Рефераты. Проблемы и пути развития фондового рынка в Российской Федерации

7. Отсутствие вторых эмиссий приватизированных предприятий. Необходимо осуществлять эмиссии данного рода для преодоления инвестиционного кризиса.

8. Суррогаты ценных бумаг, незаконная профессиональная деятельность на рынке. Государством введены регистрация, лицензирование, аттестация. Государственные органы имеют право квалифицировать финансовые инструменты в качестве ценных бумаг. Уже выпущены несколько сот нормативных актов по ценным бумагам. Государство создает систему надзора за рынком.

9. Беззащитность инвесторов.

10. Повышение роли государства на рынке ценных бумаг. Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, это могло бы означать переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства. Наоборот, эта тенденция должна быть преодолена. Имеется в виду:

- необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

- формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

- ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы как способа ограничить риски инвесторов (прежде всего требования к достаточности капитала, качеству активов и ликвидности небанковских инвестиционных институтов, ограничения их собственных операций по рискам, правила этичного ведения операций и полного раскрытия информации при обслуживании клиентов и т.п.);

- создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

- гармонизация российских и международных (в частности, европейских) стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

- создание активно действующей системы надзора (на базе внешнего наблюдения и инспекций на месте) за небанковскими инвестиционными институтами;

- срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов (специализированный фонд на эти цели).

11. Создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов и выполнения других технических функций. Если этого не произойдет, рынок захлебнется по мере массового поступления акций приватизированных предприятий и наращивания их вторичного обращения. Технические факторы способны быть не только тормозом развития, но и причиной падения рынка.

12. Широкая реализация принципа открытости информации (на это уже указывалось в связи с проблемой повышения роли государства):

а) расширение объема публикаций, введение обязательности публикации любых материальных фактов, возникающих в деятельности эмитентов и могущих существенно повлиять на курс ценных бумаг эмитента,

б) создание независимых рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг,

в) широкая публикация и независимое обсуждение макро- и микроэкономической отчетности,

г) четкое отделение информации, являющейся коммерческой тайной, от данных, не являющихся таковыми,

д) развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций),

е) создание общепринятой системы показателей для анализа рынка ценных бумаг (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся индикаторами рынка для иностранных инвесторов, показатели анализа деятельности эмитента, показатели для анализа достаточности капитала, ликвидности, качества активов и т.п. инвестиционных институтов).

13. Широкая реализация принципа представительства и консолидации интересов:

а) создание консультационного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков и небанковских инвестиционных институтов, регионов и республики;

б) передача части прав по регулированию рынка регионам;

в) введение представителей публики в состав директоратов регулятивных органов, государства, саморегулирующихся организаций, фондовых бирж (или, например, представителей бирж в состав директоратов государственных органов),

г) государственная поддержка саморегулирующихся организаций, обеспечивающая их опережающее развитие, и передача им части функций государства по регламентации рынка ценных бумаг и надзору за ним,

д) создание системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых, создание совместных групп российских и иностранных экспертов, разработка и запуск исследовательской программы).

14. Получение крупных размеров международной помощи (в области создания регулятивной, информационной и технологической инфраструктуры рынка, восстановления системы образования и российской научной школы в области рынка ценных бумаг).

15. Восстановление системы образования в данной области, российской научной школы и просто рыночной культуры инвесторов и профессиональных участников рынка[42].

Развитие рынка капитала возложено правительством на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг, а контроль за ходом реализации - на Минфин. В этих целях Минфин заключит договор с ФКЦБ об условиях реализации проекта.

Минфину поручено обеспечить выделение средств, необходимых для обслуживания и погашения займа Международным Банком Реконструкции и Развития (МБРР), а также совместно с ФКЦБ разработать финансовые условия предоставления средств займа МБРР российским коммерческим организациям на платной и возвратной основе и осуществлять заключение с ними соответствующих соглашений о субзаймах.

Кроме того, в целях реализации соглашения между Россией и МБРР о займе для финансирования мероприятий по правовой реформе в РФ, правительство поручило Минфину произвести денежный зачет обязательных платежей Российского фонда правовых реформ, подлежащих уплате в федеральный бюджет в счет средств федерального бюджета, предусмотренных для финансирования мероприятий, вытекающих из этого соглашения.

Основными направлениями реализации проекта должны стать финансирование технической помощи России в сферах законотворчества, классификации и распространения правовой информации, юридического образования, судебной реформы.

В настоящее время уровень расходования средств МБРР в России составляет 70 млн. долл. в месяц.

Существенные изменения происходят и в области инфраструктуры российского фондового рынка. Заложена законодательная основа создания единой депозитарной системы, после долгого затишья вновь стремительно стала развиваться биржевая торговля корпоративными ценными бумагами.

Российский рынок срочных контрактов, известный как рынок форвардных контрактов (ФК) на индекс доллара США, единодушно признан российскими и иностранными банкирами самым неорганизованным и опасным из нарождающихся финансовых рынков. Впрочем, это не помешало всем российским банкам участвовать в этой масштабной авантюре, сравнимой разве что с «пирамидой ГКО».

Первые упоминания в прессе об этих сделках в России относятся к первой половине 1996 года, когда иностранные инвесторы впервые появились на российском рынке ГКО/ОФЗ, хотя отдельные сделки заключались между российскими банками и в 1995 году. Ситуация тогда была не самая благоприятная - накануне президентских выборов серьезные иностранные деньги в Россию не шли. В отечественные государственные бумаги вкладывались лишь очень рискованные спекулянты, не брезговавшие, впрочем, возможностью застраховаться от неожиданных колебаний обменного курса с помощью форвардных сделок с российскими банками.

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

-                     создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

-                     необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

-                     ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

-                     создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

-                     гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

-                     создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

-                     государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

-                     приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;

-                     перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.