Рефераты. Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО

Ø     развитие рыночной инфраструктуры;

Ø     жилищно-коммунальное хозяйство;

Ø     предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

Ø     образование;

Ø     культура, искусство и кинематография;

Ø     средства массовой информации;

Ø     здравоохранение и физическая культура;

Ø     социальная политика;

Ø     обслуживание государственного долга;

Ø     пополнение государственных запасов и резервов;

Ø     финансовая помощь бюджетам других уровней;

Ø     утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

Ø     мобилизационная подготовка экономики;

Ø     формирование целевых бюджетных средств;

Ø     прочие расходы [4].

По сути, такая структура направлений расходования бюджетных ресурсов представляет собой структуру экономики с точки зрения финансирования отдельных отраслей  за счет средств государства. Пользуясь функциональной классификацией бюджетных расходов, можно оценить состояние экономики в целом, состояние и перспективы развития отдельных ее отраслей, степень государственного регулирования экономики и прочие показатели. Эта классификация наиболее полно отражает структуру финансирования экономики за счет бюджетных средств [42].

Рассмотрим подробнее некоторые направления расходования средств территориальных бюджетов.

К расходам на государственное  управление и местное самоуправление относятся затраты на содержание соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. В основном это затраты на содержание аппарата управления, объем которых определяется штатным расписанием и сметой расходов учреждения. В штатном расписании указывается количество персонала, фонд оплаты труда и другие подобные показатели. Смета расходов представляет собой документ, в котором  предусматривается общая сумма затрат и ассигнования на отдельные цели. При составлении этих документов все затраты строго нормируются с целью минимизации расходов на управление.

Расходы на судебную власть осуществляются из территориальных бюджетов в крайне незначительных размерах.

Финансирование затрат в области  международной деятельности из территориальных бюджетов осуществляется редко и охватывает международное сотрудничество, выполнение международных договоров, налаживание связей с иностранными партнерами и различными международными организациями.

Расходы на национальную оборону осуществляются исключительно из федерального бюджета. Передача части этих расходов территориальным бюджетам происходит редко, в случае передачи региональным органам власти определенных полномочий в этой области.

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства осуществляются соответствующими органами государственной власти и иногда муниципальными образованиями (органы внутренних дел, таможенные органы и др.)

Финансирование фундаментальных научных исследований в РФ осуществляется преимущественно из федерального бюджета.

Направление средств бюджета на промышленность, энергетику и  строительство обусловлено низкой рентабельностью этих отраслей экономики, в результате чего возникает необходимость в государственной поддержке. Большая часть расходов бюджета по этим направлениям - капитальные.

Расходы бюджетов на сельское хозяйство и рыболовство обычно незначительны и предусмотрены не всегда.

В структуре расходов на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику наибольшую долю составляют расходы на транспорт. Это связано с необходимостью модернизации существующей транспортной системы. Кроме того, большая часть расходов по этой статье осуществляется именно из территориальных бюджетов.

Это также касается расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, которые почти полностью осуществляются из местных бюджетов.

К расходам на образование относятся ассигнования образовательным учреждениям, по большей части государственным.

Расходы на культуру, искусство, кинематографию и средства массовой информации включают в себя бюджетное финансирование государственных и, в необходимых случаях, негосударственных организаций культуры и искусства, а также затраты на проведение культурных мероприятий.

В расходы на здравоохранение и физическую культуру входят затраты на содержание государственных и муниципальных медицинских учреждений, оплату труда медицинских работников, приобретение оборудования и расходных материалов и т.п.

Социальные расходы бюджета включают финансирование затрат на оказание социальной помощи населению, содержание учреждений социального обеспечения, реализацию различных социальных программ.

Обслуживание государственного (муниципального) долга предполагает погашение и выплату процентов по внутреннему и внешнему долгу.

К расходам целевых  бюджетных фондов относятся расходы территориальных дорожных фондов, территориальных экологических фондов и др.

В составе прочих расходов отражаются затраты на создание резервных фондов, проведение выборов и референдумов, поддержку малого предпринимательства  и т.д. [18].

Функциональная классификация позволяет полностью отслеживать финансирование государственного сектора экономики, а также осуществить влияние органов власти на негосударственный сектор. Это является несомненным преимуществом данной классификации.


1.3.3.Оценка эффективности расходов бюджета

В предыдущем подразделе были рассмотрены различные направления расходования бюджетных средств. Этих направлений достаточно много, и при разработке бюджета необходимо определить, каким направлениям отдать предпочтение при финансировании. Для этого анализируют экономическую ситуацию в регионе и эффективность бюджетных расходов в прошлые периоды. Очевидно, что следует разрабатывать такую структуру бюджета, при которой расходы наиболее эффективны [20].

Расходы бюджета можно считать эффективными, если они обеспечивают достаточно высокий уровень жизни населения, уровень развития производства в регионе и, кроме того, позволяют достичь запланированных темпов роста валового регионального продукта (ВРП).

Эффективность бюджетных расходов можно оценить различными методами и на основе различных показателей. Рассмотрим некоторые из них.

1.Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры.

Все расходы бюджета любого уровня в зависимости от их направленности можно разделить на пять групп:

                   I.            Расходы на финансирование системы управления;

                II.            Расходы на финансирование систем жизнеобеспечения;

             III.            Расходы на улучшение условий жизни;

            IV.            Расходы на улучшение условий ведения бизнеса;

               V.            Расходы на погашение и обслуживание государственного и муниципального долга [26].

Распределение статей функциональной классификации расходов бюджета в соответствии с указанными группами приведено в табл. 1. 3.

Очевидно, что на уровень жизни населения и рост производства в регионе напрямую влияют только расходы II, III и IV групп. Поэтому при оценке эффективности расходов бюджета целесообразно рассмотреть долю каждой из этих групп в общей сумме расходов. Таким образом можно определить, какая доля средств приходится на поддержание уровня жизни в регионе, его повышение, обеспечение роста производства. Чем больше доля этих статей в бюджете, тем эффективнее используются ресурсы [15].

Кроме того, можно рассмотреть долю расходов по каждой статье и оценить их структуру. Таким образом можно проследить, на что конкретно были направлены бюджетные средства и по каким направлениям ассигнования можно сократить.

Однако при этом не учитывается, что средства по некоторым на правлениям могут расходоваться неэффективно – вкладываться в нерентабельные предприятия, в реализацию неэффективных социальных программ. Т. е. значительные суммы расходов могут не говорить об их эффективности. Поэтому при анализе эффективности бюджетных расходов необходимо использовать и другие показатели.

2.Оценка эффективности бюджетных расходов на основе коэффициента бюджетной обеспеченности

Коэффициент бюджетной обеспеченности – это сумма расходов бюджета

Таблица 1. 3.

Распределение статей расходов по группам в зависимости от их

направленности

Номер группы

Статьи функциональной классификации расходов

I

Государственное управление и местное самоуправление

Судебная власть

Национальная оборона

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

Финансовая помощь бюджетам других уровней

Пополнение государственных запасов и резервов

II

Жилищно-коммунальное хозяйство

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

III

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

Образование

Культура, искусство и кинематография

Средства массовой информации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.