Формы региональных займов. Существуют две главные формы региональных займов:
- выпуск региональных ценных бумаг;
- ссуды.[17]
Региональные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей.
Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. та плата, которую орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой — наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Региональные ценные бумаги имеют обычно статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.
Инвесторы. Основными покупателями региональных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.
Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:
- более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
- надежность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумагами акционерных обществ или банков.
Еще большей надежностью, чем ценные бумаги региональных органов власти, обладают только ценные бумаги федерального правительства.
Обеспечением этих ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации.
Согласно действующему законодательству, предельный объем расходов по обслуживанию регионального займа не может превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня, а предельный размер заемных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов Федерации и 15% доходов бюджета муниципального органа управления (местного бюджета) без учета в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заемных средств.[18]
Самыми крупными эмитентами региональных облигаций являются Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тюменская область и некоторые другие.
Основные черты российского рынка облигаций региональных органов власти состоят в следующем:
Во-первых: его быстрый рост. Но в целом рынок ценных бумаг, выпущенных органами региональной власти, составляет менее 10% объемов всего рынка государственных ценных бумаг, и перспективы его роста имеют двоякий характер. Несомненно, что в абсолютном выражении этот рынок будет увеличиваться, однако в относительном выражении, т.е. в части увеличения его доли по сравнению с рынком федеральных облигаций, он вряд ли вырастет. С одной стороны, этому мешает сверхконцентрация финансовых ресурсов в Москве, а с другой — расширение рынка федеральных облигаций в направлении все большего охвата регионов.
Во-вторых: расширение географии выпуска региональных займов. Теперь уже большинство регионов страны зарегистрировали те или иные выпуски. Выпуск этих займов по своим качественным параметрам существенно и, можно сказать, выгодно отличается от федеральных займов. Прежде всего, если последние носили по преимуществу краткосрочный характер (3—6 месяцев), то региональные займы в основной своей массе фазу выпускаются на среднесрочный (1—5 лет) и долгосрочный периоды (от 5 лет и выше).
Если федеральные облигации обычно выпускаются в бездокументарной именной форме (исключение — облигации государственного сберегательного займа), то свыше 1/3 региональных облигаций выпущено на предъявителя. Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна, когда, с одной стороны, сам рынок (продавцов и покупателей) еще только складывается, а с другой — его инфраструктура почти отсутствует.
Следующее отличие состоит в том, что если современные российские займы преследуют, как правило, только одну цель — финансирование дефицита федерального бюджета, то спектр целей у региональных займов намного шире - финансирование производственных, социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами. Ниже приведен рисунок объема торгов крупных биржевых площадок России по состоянию на 16.06.2006 г.
2.3 Состояние фондового рынка России
Современный рынок ценных бумаг интересен тем, что в настоящий момент происходит его становление и одновременное развитие. Накопленный опыт чрезвычайно быстро внедряется в каждодневную практику. Рынок ценных бумаг представляет собой, пожалуй, самый динамичный сектор экономики, чутко и быстро реагирующий на любые изменения, происходящие как в смежных областях, так и в сферах, влияние которых заранее рассчитать крайне трудно.
Рынок ценных бумаг требует создания довольно объемной нормативной базы и, как следствие этого, чрезвычайно сложной инфраструктуры, которая в наибольшей степени отражает особенности самого рынка.
Основными субъектами фондового рынка являются его непосредственные участники и институты, обеспечивающие проведение операций на этом рынке. К первым относятся инвесторы, брокеры, дилеры, менеджеры.
Они выступают непосредственными участниками проводимых операций, на них лежит ответственность за принимаемые решения. Вместе с тем для заключения и окончательного завершения сделки необходимо воспользоваться существующими торговыми и регистрационными системами. Вся существующая система институтов фондового рынка, реализующих операции, и представляет собой инфраструктуру рынка ценных бумаг. Инфраструктура определяет основной порядок практических действий участников рынка и юридические аспекты оформления сделок.
