|
В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определяются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и вся цепочка ценностей (цепочка ценностей фирмы – это система видов деятельности, между которыми существуют связи, управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества). В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конкурентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностроения большое значение имеют развитие технологии, качество сборки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств — реклама.
Существуют преимущества низшего уровня (но при них эффект масштаба быстро исчезает) и более высокого уровня.
М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особенностей конкуренции:
• множественно-национальные отрасли, для которых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному
• глобальные отрасли, где получение конкурентного преимущества приобретает особо важное значение в связи с возможностью его всемирного использования, здесь необходимо вырабатывать и внедрять единый подход к продаже продукции во многих странах.
М. Портер выделяет два способа достижения и использования конкурентного преимущества при глобальной стратегии:
1. Конфигурация деятельности, т.е. размещение различных видов деятельности в разных странах для того, чтобы использовать их особенности.
2. Координация деятельности филиалов, к-ая способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляется возможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.
М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие среду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее международный успех: параметры факторов пр-ва, условия (параметры спроса), родственные и поддерживающие отрасли, также важным детерминантом является тот факт, что фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и цели. Также важны случайные события, роль правительства.
ВОПРОС 19
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основные цели внешнеторговой политики:
1. изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
2. изменение объема экспорта и импорта;
3. изменение структуры внешней торговли;
4. обеспечение страны необходимыми ресурсами;
5. изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Основные направления внешнеторговой политики:
- политика свободной торговли: государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Гос-ва заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. П-кие последствия: становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. П-ка свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.
- протекционизм: — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции, исключается свободное действие рыночных сил. Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства, сокращается безработица. Но слишком длительное применение может привести к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции. Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
Инструменты внешнеторговой п-ки:
- тарифные ограничения: тамож. пошлины и тамож. тарифы. Тамож. пошлины делятся на экспортные, импортные, транзитные. Пошлины и тарифы выполняют функцию налога и утверждаются на уровне гос-тв или торговых союзов. Тамож. пошлины чаще всего являются адвалорными (ударение на «о»), т.е. их величина рассчитывается в % от стоим-ти облагаемого товара. Существуют и специфические пошлины (устан-ся в форме твердых ставок за единицу товара), и комбинированные. В зависимости от режима, к-ый принимает гос-во, ведя внешнеторг. п-ку, изменяются тамож. пошлины и тарифы. Режимы: режим наибольшего благоприятствования, преференциальный, режим беспошлинной торговли (в наименее развитых странах). Импортные пошлины выгодны только в короткий временной период.
- нетарифные барьеры делятся на:
a) потарифные (или паратарифные) – это меры, увеличения стоим-ти импортного товара на дополнительную величину сверх таможенной стоим-ти (это, например, НДС, акцизы)
b) меры контроля над ценами – эти меры вводятся для предотвращения ущерба от нечестной конкуренции (антидемпинговые мероприятия, компенсационные пошлины, добровольные ограничения цен со стороны импортеров).
c) меры п-кого контроля – меры по квотированию импорта – это количественные ограничения, к-ые могут быть введены как в товарном, так и в денежном исчислении, могут применяться ко всем странам или к нескольким.
d) финансовые меры – это валютные ограничения, к-ые исп-ся либо в развивающихся странах, либо в странах в переходной эк-кой
e) технические меры – контроль за соответствием ввозимых товаров нац. станадартам
Вопрос 20
Особая роль в разработке и формировании механизма нетарифного и тарифного регламентирования в международной торговле принадлежит межправительственным организациям и объединениям государств. К их числу относится ГАТТ, на базе которого в 1995 г. начала функционировать ВТО.
2основных принципа ГАТТ: свобода торговли и ликвидация дискриминационных мер в мировой торговле. Наряду с этими принципами признается важность 2-х условий:
– реализация многостороннего торгового договора – основа для внешней торговли большинства стран
– выработка правил и норм междун. торговли
Исходной посылкой договорной системы ГАТТ – стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечить эк. Развитие путем либерализации доступа на рынок, предсказуемость деятельности фирм, регламентация деятельности правительств по регулированию внешнеэк. сферы.
Важнейшее достижение ГАТТ – провозглашение многостороннего регулирования не только торговли, но и услуг – финансовых, телекоммуникационных, связ. с воздушными перевозками.
ВТО создана при ООН и начала действовать с 1 января 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сегодня членами этого международного клуба являются около 150 государств, на долю которых приходится более 95% мировой торговли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.