Рефераты. Проблемы и пути развития фондового рынка в Российской Федерации

Брокер может работать с сообщением непосредственно в рамках торговой системы Российской биржи. Для этого в торговую систему введено специальное “окно сообщений”, которое служит для просмотра клиентских сообщений и отправки брокерских.

 Российский рынок ценных бумаг развивается не по дням, а по часам, наверстывая отставание от мировых лидеров. В этой гонке появляются новые понятия, которыми оперируют участники рынка. И только через некоторый промежуток времени они обретают юридический статус, преломляясь в российской действительности. Так происходило с регистраторами и трансфер-агентами, так происходит и с депозитариями. И если год назад большинство участников рынка с трудом могли назвать пять отличий регистратора от депозитария, то сегодня такие вопросы уже никто не задает, появились новые. Понятия кастоди и кастодиальные услуги являются общепризнанными почти во всем мире. Деятельность кастоди принципиально важна для рынка ценных бумаг. Многие западные инвесторы до сих пор не решаются инвестировать в российские ценные бумаги из-за отсутствия в России сложной системы кастодиальных услуг, существующей на Западе. Вид бизнеса, который называется кастоди, различен в разных странах. Более того, он различен в банках одной страны. Каждый банк имеет собственные процедуры ведения кастодиального бизнеса.

На развитых рынках существуют самые различные услуги, называемые кастоди. С одной стороны, под кастоди понимается просто хранение ценных бумаг, приобретенных для клиента, в банковском хранилище. С другой - кастоди является крайне сложной услугой, включающей ежедневную обработку больших объемов торговли; эффективную работу со всеми категориями ценных бумаг; обработку, накопление и получение любого вида доходов; ежедневное инвестирование неработающих денег; постоянные телефонные звонки и встречи с клиентами; оперативную оценку и исправление ошибок; отчетность и ее оценку в день сделки, а также ежедневное представление тщательно разработанных финансовых отчетов.[47]

Для большинства российских операторов рынка кастодиальный бизнес (без которого невозможно функционирование рынка инвестиций и ценных бумаг) не связан с какой-либо известной в России деятельностью.

Спрос на кастодиальные услуги предъявляют в основном иностранные институциональные инвесторы: пенсионные и взаимные фонды. Они ожидают, что в России кастодианы будут отвечать требованиям и западного и российского законодательства.

Депозитарий является кастодианом, а услуги, которые он оказывает, называются кастоди. Кастодиан осуществляет ответственное хранение ценных бумаг инвестора, следит за должной обработкой всех сделок и других операций, а также ведет финансовую отчетность. Наиболее примитивная форма кастоди - ответственное хранение. Его часто выполняет население, храня свои денежные средства в "чулке". Этот метод не подходит для хранения ценных бумаг, как правило, существующих в бездокументарной форме, и когда ответственное хранение предполагает постоянную проверку правильности записей в реестре.

Роль государства в организации данных секций на фондовых биржа должна заключаться в предоставлении им льготных условий налогообложения, создании информационных сетей, в прямом участии в их работе. Брокерские фирмы, учитывая малое количество свободно обращающихся акций многих приватизированных предприятий и невысокую их ликвидность, могут не проявить заинтересованности в работе на секциях. В этом случае функции биржевых посредников, по крайней мере, в период становления секций, должны выполнять государственные служащие.

Таким образом, необходимость преодоления застоя на фондовом рынке, уменьшения риска от вложений в ценные бумаги и проведения операций с ними по правилам, соответствующим принятым в мировой практике стандартам, требует быстрейшего осуществления следующих мер.

1) Создать систему мобилизации инвестиционных ресурсов для рынка ценных бумаг, включая институциональные, инвестиционные и государственные внебюджетные фонды.

2) Ввести в обращение новые государственные финансовые инструменты, учитывающие инфляционные процессы и ориентированные на средних и мелких инвесторов.

3) Усилить государственное регулирование операций с ценными бумагами, в связи с чем повысить роль Минфина РФ в управлении институтами рынка вплоть до введения своих представителей на крупнейшие фондовые биржи.

4) Особое внимание государственных органов должно быть обращено на защиту мелких акционеров. Прежде всего, предоставлять им информацию о работе акционерного общества и не допускать эмиссию ценных бумаг, не соответствующих требованиям законодательства.

5) Совершенствовать функционирование фондовых бирж путем создания специальных секций, предназначенных для работы с акциями приватизированных предприятий.