Таким образом, регистрационные, депозитарные и другие организации, реализующие практические действия профессиональных участников рынка, определяющие порядок этих действий и юридическое оформление сделок, в совокупности образуют инфраструктуру рынка ценных бумаг. Обслуживающие фондовый рынок институты должны обеспечивать выполнение ряда функций. Для эмитентов это: размещение акций и гарантия от их распыленности как внутри России, так и за рубежом; освобождение акционеров от ведения реестров акций и защита от агрессивной скупки контрольного пакета акций; гарантии от появления на рынке фальшивых акций; регулируемую котировку акций; профессиональные консультации; коммуникационные и торговые услуги.
Инвесторы должны приобретать ликвидные, защищенные от подделки акции, облигации и др. ценные бумаги; осуществлять: регистрацию, депозитарное обслуживание и переоформление реализованных ценных бумаг; профессиональную защиту прав собственника, включая судебное разбирательство; профессиональные консультации. Также инвестор должен гарантировать надежность инвестиций: хранение ценных бумаг, надежность междепозитарного обращения и учета акций, надежность инвестиционных проектов, контроля за их реализацией и др. В силу стихийного универсализма российских банков и массовой быстрой приватизации, сопровождавшейся образованием обслуживающих инвестиционных институтов, в России фактически сформировались основы смешанной модели фондового рынка, на котором в качестве профессиональных финансовых посредников выступают как коммерческие банки, так и небанковские компании по ценным бумагам[19].
В России постепенно формируется смешанная форма управления рынком ценных бумаг. С одной стороны осуществляется государственное регулирование через систему органов Финансового комитета в Федеральной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Подобная практика существует со времени возникновения самого отечественного рынка ценных бумаг. С другой стороны, в 1994г. была создана Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПУАФОР), первоначально объединившая крупнейшие брокерские компании Москвы.[20]
Параллельно с ней образовались региональные системы в крупнейших финансовых центрах России.
Для своего информационного обеспечения эти организации создали единую информационную сеть - Российскую торговую систему ПОРТАЛ (аналог американской системы NASDAQ).Однако эффективность работы в этой системе снижалась в связи с тем, что каждая региональная организация устанавливала свои правила взаиморасчетов. Из-за этого часто возникали конфликтные ситуации на рынке, в основе которых прежде всего лежал вопрос о минимальном размере лота. Определенные затруднения возникли и по причине отсутствия единой системы договоров. Для решения возникших проблем осенью 1995г. была создана новая организация ПУАФОР России, объединившая всех крупнейших региональных участников этой системы правила и нормы торговли и контроля за их исполнением.
Необходимо отметить, что в отличие от срочных рынков развитых стран, где в структуре участников поддерживается баланс между хеджерами и спекулянтами, в России имеет место явное преобладание спекулятивной составляющей рынка. Большая часть открытых позиций и оборота на российских биржевых площадках приходится именно на спекулянтов. Данный тезис подтверждается следующим наблюдением. Отношение дневного оборота на основных срочных площадках к суммарной открытой позиции очень высоко и продолжает повышаться: от 0,9-1,0 в 1995 г. до 2-5 в 1997 г. Сформировавшийся в России биржевой срочный рынок характеризуется чрезвычайно высокой безынерционностью. Его конъюнктура может меняться практически мгновенно.[21]
Для успешной работы срочного рынка необходим высокоразвитый рынок базового актива. Он должен обладать, как минимум, тремя основными критериями: высокой ликвидностью, четкими и неизменными на протяжении достаточно долгого времени правилами торгов, а также достаточно предсказуемой динамикой. В доказательство этого тезиса можно привести примеры, когда в условиях отсутствия развитого рынка базового актива остались нереализованными интересные проекты по созданию новых инструментов (достаточно вспомнить попытки запуска в торговлю фьючерса на золото, предпринимавшиеся в 1995 г.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19