Рефераты. Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка) p>Портфельные инвестиции в долевые ценные бумаги. В России к портфельным

инвестициям в акции относится долевое участие инвестора, не превышающее 10

% акционерного капитала компании. Для привлечения портфельных инвесторов

необходимо наличие акционерных компаний открытого типа и фондового рынка.

Поэтому портфельное инвестирование в российскую экономику началось позже

прямого. Фондовый рынок корпоративных ценных бумаг стал формироваться с

началом приватизации в 1993 г. Зарубежные инвестиционные фонды вплоть до

финансового кризиса 1998 г. проявили активность на российском рынке и

способствовали его формированию и развитию.

Акции российских компаний считались недооцененными, и это способствовало

привлечению портфельных инвесторов. Те, кто проник на рынок в период его

формирования, получили огромные прибыли за счет повышения курса акций. В

1996 г. российский фондовый рынок находился на втором месте в мире по

показателю роста курса акций, в 1997 г. — на первом. Доходы извлекались

исключительно за счет курсовой разницы, поскольку дивиденды фактически не

выплачивались. Это свидетельствовало об отрыве фондового рынка от реального

сектора, о слабой связи результатов финансовой деятельности компаний с

доходами инвесторов. Еще одна слабость российского фондового рынка

заключалась в том, что на нем обращались акции ограниченного числа

компаний, главным образом сырьевых, энергетических, телекоммуникационных,

пищевой промышленности. Примерно 70 % оборота было сосредоточено на акциях

10—12 компаний. Как показывает практика развивающихся рынков, подобная

ситуация характерна для стран, на фондовых рынках которых тон задают

нерезиденты. Последние проявляют интерес преимущественно к «голубым фишкам»

— ценным бумагам высокой ликвидности.

В 1998 г. (финансовый кризис) фактически прекратилась торговля акциями

компаний второго и третьего эшелонов. В ограниченных масштабах продаются и

покупаются только «голубые фишки».

Банковские кредиты. Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил

главным образом за счет синдицированных кредитов международных банков и

экспортных кредитов. Банки не без основания рассматривали СССР как

надежного должника. Однако после серьезных нарушений в обслуживании

внешнего долга в 1991—1992 гг. банки резко снизили объемы своего

кредитования. Однако с 1996 г. банковское кредитование стало быстро

возрождаться. Этому способствовало укрепление международных позиций

российских банков. Российские банки отдавали предпочтение кредитам перед

привлечением ресурсов в форме еврооблигаций, поскольку в первом случае

затраты ниже, а процедура проще. Кроме того, они получали возможность

установить деловые контакты с ведущими западными банками.

Форсированный этап интеграции России в мировой рынок капиталов,

сопровождавшийся быстрым неконтролируемым открытием внутреннего рынка для

нерезидентов, закончился финансовым кризисом, отбросившим страну назад по

многим направлениям. В определенной степени это было обусловлено глобальным

финансовым кризисом. Но основные причины — внутренние. И все же интеграция

стран с развивающимся финансовым рынком, к числу которых относится и

Россия, это объективный процесс, который, однако, как показала практика

многих стран, должен быть объектом контроля и регулирования.

ВОПРОС 58

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ КРЕДИТОВ

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не

только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень

вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но

формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным

участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора,

донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода,

аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет

правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам.

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую

деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых,

таможенных льгот, гарантий, Государственные гарантии по краткосрочным

экспортным кредитам превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное

средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых

налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их

конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары,

пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ,

преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта,

государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов,

особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам

предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента.

Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает

процедуру получения кредитов. 

 Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы

государственные или полугосударственные экспортно-импортные

(внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование

внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных

банков. Цель создания этих специализированных банков — обеспечить доступ

экспортерам к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду

с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальный

экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять

деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно

стимулировать экспорт.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация

основных показателей международной деятельности банков по линии: 1)

ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий

взаимного влияния внутренних и заграничных операций; 3) регулирования

участия национальных банков в международных банковских консорциумах.

Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения»

между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных

банков за рубежом.

Вопрос 59

Государственное кредитование внешнеторговой деятельности и его формы.

Особое значение внешней экономики. Государство поддерживает ВЭД за счет кредитования. Программы поддержки экспорта: 1996 год-  «О гос регулировании внешней торговой деятельности». В рамках программы 1993 года занимает особое место кредитование: Росэксимбанк  для кредитования гос-во само кредитует  отрасли экспорта, а также банк СА может кредитовать.

 Формы: форфейтинговые компании и лизинговые, разрабатываются программы государством. См ксерокс































ВОПРОС 60

Межгосударственное регулирование международного кредита преследует следующие основные цели:

1) регулирование международного движения ссудного капи­тала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений;

 3) согласование кредитной поли­тики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и других стран бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

1.      координация условий экспортных кредитов и гарантий; в 1934 г. был организован Между­народный союз страховщиков кредитов и инвестиций со штаб-квартирой в Берне, объединяющий страховые компании около 30 стран, он предназначен для обмена информа­цией и составления рекомендаций относительно условий государ­ственного страхования экспортных кредитов. Этот совещатель­ный консультационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительствен­ной организацией, так как входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кре­дитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки. С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный уровень и осуществляется че­рез региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов. С целью ограничения государственного стимулирования экспор­та товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по креди­там сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства кон­курентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кре­дитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кре­дитов, пользующихся государственной поддержкой, называется кон­сенсусом. Главные элементы консенсуса: единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, сред­ние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников со­глашения (например, при снижении стоимости кредита).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.