6) необходимость решения глобальных проблем. Развитие международных экономических отношений обусловлено необходимостью интеграции усилий всего мирового сообщества для решения глобальных проблем человечества: экологической, продовольственной, энергетической, сырьевой, контроля над ядерным оружием.
Международные экономические отношения, хотя и являются частью экономических отношений, имеют свою специфику. Во-первых, они представляют собой взаимодействие экономических субъектов разных стран. Во-вторых, объект МЭО может как совпадать с объектом экономических отношений (например, товар, услуга, капитал), так и отличаться от него (например, деньги — объект национальных экономических отношений, а валюта — объект международных экономических отношений). В-третьих, международные экономические отношения связаны с перемещением, интернационализацией факторов производства (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей). В-четвертых, для организации международных экономических отношений создают ся наднациональные организации, такие как Международный валютный фонд — МВФ, Международный банк реконструкции и развития — МБРР, Европейский банк реконструкции и развития — ЕБРР, Организация стран — экспортеров нефти — ОПЕК и другие. В-пятых, международные экономические отношения реализуются посредством международных правовых норм (международные экономические договоры, соглашения, акты). В-шестых, на международные экономические отношения определенное влияние оказывает военно-политическая мощь государства и его способность отстаивать национальные интересы на международном уровне.
Можно выделить следующие уровни, на которых реализуются международные экономические отношения:
1) микроуровень. На этом уровне субъектами МЭО являются предприятия, банки, финансовые и страховые компании, отдельные граждане, участвующие в МЭО;
2) мезоуровень. На этом уровне в международных экономических отношениях участвуют такие субъекты МЭО как регионы, земли, штаты, провинции;
3) макроуровень. Субъектами МЭО выступают отдельные государства;
4) мегауровень. На этом уровне субъектами МЭО являются уже не отдельные страны, а группы стран Европейский Союз, Организация стран-экспортеров нефти - ОПЕК и др.).
Кроме того, в международных экономических отношениях на этом уровне участвуют также специально созданные наднациональные организации: Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития и другие. Однако на практике не всегда международные экономические отношения замыкаются в рамках одного уровня. Например, экономические отношения российских регионов и республики Беларусь, Европейского банка реконструкции и развития и Ростовской области представляют собой взаимодействие субъектов МЭО на различных уровнях.
Выделяют следующие формы международных экономических отношений:
1) торговля товарами и услугами;
2) международных научно-технический обмен;
3) международное движение капитала;
4) международная миграция рабочей силы;
5) МВКО
Вопрос 15
Трансформация международных экономических отношений в начале третьего тысячелетия.
Факторы, оказывающие влияние на развитие международных экономических отношений в начале третьего тысячелетия:
Эти факторы определили следующие тенденции в развитии международных экономических отношений в 21 веке:
МЭО трансформируются, изменяют свои географические приоритеты и все более приобретают черты единой системы, где отдельные их формы не только тесно связаны, но и взаимообусловлены.
Вопрос 16
Система показателей конъюнктуры рынка
Мировой рынок – представляет собой совокупность рынка товаров и услуг разных государств мира. Элементами рынка являются покупатели и продавцы, т.е. посредники фирмы-производители и фирмы – потребители, государства, ТНК, международные организации, например ВТО. Для определения коньюктуры рынка важную роль играет уровень цен, экономические отношения в государствах, структура издержек, политические факторы.
К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.
Термин конъюнктура происходит от латинского слова conjungo-соединяю, связываю.
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.
Понятие рыночной ситуации включает:
Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:
1.1. объем, структура и динамика предложения; 1.2. производственный и сырьевой потенциал предложения; 1.3. эластичность предложения.
2.1. спрос в дифференциации по следующим признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки; 2.2. потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам).: емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг; 2.3. эластичность спроса.
3.1. соотношение спроса и предложения; 3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг; 3.3. товарная структура товарооборота (продажи, услуг): 3.4. раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами; 3.5. структура продавцов по формам собственности; 3.6. структура покупателей (оптовых - по формам собственности, розничных - по социально-демографическим и другим потребительским признакам); 3.7. региональная структура рынка.
4.1. темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.
5.1. коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом); 5.2. параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.
6.1. региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка; 6.2. региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения) 6.3. региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.
7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика; 7.2. число, размер, частота и динамика сделок; 7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей.
8.1. инвестиционный риск; 8.2. риск принятия маркетинговых решений; 8.3. риск случайных рыночных колебаний.
9.1. число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации; 9.2. общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи); 9.3. уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка; 9.4. раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи); 9.5. доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38