Рефераты. Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО

Оценка эффективности бюджетных расходов с помощью их мультипликатора осложняется еще и тем, что на территории округа сталкиваются различные финансовые потоки. Ассигнования предприятиям могут выдаваться из бюджета Москвы по ЮАО, по другим округам, из федерального бюджета, федеральных и региональных внебюджетных фондов, а также за счет средств международных организаций. При этом трудно определить, какие именно средства повлияли на рост ВРП. Может сложиться ситуация, при которой средства бюджета Москвы по ЮАО расходуются неэффективно, но, тем не менее, на территории округа наблюдается рост производства, который происходит за счет ассигнований из других источников. В этом случае мультипликатор бюджетных расходов может составить значительную величину, что не будет говорить об эффективности использования средств.

Поэтому применять данный показатель для оценки эффективности расходования средств бюджета Москвы по округу было бы ошибочно. Он не характеризует реальную экономическую ситуацию и может существенно исказить ее. Применять мультипликатор бюджетных расходов правильнее при анализе бюджетов более крупных регионов.

В данной работе также была проведена оценка эффективности планирования бюджетных расходов и контроля за их осуществлением. От эффективности этих процессов напрямую зависит эффективность финансирования расходов по всем направлениям.

Планирование расходов бюджета Москвы по ЮАО осуществляется на основе смет, представляемых бюджетными учреждениями. Эти сметы составляются исходя из законодательно установленных норм и нормативов. В п. 3.2.1 было выявлено значительное превышение фактических расходов над плановыми. Это свидетельствует о низкой эффективности планирования расходов бюджета Москвы по ЮАО. Рассмотрим, какие последствия может иметь неэффективное планирование для осуществления бюджетных расходов.

Задачей процесса планирования бюджетных расходов является расчет суммы средств, необходимых для финансирования бюджетных учреждений в плановом периоде. Бюджет должен быть сбалансирован, поэтому доходы, выделяемые ЮАО из бюджета Москвы, в точности соответствуют плановым расходам.

Однако в процессе исполнения бюджета расходы оказываются значительно выше запланированных. Это приводит к тому, что выделенных для их финансирования средств становится недостаточно, и ФКУ ЮАО необходимо обращаться в Департамент финансов за дополнительными денежными средствами. В результате могут возникать перебои с финансированием некоторых мероприятий, в определенные периоды может наблюдаться нехватка бюджетных средств. Кроме того, привлечение дополнительных денежных средств требует времени и несколько усложняет процедуру исполнения бюджета. В результате эффективность бюджетных расходов снижается.

Еще одна проблема связана с тем, что дополнительно предоставляемые бюджетные ассигнования часто выделяются в последний момент. Например, в 2002 г. более 11% средств были выделены и использованы в последние две недели года. Времени до конца года для их полноценного освоения не оставалось, поэтому эти средства были израсходованы крайне неэффективно [13].

Таким образом, одним из путей повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование их планирования. Для этого необходимо, прежде всего, пересмотреть существующие нормы и нормативы бюджетных расходов. Скорее всего, большинство из них необходимо увеличить. Кроме того, следует изменить методику планирования. В настоящее время при планировании ненормируемых расходов бюджета Москвы по ЮАО обычно используется метод экстраполяции, т. е. сумма этих расходов в плановом периоде принимается равной их сумме в предыдущем периоде. Однако этот метод часто оказывается неэффективным, т. к. он не учитывает изменения, происходящие в экономике региона и в конкретных организациях [78].

Еще большее значение для повышения эффективности расходов бюджета имеет контроль за ними. При эффективном осуществлении контроля выявляется подавляющее большинство случаев нецелевого использования бюджетных средств. Использованные не по целевому назначению средства, как правило, возвращаются в бюджет и могут быть употреблены более эффективно.

По данным табл. 2.8, эффективность осуществления контроля за расходованием бюджетных средств в 2003 г. значительно возросла по сравнению с 2002 г. В бюджет было возвращено больше средств как в абсолютном, так и в относительном выражении. В 2003 г. почти 10% бюджетных средств были использованы более эффективно.

Таким образом, контроль за использованием бюджетных средств в ЮАО совершенствуется. Для дальнейшего повышения его эффективности следует увеличивать количество проверяемых учреждений, использовать новые виды проверок, ужесточить ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Основным итогом этих мероприятий будет рост эффективности бюджетных расходов.

