Рефераты. Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)

6) необходимость решения глобальных про­блем. Развитие международных экономических отношений обусловлено необходимостью интег­рации усилий всего мирового сообщества для решения глобальных проблем человечества: эко­логической, продовольственной, энергетической, сырьевой, контроля над ядерным оружием.

Международные экономические отношения, хотя и являются частью экономических отно­шений, имеют свою специфику. Во-первых, они представляют собой взаимодействие эко­номических субъектов разных стран. Во-вто­рых, объект МЭО может как совпадать с объек­том экономических отношений (например, то­вар, услуга, капитал), так и отличаться от него (например, деньги — объект национальных экономических отношений, а валюта — объект международных экономических отношений). В-третьих, международные экономические отно­шения связаны с перемещением, интернацио­нализацией факторов производства (труда, земли, капитала, предпринимательских способ­ностей). В-четвертых, для организации между­народных экономических отношений создают ся наднациональные организации, такие как Международный   валютный   фонд —   МВФ, Международный банк реконструкции и разви­тия — МБРР, Европейский банк реконструк­ции и развития — ЕБРР, Организация стран — экспортеров нефти — ОПЕК и другие. В-пя­тых, международные экономические отноше­ния реализуются посредством международных правовых норм (международные экономичес­кие договоры, соглашения, акты). В-шестых, на международные экономические отношения определенное влияние оказывает военно-поли­тическая мощь государства и его способность отстаивать национальные интересы на между­народном уровне.

Можно выделить следующие уровни, на которых реализуются международные экономиче­ские отношения:

1) микроуровень. На этом уровне субъектами МЭО являются предприятия, банки, финан­совые и страховые компании, отдельные граждане, участвующие в МЭО;

2)  мезоуровень. На этом уровне в международ­ных экономических отношениях участвуют такие субъекты МЭО как регионы, земли, шта­ты, провинции;

3) макроуровень. Субъектами МЭО выступают отдельные государства;

4) мегауровень. На этом уровне субъектами МЭО являются уже не отдельные страны, а группы стран Европейский Союз, Организа­ция стран-экспортеров нефти - ОПЕК и др.).

Кроме того, в международных экономичес­ких отношениях на этом уровне участвуют также специально созданные наднациональ­ные организации: Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк ре­конструкции и развития и другие. Однако на практике не всегда международ­ные экономические отношения замыкаются в рамках одного уровня. Например, экономиче­ские отношения российских регионов и республики Беларусь, Европейского банка реконструк­ции и развития и Ростовской области представ­ляют собой взаимодействие субъектов МЭО на различных уровнях.

Выделяют следующие формы международ­ных экономических отношений:

1)      торговля товарами и услугами;

2)      международных научно-технический обмен;

3)      международное движение капитала;

4)      международная миграция рабочей силы;

5)      МВКО








Вопрос 15

Трансформация международных экономических отношений в начале третьего тысячелетия.

Факторы, оказывающие влияние на развитие международных экономических отношений в начале третьего тысячелетия:

  1. НТП, значительно увеличивший объемы и расширивший ассортимент международного товарообмена, вовлекший в сферу мирохозяйственных связей обмен услугами и технологиями.
  2. обострение глобальных проблем, активизирующее междун. сотрудничество в сфере научно-исследовательских работ, совместного освоения в сфере освоения Земли и Мирового океана.
  3. либерализация внешнеэкономической политики (ослабление мер тарифного и нетарифного регулирования, смягчение нац. миграц. политики).
  4. изменения в системе международного разделения труда (место и роль страны не зависит от природ-климат ресурсов,  зависит от приобретенных ресурсов и стратегических целей междун корпораций.)
  5. процессы региональной экономической интеграции
  6. возрастающее значение в мировом хозяйстве международных корпораций.
  7. создание и постоянное совершенствование системы мирового и регионального регулирования международных экономических отношений
  8. формирование всемирной инфраструктуры международных экономических отношений.
  9. политические факторы.

Эти факторы определили следующие тенденции в развитии международных экономических отношений в 21 веке:

    • Международные экономические отношения из чисто коммерческой деятельности сегодня превратились в важное и необходимое обеспечение всех стадий национального воспроизводственного процесса.
    • Все формы МЭО демонстрируют динамизм развития (рост мировой торговли, новые технологии, междун миграция капитала).
    • Появляются качественно новые способы развития экономических отношений между странами, заключение межд торговых  и трудовых контрактов в сети Интернет.
    • Междун. эк. отн. становятся глобальными
    • В географической конфигурации МЭО происходят изменения (сотрудничество: США и Япония; НАФТА, ЕС, и Япония; усиливаются позиции развивающихся стран на мировом рынке товаров, услуг, капитала, рабочей силы;)

МЭО трансформируются, изменяют свои географические приоритеты и все более приобретают черты единой системы, где отдельные их формы не только тесно связаны, но и взаимообусловлены.

Вопрос 16

Система показателей конъюнктуры рынка

Мировой рынок – представляет собой совокупность рынка товаров и услуг разных государств мира. Элементами рынка являются покупатели и продавцы, т.е. посредники фирмы-производители и фирмы – потребители, государства, ТНК, международные организации, например ВТО. Для определения коньюктуры рынка важную роль играет уровень цен, экономические отношения в государствах, структура издержек, политические факторы.

 К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.

Термин конъюнктура происходит от латинского слова conjungo-соединяю, связываю.

Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.

Понятие рыночной ситуации включает:

  • степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
  • сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
  • уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;
  • масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
  • уровень коммерческого (рыночного) риска;
  • сила и размах конкурентной борьбы;
  • положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

Для реализации поставленных перед изучением конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих ее проявления:

  1. Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели:

1.1. объем, структура и динамика предложения;
1.2. производственный и сырьевой потенциал предложения;
1.3. эластичность предложения.

  1. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:

2.1. спрос в дифференциации по следующим признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки;
2.2. потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам).: емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг;
2.3. эластичность спроса.

  1. Пропорциональность рынка характеризуют показатели:

3.1. соотношение спроса и предложения;
3.2. соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;
3.3. товарная структура товарооборота (продажи, услуг):
3.4. раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;
3.5. структура продавцов по формам собственности;
3.6. структура покупателей (оптовых - по формам собственности, розничных - по социально-демографическим и другим потребительским признакам);
3.7. региональная структура рынка.

  1. Тенденция развития рынка характеризуют показатели:

4.1. темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.

  1. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:

5.1. коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом);
5.2. параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.

  1. Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:

6.1. региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;
6.2. региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения)
6.3. региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.

  1. Деловая активность характеризуется показателями:

7.1. портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;
7.2. число, размер, частота и динамика сделок;
7.3. степень загруженности производственных (торговых) мощностей.

  1. Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:

8.1. инвестиционный риск;
8.2. риск принятия маркетинговых решений;
8.3. риск случайных рыночных колебаний.

  1. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:

9.1. число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;
9.2. общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи);
9.3. уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка;
9.4. раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);
9.5. доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.