Рефераты. Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)

1.            В зависимости от круга членов различают орга­низации всеобщие или ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные эко­номические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств. К таким организациям отно­сятся организации системы ООН — сама ООН и связан­ные с нею соглашениями специализированные учреж­дения.

Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Со­дружество Независимых Государств, Организация аф­риканского единства, Лига арабских государств, Орга­низация американских государств, Совет Европы.

В других случаях возможность членства определяет­ся иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития участвуют только наиболее развитые страны мира. Членами Организации стран — экспортеров нефти являются страны, для которых ос­новным источником доходов является экспорт нефти.

2.            В зависимости от характера компетенции орга­низации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией. В первом случае компетенция не огра­ничена какой-либо одной сферой сотрудничества. При­мером служит ООН, которая может рассматривать прак­тически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компе­тенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на пол­номочиях универсальных организаций, которые не впра­ве принимать обязательные решения, а потому ограни­чиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определенных слу­чаях может принимать юридически обязательные ре­шения.

3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации раз­личают:

-    межправительственные организации, выполняю­щие координационные функции, в которых пере­распределенная компетенция остается совместной для государства и организации;

-    международные организации, выполняющие от­дельные наднациональные функции, обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;

-    наднациональные организации, созданные для фор­мирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобны­ ми функциями наделены наднациональные орга­ны Европейского Союза: Европейский сонет. Европейский парламент и др.

4. По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:

—международные экономические организации сис­темы ООН;

—международные экономические организации, не входящие в систему ООН;

—           региональные экономические организации.

5. В зависимости от сферы международного регули­рования международные организации классифицируют­ся как:

—           международные экономические организации, ре­гулирующие экономическое и промышленное со­трудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединенных Наций по про­мышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);

—           международные экономические организации, ре­гулирующие мировую торговлю (Всемирная тор­говая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные органи­зации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);

—международные валютно-кредитные и финансо­вые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);

—международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТНК и др.);

—международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы пред­принимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).

Членами международных организаций являются только суверенные государства, а не их органы, не смотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Не могут быть членами меж­дународной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в нерав­ных долях.

После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

В международных организациях существует также статус наблюдателя. Он предоставляется государствам - нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации.  

Зачастую неправительственным организациям предо­ставляется консультативный статус, который бли­зок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН. Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как пра­вопреемник, а как государство-продолжатель СССР.




























Вопрос 28

В 1997 г. Россия вступила в  следующие экономические организации – Лондонский и Парижский клубы и в «большую семерку», которая в результате стала «большой восьмеркой». Лондонский клуб объединяет крупнейшие в мире частные банки-кредиторы. Если страна исправно выплачивает долги и проценты по финансовым кредитам, а также имеет репутацию «надежного должника», то она может установить официальные отношения с этим клубом и добиться определенных льгот. В конце ХХ в. экономический кризис в нашей стране привел к тому, что ее внешний долг увеличился, однако она по-прежнему считается «надежным должником». Договор с Лондонским клубом позволил России ослабить долговое бремя и маневрировать своими финансовыми средствами.

Наряду с Лондонским существует еще один международный клуб – стран-кредиторов. Парижский клуб возник в 1956 г. Страны, входящие в Парижский клуб, объединились, поскольку, действуя совместно, легче получить обратно «свои кровные». Часть кредитов, которые выдали эти государства, практически невозможно вернуть (например, страны-должники разорились и т.д.). Поэтому государство-кредитор при вступлении в Парижский клуб безвозвратно теряет часть выданных денег (как бы прощает своих должников), зато выплата остальных ему гарантируется.

«Большая семерка» – объединение ведущих промышленно развитых государств: США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии. Оно было создано для решения наиболее важных, глобальных экономических и финансовых проблем. Встречи глав государств «большой семерки» проводятся каждый год. Со временем круг обсуждаемых актуальных тем расширился. И теперь большое внимание уделяется таким важнейшим вопросам, как загрязнение окружающей среды, сохранение энергоресурсов, международная преступность, торговля наркотиками и др. С 1997 г. Россия является полноправным членом этого самого престижного международного клуба.

Россия  является членом Международного валютного фонда и Мирового банка. Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада советского Союза. Постепенно в нее вошли почти все государства – бывшие советские республики (кроме стран Балтии). В 2002 г. СНГ состоит из 12 государств. Россия играет в содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации.

Главные цели и задачи СНГ – развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР.  Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу ХХ в. почти все государства содружества находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили политические конфликты, например между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Россия и Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств.

Внутри СНГ происходят процессы интеграции (т.е. объединения). Политический и экономический союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный договор. Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить свое влияние в государствах – бывших советских республиках. Поэтому России пришлось взять на себя охраны внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн. русского и русскоязычного населения.
























ВОПРОС 29

Суть межд. движения капитала: изъятие части капитала из процесса нац. оборота к-либо страны и включение в производственные процесс или иное обращение в др. гос-вах в самых различных формах. Сначала вывоз капитала был свойственен развитым гос-вам (вывоз пр-ва поближе к источникам дешевого сырья). Сегодня вывоз свойственен для любой страны, эк-ка к-ой динамично развивается (особенно НИС). Причина вывоза капитала – его относительный избыток, когда он в целях прибыльного инвестирования устремляется за границу. Причина избытка – темпы роста капитала опережают темпы роста ВВП и товарного экспорта. С сер. 60-х гг. заграничные капиталовложения увеличились в 4 раза, в 80-е гг. объем их = 450 млрд. долл, в н. 90-х гг. = 2,2 трлн. долл. Быстрый рост финансовых ресурсов связан с тем, что после структурных кризисов происх. качественно новое развитие пром-ти + НТП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.