Рефераты. Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)

-     развитие факторов пр-во происходит неравномерно, след., в более выгодных условиях находятся страны, к-ые обладают значительным капиталом и квалифицир. раб. силой, но может появиться «голландская болезнь» (про­блема была связана с актив­ной разработкой Голландией месторождений природного газа в Северном море. Созда­валось впечатление, что с рос­том добычи природного газа промышленный экспорт Голландии сокращался, а рост цен на все виды топлива (включая природный газ) на мировом рынке даже уси­ливал эту тенденцию. Объяснение этой ситуации вытекает из теоре­мы Рыбчинского: новый сектор вызывает отток ресурсов из других отраслей за счет более высокой зарплаты и более высокой прибыли в этом секторе. В результате выпуск в обрабатывающей промышлен­ности сократился.)

-      в мировой торговле увеличивается роль и доля тех стран, к-ые производят наукоемкую продукцию, под влиянием НТП происх. модификация факторов, к-ые определяют величину сравнит. издержек.

М. Портер, исследуя конкурентные преимущества, считал, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны. Успех на внеш. рынке зависит от правильно выбранной стратегии, на выбор стратегии влияют структура отрасли (т.е. особенности конкуренции в ней) и позиция, к-ую занимает фирма в отрасли. Позиция определяется конкурентным преимуществом (это более низкие издержки, дифференциация товара, широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли: фирма должна ре­шить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родст­венных отраслях конкурировать).

Типовые стратегии:



Конкурентное преимущество


Меньшие издержки


Дифференциация


Сфера конкуренции


Широкая цель


Лидерство за счет экономии на издержках


Дифференциация


 

Узкая цель


Сосредоточение внимания на издержках


Сфокусированная дифференциация


 

В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определя­ются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятель­ности, и вся цепочка ценностей (цепочка ценностей фирмы – это система видов деятельности, между которыми существуют связи, управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества). В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конку­рентного преимущества. Так, для продукции отраслей машиностро­ения большое значение имеют развитие технологии, качество сбор­ки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств — реклама.

Существуют преимущества низшего уровня (но при них эффект масштаба быстро исчезает)  и более высокого уровня.

М. Портер выделяет два типа отраслей в зависимости от особен­ностей конкуренции:

• множественно-национальные отрасли, для ко­торых характерно то, что в каждой стране конкуренция протекает по-разному

• глобальные отрасли, где получение конкурентного пре­имущества приобретает особо важное значение в связи с возмож­ностью его всемирного использования, здесь необходимо вырабатывать и внедрять единый подход к про­даже продукции во многих странах.

М. Портер выделяет два способа достижения и использования кон­курентного преимущества при глобальной стратегии:

1. Конфигурация деятельности, т.е. размещение различных видов деятельности в разных странах для того, чтобы использовать их осо­бенности.

2. Координация деятельности филиалов, к-ая способствует накоплению знаний и опыта, полученных в разных местах. Благодаря ей у фирм появляется возможность более быстро реагировать на изменения ситуации на рынке.

М. Портер выделяет четыре свойства страны, формирующие сре­ду, в которой конкурируют местные фирмы, и влияющие на ее меж­дународный успех: параметры факторов пр-ва, условия (параметры спроса), родственные и поддерживающие отрасли, также важным детерминантом является тот факт, что фирмы создаются, организуются и управляются в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке, при этом вырабатываются различные стратегии и цели. Также важны случайные события, роль правительства.



  









ВОПРОС 19

 Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими страна­ми. Основные цели внешнеторговой политики:

1.      изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;

2.      изменение объема экспорта и импорта;

3.      изменение структуры внешней торговли;

4.      обеспечение страны необходимыми ресурсами;

5.      изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Основные направления внешнеторговой политики:

-     политика свободной торговли: государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регуля­тора. Гос-ва за­ключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. П-кие последствия: становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. П-ка свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

-     протекционизм: — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции, исключается свободное действие рыночных сил. Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства, сокращается безработица. Но слишком длительное применение может привести к эконо­мическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринима­телей в повышении технического уровня и эффективности произ­водства. В своей крайней форме протекционизм принимает форму эконо­мической автаркии, при которой страны стремятся ограничить им­порт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обес­печивает необходимый импорт. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в от­ношении различной продукции. Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

Инструменты внешнеторговой п-ки:

  1. тарифные ограничения: тамож. пошлины и тамож. тарифы. Тамож. пошлины делятся на экспортные, импортные, транзитные. Пошлины и тарифы выполняют функцию налога и утверждаются на уровне гос-тв или торговых союзов. Тамож. пошлины чаще всего являются адвалорными (ударение на «о»), т.е. их величина рассчитывается в % от стоим-ти облагаемого товара. Существуют и специфические пошлины (устан-ся в форме твердых ставок за единицу товара), и комбинированные. В зависимости от режима, к-ый принимает гос-во, ведя внешнеторг. п-ку, изменяются тамож. пошлины и тарифы. Режимы: режим наибольшего благоприятствования, преференциальный, режим беспошлинной торговли (в наименее развитых странах). Импортные пошлины выгодны только в короткий временной период.  
  2. нетарифные барьеры делятся на:

a)      потарифные (или паратарифные) – это меры, увеличения стоим-ти импортного товара на дополнительную величину сверх таможенной стоим-ти (это, например, НДС, акцизы)

b)       меры контроля над ценами – эти меры вводятся для предотвращения ущерба от нечестной конкуренции (антидемпинговые мероприятия, компенсационные пошлины, добровольные ограничения цен со стороны импортеров).

c)      меры п-кого контроля – меры по квотированию импорта – это количественные ограничения, к-ые могут быть введены как в товарном, так и в денежном исчислении, могут применяться ко всем странам или к нескольким.

d)      финансовые меры – это валютные ограничения, к-ые исп-ся либо в развивающихся странах, либо в странах в переходной эк-кой

e)      технические меры – контроль за соответствием ввозимых товаров нац. станадартам


















Вопрос 20


Особая роль в разработке и формировании механизма нетарифного и тарифного регламентирования в международной торговле принадлежит межправительственным организациям и объединениям государств. К их числу относится ГАТТ, на базе которого в 1995 г. начала функционировать ВТО.

2основных принципа ГАТТ: свобода торговли и ликвидация дискриминационных мер в мировой торговле. Наряду с этими принципами признается важность 2-х условий:

–                     реализация многостороннего торгового договора – основа для внешней торговли большинства стран

–                      выработка правил и норм междун. торговли

Исходной посылкой договорной  системы ГАТТ – стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечить эк. Развитие путем либерализации доступа на рынок, предсказуемость деятельности фирм, регламентация деятельности правительств по регулированию внешнеэк. сферы.

Важнейшее достижение ГАТТ – провозглашение многостороннего регулирования не только торговли, но и услуг – финансовых, телекоммуникационных, связ. с воздушными перевозками.

ВТО создана при ООН и начала действовать с 1 января 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сегодня членами этого международного клуба являются около 150 государств, на долю которых приходится более 95% мировой торговли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.