ски предшествовали косвенным, ибо они были более просты и оче-
видны.
Косвенные налоги — это налоги, которые представляют собой
надбавку к ценам на товары или услуги и которые оплачиваются по-
требителем этого товара. Перечисляют в бюджет косвенные налоги
непосредственный производитель или продавец товара, услуги. Кос-
венным этот налог называется потому, что покупатель товара налог
не платит, он даже может не догадываться о налоге, входящем в пену
товара. Но, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог,
он тем самым является его плательщиком. Поэтому косвенные нало-
ги служат менее ≪заметным≫ способом изъятия государством денеж-
ных средств. К косвенным налогам относятся таможенные пошлины,
акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.
При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере
возрастания величины объекта налогообложения. Например, доход в
размере минимальной заработной платы может вообще не облагаться
128
налогом, а владелец большего дохода платит большую сумму налога
по сравнению с владельцем меньшего дохода.
Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере уве-
личения объекта налогообложения (например, дохода). Регрессив-
ный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли,
имущества, облагаемых налогом.
По характеру использования налоги подразделяются на общие
и специальные. Общие налоги — это налоги, которые зачисляются
в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т.е. это налоги,
которые не имеют целевого назначения. Подавляющее число нало-
гов являются общими. Специальные налоги — это налоги, которые
вводятся для финансирования конкретной категории расходов и
зачисляются, как правило, не в бюджет, а в целевые или внебюд-
жетные фонды. Такой режим позволяет контролировать целевое
использование указанных средств.
По статусу налогоплательщика все налоги делятся на налоги с
физических лиц и налоги с юридических лиц.
Становление принципиально новой для Российской Федерации
налоговой системы началось в 1992 г. До этого времени, в условиях
господства административной системы количество налогов, взимае-
мых с юридических лиц, было весьма ограниченным. Необходимую
сумму налогов государство получало за счет высоких налоговых ста-
вок или прямого изъятия денежных средств предприятий. Будучи
собственником основных средств производства, государство полно-
стью управляло экономикой, изымая в бюджет до 80—90% прибыли,
создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70%
национального дохода.
Действовавшая система налогообложения способствовала пере-
распределению средств от экономически сильных хозяйствующих
субъектов к слабым, от хорошо работающих к плохо работающим
предприятиям. Основными видами налогов на юридических лиц
были налог с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и
гербовый сбор. Кроме того, государство изымало в бюджет почти всю
сверхплановую прибыль, а в конце года — неиспользованные сред-
ства на счетах государственных предприятий.
Что касается налогов с физических лиц, то они сводились в ос-
новном к подоходному налогу на сельскохозяйственную продукцию.
Ставка подоходного налога была фиксированной, а сам налог про-
порциональным.
Появление во второй половине 80-х гг. в СССР предприятий дру-
гих форм собственности (акционерных, кооперативных, с участи-
ем иностранного капитала и др.), изменение экономического строя
общества создали условия для реформирования налоговой системы.
С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР ≪О налогах с
предприятий, объединений и организаций≫, который устанавливал
следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота,
налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозни-
ков, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог
на доходы.
Коренные преобразования в экономической сфере и развитие
рыночных отношений в России привели к необходимости серьезно-
го реформирования налоговой системы. В начале 90-х гг. началась
подготовка к налоговой реформе, предусматривающей унификацию
и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве
регуляторов рыночных отношений. При разработке новой налоговой
системы был использован опыт других стран, который получил от-
ражение в новом Законе № 2118-1 ≪Об основах налоговой системы
в Российской Федерации≫, который был принят 27 декабря 1991 г.
С 1 января 1992 г. этот Закон вступил в силу. Он определил основные
принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также пра-
ва, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых орга-
нов. Еще раньше, 21 марта 1991 г., был принят Закон № 943-1 ≪О го-
сударственной налоговой службе РСФСР≫, регулирующий вопросы
организации сбора налогов и контроля. Кроме того, были приняты
и другие законы и подзаконные акты, устанавливающие порядок ис-
числения и уплаты конкретных видов налогов и сборов.