Однако это касается только контроля, осуществляемого финансовыми органами Москвы. Контролирующими полномочиями наделены также отраслевые департаменты и комитеты. Проводимый ими контроль направлен на наблюдение за показателями эффективности расходования бюджетных средств в подведомственных учреждениях. Такой контроль в настоящее время осуществляется неэффективно, департаменты и комитеты не могут должным образом проследить за использованием бюджетных средств.

Таким образом, еще одним направлением повышения эффективности контроля за расходами бюджета является совершенствование контролирующей деятельности отраслевых департаментов и комитетов. Кроме того, руководство бюджетных учреждений и самостоятельно должно следить за целевым и эффективным использованием средств [46].

В числе мер, осуществление которых повысит эффективность бюджетных расходов, в разделе 2 был назван переход к адресной системе предоставления социальной помощи населению. Он не снизит общую сумму расходов на осуществление социальной политики, однако поможет распределять средства более эффективно.

Однако для осуществления такого перехода необходимо профинансировать ряд мероприятий. Главным из них является учет лиц, нуждающихся в социальной помощи. Основной проблемой при этом является определение реальных доходов населения. Кроме того, такой учет нужно проводить в короткие сроки, чтобы обеспечить оперативное оказание социальной помощи. Поэтому переход на адресную систему социальной защиты можно осуществить лишь при благополучной экономической ситуации в округе, когда есть возможность выделить бюджетные средства на проведение этой реформы.

Кроме того, целесообразно изменить систему органов, предоставляющих социальную помощь. Специально для осуществление социальной политики на территориях административных округов созданы УСЗН. Концентрация у них средств на финансирование социальной политики позволит облегчить контроль за их движением и повысить эффективность их использования.

По результатам проведенного анализа можно сделать определенные выводы и представить их в виде плана мероприятий, который следует осуществить в ближайшие несколько лет для повышения эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО.


Выводы


Ø     В первую очередь, в Москве необходимо завершить реформу ЖКХ. С каждым годом будет освобождаться некоторая сумма бюджетных средств; к 2007 г. она достигнет своего максимума.

Ø     Большую часть освободившихся средств целесообразно направить на финансирование учреждений образования, т. к. в этой области наблюдаются существенные проблемы с использованием бюджетных средств.

Ø     Некоторую часть средств необходимо направить на финансирование социальной политики. При этом основным направлением их использования станет проведение мероприятий по переходу к адресной системе предоставления социальной помощи.

Ø     Оставшиеся средства в зависимости от сложившейся ситуации следует направить на финансирование статей «Здравоохранение», «Культура», «Охрана окружающей природной среды» и т. п.

Ø     На протяжении всего периода реализации указанных мер необходимо совершенствовать планирование бюджетных расходов и контроль за ними по направлениям, рассмотренным в данном разделе.

Одной из целей данной работы было также определение оптимальных методов оценки эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО. Анализ бюджета показал, что для общей оценки эффективности расходов возможно использовать коэффициент бюджетной обеспеченности, а для более детального ее рассмотрения необходимо проанализировать структуру расходов бюджета. Применение этих методов на практике позволит лучше контролировать процесс использования бюджетных средств, что повысит эффективность бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Правовое обеспечение

В Российской Федерации принят ряд законодательных документов, которые определяют порядок формирования и расходования средств бюджета, направления бюджетных расходов, порядок разграничения полномочий между бюджетами разных уровней. Эти нормативно-правовые акты принимаются на всех уровнях – от федеральных органов власти до подразделений финансовых органов г. Москвы.

Основополагающим документом при этом, как и в любых правоотношениях, является Конституция Российской Федерации. В ней определен ряд положений, имеющих отношение к бюджетному устройству страны. Так, главой 3 установлено федеративное устройство России, перечислены все субъекты федерации и определены основные полномочия органов власти разных уровней, в том числе и в сфере бюджетных отношений [1].

Важную роль в бюджетных правоотношениях играет Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Он является основным документом, регламентирующим формирование доходной части бюджета. Он регулирует вопросы, связанные с взиманием налогов в бюджеты различных уровней: перечень налогов, подлежащих уплате, их характеристики, порядок и сроки уплаты налогов, ответственность за нарушение налогового законодательства и т. п. [3]. Нормы НК РФ, в особенности те, что касаются региональных и местных налогов, часто конкретизируются законами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Кроме того, существует законодательство об использовании и продаже государственной собственности, предоставлении государственного кредита и т. д. Таким образом, существует целый блок законодательных документов, регламентирующих формирование доходов бюджета. Однако данная область законодательства не имеет прямого отношения к рассматриваемой теме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.