принципиально новой для Российской Федерации

налоговой системы началось в 1992 г. До этого времени, в условиях

господства административной системы количество налогов, взимае-

мых с юридических лиц, было весьма ограниченным. Необходимую

сумму налогов государство получало за счет высоких налоговых ста-

вок или прямого изъятия денежных средств предприятий. Будучи

собственником основных средств производства, государство полно-

стью управляло экономикой, изымая в бюджет до 80—90% прибыли,

создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70%

национального дохода.

Действовавшая система налогообложения способствовала пере-

распределению средств от экономически сильных хозяйствующих

субъектов к слабым, от хорошо работающих к плохо работающим

предприятиям. Основными видами налогов на юридических лиц

были налог с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и

гербовый сбор. Кроме того, государство изымало в бюджет почти всю

сверхплановую прибыль, а в конце года — неиспользованные сред-

ства на счетах государственных предприятий.

Что касается налогов с физических лиц, то они сводились в ос-

новном к подоходному налогу на сельскохозяйственную продукцию.

Ставка подоходного налога была фиксированной, а сам налог про-

порциональным.

Появление во второй половине 80-х гг. в СССР предприятий дру-

гих форм собственности (акционерных, кооперативных, с участи-

ем иностранного капитала и др.), изменение экономического строя

общества создали условия для реформирования налоговой системы.

С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР ≪О налогах с

предприятий, объединений и организаций≫, который устанавливал

следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота,

налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозни-

ков, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог

на доходы.

Коренные преобразования в экономической сфере и развитие

рыночных отношений в России привели к необходимости серьезно-

го реформирования налоговой системы. В начале 90-х гг. началась

подготовка к налоговой реформе, предусматривающей унификацию

и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве

регуляторов рыночных отношений. При разработке новой налоговой

системы был использован опыт других стран, который получил от-

ражение в новом Законе № 2118-1 ≪Об основах налоговой системы

в Российской Федерации≫, который был принят 27 декабря 1991 г.

С 1 января 1992 г. этот Закон вступил в силу. Он определил основные

принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также пра-

ва, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых орга-

нов. Еще раньше, 21 марта 1991 г., был принят Закон № 943-1 ≪О го-

сударственной налоговой службе РСФСР≫, регулирующий вопросы

организации сбора налогов и контроля. Кроме того, были приняты

и другие законы и подзаконные акты, устанавливающие порядок ис-

числения и уплаты конкретных видов налогов и сборов.

Принятые изменения были существенным шагом вперед, однако

действующая в России с 1992 по 1998 г. налоговая система оказалась

несовершенной в силу множества причин, среди которых: нестабиль-

ность налогового законодательства; наличие множества нормативных

документов, подзаконных актов, регулирующих налоговые отноше-

ния, которые часто противоречили друг другу; большое количество

налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с

бюджетом; высокая налоговая нагрузка, не позволяющая налоговой

системе реализовать свою регулирующую функцию, и др.

Указанные недостатки были частично устранены с принятием

Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ ≪О введении в

действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации≫__

(с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г. № 155-ФЗ) и Феде-

рального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ ≪О введении в действие

части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении

изменений в некоторые законодательные акты Российской Федера-

ции о налогах≫.

В настоящее время можно говорить о том, что налоговая систе-

ма в России приобрела некоторую стабильность и определенность.

В частности:

• налоговая система основывается на законах, а не на подзаконных

актах различных министерств и ведомств, как это было раньше.

Налоги и налоговые платежи вводятся и отменяются только

представительными органами власти путем принятия соответ-

ствующих законодательных актов. Налоговое законодательство

опирается на единый закон — Налоговый кодекс РФ, который

является документом прямого действия, содержащим основные

правила взимания налогов в стране;

• налоги четко распределены по уровням бюджетной системы

(федеральные, региональные и местные налоги). Региональным

и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива

в рамках закона;

• налоговая система России представляет собой сочетание двух

равнозначных групп налогов: прямых (на доходы и имущество)

и косвенных (на товары и услуги). До 1990 г., как известно, кос-

венные налоги не имели широкого распространения;

• в налоговой системе России появились новые налоги (НДС,

налог на имущество, капитал, единый социальный налог и др.),

которые не существовали раньше;

• налоговая система построена по единым принципам, единому

механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и

сборами осуществляется единый контроль со стороны государ-

ственной налоговой службы;

• новая налоговая система обеспечивает более справедливое рас-

пределение налоговой нагрузки между отдельными категориями

граждан и хозяйствующих субъектов;

• при налогообложении к плательщикам предъявляются одинако-

вые требования и создаются равные условия путем определения

перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и

механизма их предоставления. Вводятся специальные статьи,

гарантирующие однократность налогообложения.

В целом действующая налоговая система призвана выполнять

не только фискальную, но и регулирующую и контрольную функ-

ции. Сегодня наличие различных видов налогов дает возможность

государству вести учет налогоплательщиков по видам облагаемых

объектов, стоимости имущества юридических и физических лиц,

владельцев и пользователей земли и природных ресурсов; обеспечи-

вать контроль за характером и объемом деятельности предприятий и

предпринимателей, инвестициями, за соблюдением ими законности

в области формирования, распределения и использования доходов и

имущества. Все это является важным инструментом государственно-

го регулирования и стимулирования процесса экономического раз-

вития в России.

Все налоги, существующие сейчас в России, можно классифици-

ровать по разным признакам.

По способам взимания выделяют:

1) прямые налоги (налоги на доходы и имущество), которые взи-

маются с конкретного физического или юридического лица:

а) с юридических лиц: налог на прибыль (доход) организаций;

налог на доходы от капитала; налог на имущество организаций; со-

циальные налоги; ресурсные налоги; экологический налог; сбор за

право пользования объектами животного мира и водными биологи-

ческими ресурсам;

б) с физических лиц: налог на имущество физических лиц; подо-

ходный налог с физических лиц; гостиничный и курортный сбор;

2) косвенные налоги (заложены в цену товара, оплачиваются по-

купателем, а вносятся в бюджет продавцом): налог на добавленную

стоимость; акцизы; таможенные пошлины.

В зависимости оттого, какой орган государственной власти вво-

дит налоги, а также имеет право их конкретизировать и уточнять

условия уплаты, налоги делятся на федеральные, региональные

и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сбо-

ры, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к

уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.