Принятые изменения были существенным шагом вперед, однако
действующая в России с 1992 по 1998 г. налоговая система оказалась
несовершенной в силу множества причин, среди которых: нестабиль-
ность налогового законодательства; наличие множества нормативных
документов, подзаконных актов, регулирующих налоговые отноше-
ния, которые часто противоречили друг другу; большое количество
налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с
бюджетом; высокая налоговая нагрузка, не позволяющая налоговой
системе реализовать свою регулирующую функцию, и др.
Указанные недостатки были частично устранены с принятием
Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ ≪О введении в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации≫__
(с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г. № 155-ФЗ) и Феде-
рального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ ≪О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федера-
ции о налогах≫.
В настоящее время можно говорить о том, что налоговая систе-
ма в России приобрела некоторую стабильность и определенность.
В частности:
• налоговая система основывается на законах, а не на подзаконных
актах различных министерств и ведомств, как это было раньше.
Налоги и налоговые платежи вводятся и отменяются только
представительными органами власти путем принятия соответ-
ствующих законодательных актов. Налоговое законодательство
опирается на единый закон — Налоговый кодекс РФ, который
является документом прямого действия, содержащим основные
правила взимания налогов в стране;
• налоги четко распределены по уровням бюджетной системы
(федеральные, региональные и местные налоги). Региональным
и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива
в рамках закона;
• налоговая система России представляет собой сочетание двух
равнозначных групп налогов: прямых (на доходы и имущество)
и косвенных (на товары и услуги). До 1990 г., как известно, кос-
венные налоги не имели широкого распространения;
• в налоговой системе России появились новые налоги (НДС,
налог на имущество, капитал, единый социальный налог и др.),
которые не существовали раньше;
• налоговая система построена по единым принципам, единому
механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и
сборами осуществляется единый контроль со стороны государ-
ственной налоговой службы;
• новая налоговая система обеспечивает более справедливое рас-
пределение налоговой нагрузки между отдельными категориями
граждан и хозяйствующих субъектов;
• при налогообложении к плательщикам предъявляются одинако-
вые требования и создаются равные условия путем определения
перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и
механизма их предоставления. Вводятся специальные статьи,
гарантирующие однократность налогообложения.
В целом действующая налоговая система призвана выполнять
не только фискальную, но и регулирующую и контрольную функ-
ции. Сегодня наличие различных видов налогов дает возможность
государству вести учет налогоплательщиков по видам облагаемых
объектов, стоимости имущества юридических и физических лиц,
владельцев и пользователей земли и природных ресурсов; обеспечи-
вать контроль за характером и объемом деятельности предприятий и
предпринимателей, инвестициями, за соблюдением ими законности
в области формирования, распределения и использования доходов и
имущества. Все это является важным инструментом государственно-
го регулирования и стимулирования процесса экономического раз-
вития в России.
Все налоги, существующие сейчас в России, можно классифици-
ровать по разным признакам.
По способам взимания выделяют:
1) прямые налоги (налоги на доходы и имущество), которые взи-
маются с конкретного физического или юридического лица:
а) с юридических лиц: налог на прибыль (доход) организаций;
налог на доходы от капитала; налог на имущество организаций; со-
циальные налоги; ресурсные налоги; экологический налог; сбор за
право пользования объектами животного мира и водными биологи-
ческими ресурсам;
б) с физических лиц: налог на имущество физических лиц; подо-
ходный налог с физических лиц; гостиничный и курортный сбор;
2) косвенные налоги (заложены в цену товара, оплачиваются по-
купателем, а вносятся в бюджет продавцом): налог на добавленную
стоимость; акцизы; таможенные пошлины.
В зависимости оттого, какой орган государственной власти вво-
дит налоги, а также имеет право их конкретизировать и уточнять
условия уплаты, налоги делятся на федеральные, региональные
и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сбо-
ры, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к
уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16