Осуществление данных мер позволит резко увеличить инвестиционные ресурсы фондового рынка возможность их капитализации, привлечь на рынок; новых инвесторов и гарантировать их от чрезмерно рискованных сделок. Все это ускорит формирование полноценного фондового рынка в России[48].   

Надо отметить что есть идея создания мегарегулятора не она нова России. Впервые она была озвучена компанией Cadogan Financial еще в конце 1999 г. Среди причин, вызвавших необходимость создания подобного суперведомства, назывались неравномерность, фрагментарность и непоследовательность нормативно-правовой базы; незначительный размер рынков капитала; недостаточная независимость органов регулирования; низкая оплата труда и недостаток ресурсов, характерные для большинства органов регулирования; отсутствие четкой карьерно-иерархической структуры. Cadogan Financial предлагала в рамках проекта программы технической помощи создать единый мегарегулятор. Основным реципиентом должна была стать ФКЦБ России, что предполагало формирование мегарегулятора на базе Комиссии. О необходимости концентрации функций по регулированию фондового рынка речь шла и в программном документе «Концептуальные основы развития рынка ценных бумаг в России», подготовленном Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР) в 1999 г. Однако по целому ряду объективных и субъективных причин эта идея не получила дальнейшего развития.

Действительно реальные шаги по созданию мегарегулятора финансового рынка в России были сделаны только в начале марта 2004 г. в рамках радикальной административной реформы, начало которой было положено указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ № 314). Данным документом была ликвидирована ФКЦБ России, а все ее функции были переданы новому государственному органу - Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Кроме того, новому регулятору российского финансового рынка были переданы некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от упраздненного Министерства по антимонопольной политике - контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда - надзор за негосударственными пенсионными фондами.

Окончательно структура и статус нового регулятора российского финансового рынка были установлены в постановлении Правительства РФ № 206 от 9 апреля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», (Руководитель ФСФР - Вьюгин О.В. ) , принятым в развитие Указа № 314. Согласно данному постановлению ФСФР - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору на финансовых рынках, находящийся в ведении Правительства РФ и подчиняющийся непосредственно премьер-министру страны. При этом ФСФР имеет следующие функции:

·                   осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрацию проспектов ценных бумаг;

·                   обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

·                   осуществляет в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России функции контроля и надзора в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

·                   обобщает практику применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и вносит в правительство предложения о его совершенствовании, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов[49].

    Кроме того, до внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР были возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.
    Для обеспечения реализации своих функций в ФСФР созданы 9 управлений. Предельная численность сотрудников центрального аппарата будет составлять 301 единицу. Для обеспечения функций ФСФР в субъектах РФ ей переданы региональные отделения упраздненной ФКЦБ России. Всего на момент принятия решения о ликвидации ФКЦБ России на территории Российской Федерации действовало 14 региональных отделений. В территориальных органах ФСФР работают 800 человек.

    ФСФР - совершенно особая структура в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении премьер-министру РФ. Контролируя значительную часть финансового рынка страны, ФСФР, по сути, уже сегодня является его мегарегулятором. В то же время ФСФР пока и не мегарегулятор в классической модели: вне ее прямого влияния остаются страховые компании (они отданы в ведение Федеральной службы страхового надзора), аудиторы (Минфин) и банки (Банк России). Впрочем, как считают многие специалисты, вопрос о передаче регулирования этих сегментов финансового рынка ФСФР - дело времени. По мере укрепления системы государственного регулирования оставшиеся сегменты финансового рынка, по-видимому, будут переданы в ведение ФСФР. Кстати, на этом этапе административной реформы ее инициаторами рассматривалась возможность передачи ФСФР функций надзора за этими секторами финансового рынка. Однако передаче ФСФР функций, например, по банковскому надзору помешала позиция Банка России.
    Вместе с тем, являясь мегарегулятором финансового рынка страны, ФСФР по своему статусу - федеральная служба, т. е. орган государственной власти, лишенный возможности издавать нормативные акты, регулирующие отношения во вверенной ему сфере. Как известно, в соответствии с п. 5 Постановления № 206 ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов. Однако разработка проектов правовых актов - это еще не принятие их. При этом остальные федеральные службы находятся в подчинении конкретным министерствам, которые и занимаются нормотворчеством. Очевидно, непосредственное подчинение ФСФР премьер-министру указывает на единственный возможный для нее в сложившейся ситуации путь нормотворчества - через постановления Правительства РФ. Надо сказать, что такое положение дел полностью соответствует духу административной реформы: разделение функций по установлению правил и контролю за их применением и передача их независящим друг от друга органам исполнительной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.