инвестициям в акции относится долевое участие инвестора, не превышающее 10
% акционерного капитала компании. Для привлечения портфельных инвесторов
необходимо наличие акционерных компаний открытого типа и фондового рынка.
Поэтому портфельное инвестирование в российскую экономику началось позже
прямого. Фондовый рынок корпоративных ценных бумаг стал формироваться с
началом приватизации в 1993 г. Зарубежные инвестиционные фонды вплоть до
финансового кризиса 1998 г. проявили активность на российском рынке и
способствовали его формированию и развитию.
Акции российских компаний считались недооцененными, и это способствовало
привлечению портфельных инвесторов. Те, кто проник на рынок в период его
формирования, получили огромные прибыли за счет повышения курса акций. В
1996 г. российский фондовый рынок находился на втором месте в мире по
показателю роста курса акций, в 1997 г. — на первом. Доходы извлекались
исключительно за счет курсовой разницы, поскольку дивиденды фактически не
выплачивались. Это свидетельствовало об отрыве фондового рынка от реального
сектора, о слабой связи результатов финансовой деятельности компаний с
доходами инвесторов. Еще одна слабость российского фондового рынка
заключалась в том, что на нем обращались акции ограниченного числа
компаний, главным образом сырьевых, энергетических, телекоммуникационных,
пищевой промышленности. Примерно 70 % оборота было сосредоточено на акциях
10—12 компаний. Как показывает практика развивающихся рынков, подобная
ситуация характерна для стран, на фондовых рынках которых тон задают
нерезиденты. Последние проявляют интерес преимущественно к «голубым фишкам»
— ценным бумагам высокой ликвидности.
В 1998 г. (финансовый кризис) фактически прекратилась торговля акциями
компаний второго и третьего эшелонов. В ограниченных масштабах продаются и
покупаются только «голубые фишки».
Банковские кредиты. Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил
главным образом за счет синдицированных кредитов международных банков и
экспортных кредитов. Банки не без основания рассматривали СССР как
надежного должника. Однако после серьезных нарушений в обслуживании
внешнего долга в 1991—1992 гг. банки резко снизили объемы своего
кредитования. Однако с 1996 г. банковское кредитование стало быстро
возрождаться. Этому способствовало укрепление международных позиций
российских банков. Российские банки отдавали предпочтение кредитам перед
привлечением ресурсов в форме еврооблигаций, поскольку в первом случае
затраты ниже, а процедура проще. Кроме того, они получали возможность
установить деловые контакты с ведущими западными банками.
Форсированный этап интеграции России в мировой рынок капиталов,
сопровождавшийся быстрым неконтролируемым открытием внутреннего рынка для
нерезидентов, закончился финансовым кризисом, отбросившим страну назад по
многим направлениям. В определенной степени это было обусловлено глобальным
финансовым кризисом. Но основные причины — внутренние. И все же интеграция
стран с развивающимся финансовым рынком, к числу которых относится и
Россия, это объективный процесс, который, однако, как показала практика
многих стран, должен быть объектом контроля и регулирования.
ВОПРОС 58
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ КРЕДИТОВ
Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не
только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень
вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но
формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным
участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора,
донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода,
аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет
правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам.
Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внешнеэкономическую
деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых,
таможенных льгот, гарантий, Государственные гарантии по краткосрочным
экспортным кредитам превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное
средство.
Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых
налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их
конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары,
пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ,
преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта,
государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов,
особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам
предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента.
Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает
процедуру получения кредитов.
Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы
государственные или полугосударственные экспортно-импортные
(внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование
внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных
банков. Цель создания этих специализированных банков — обеспечить доступ
экспортерам к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду
с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальный
экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять
деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно
стимулировать экспорт.
Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация
основных показателей международной деятельности банков по линии: 1)
ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий
взаимного влияния внутренних и заграничных операций; 3) регулирования
участия национальных банков в международных банковских консорциумах.
Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения»
между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных
банков за рубежом.
Вопрос 59
Государственное кредитование внешнеторговой деятельности и его формы.
Особое значение внешней экономики. Государство поддерживает ВЭД за счет кредитования. Программы поддержки экспорта: 1996 год- «О гос регулировании внешней торговой деятельности». В рамках программы 1993 года занимает особое место кредитование: Росэксимбанк для кредитования гос-во само кредитует отрасли экспорта, а также банк СА может кредитовать.
Формы: форфейтинговые компании и лизинговые, разрабатываются программы государством. См ксерокс
ВОПРОС 60
Межгосударственное регулирование международного кредита преследует следующие основные цели:
1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;
2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений;
3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и других стран бывшего СССР.
Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:
1. координация условий экспортных кредитов и гарантий; в 1934 г. был организован Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций со штаб-квартирой в Берне, объединяющий страховые компании около 30 стран, он предназначен для обмена информацией и составления рекомендаций относительно условий государственного страхования экспортных кредитов. Этот совещательный консультационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительственной организацией, так как входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки. С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный уровень и осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов. С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, называется консенсусом. Главные элементы консенсуса: единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников соглашения (например, при снижении стоимости кредита).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38