1. В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава.
Всеобщие или универсальные международные экономические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств. К таким организациям относятся организации системы ООН — сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учреждения.
Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Организация американских государств, Совет Европы.
В других случаях возможность членства определяется иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития участвуют только наиболее развитые страны мира. Членами Организации стран — экспортеров нефти являются страны, для которых основным источником доходов является экспорт нефти.
2. В зависимости от характера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией. В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные решения, а потому ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определенных случаях может принимать юридически обязательные решения.
3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации различают:
- межправительственные организации, выполняющие координационные функции, в которых перераспределенная компетенция остается совместной для государства и организации;
- международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;
- наднациональные организации, созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобны ми функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский сонет. Европейский парламент и др.
4. По организационному признаку международные экономические организации подразделяются на:
—международные экономические организации системы ООН;
—международные экономические организации, не входящие в систему ООН;
— региональные экономические организации.
5. В зависимости от сферы международного регулирования международные организации классифицируются как:
— международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики (ПРООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию - ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.);
— международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю (Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные организации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);
—международные валютно-кредитные и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка);
—международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТНК и др.);
—международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (международные союзы предпринимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации).
Членами международных организаций являются только суверенные государства, а не их органы, не смотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях.
После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.
В международных организациях существует также статус наблюдателя. Он предоставляется государствам - нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации.
Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус, который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН. Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство-продолжатель СССР.
Вопрос 28
В 1997 г. Россия вступила в следующие экономические организации – Лондонский и Парижский клубы и в «большую семерку», которая в результате стала «большой восьмеркой». Лондонский клуб объединяет крупнейшие в мире частные банки-кредиторы. Если страна исправно выплачивает долги и проценты по финансовым кредитам, а также имеет репутацию «надежного должника», то она может установить официальные отношения с этим клубом и добиться определенных льгот. В конце ХХ в. экономический кризис в нашей стране привел к тому, что ее внешний долг увеличился, однако она по-прежнему считается «надежным должником». Договор с Лондонским клубом позволил России ослабить долговое бремя и маневрировать своими финансовыми средствами.
Наряду с Лондонским существует еще один международный клуб – стран-кредиторов. Парижский клуб возник в 1956 г. Страны, входящие в Парижский клуб, объединились, поскольку, действуя совместно, легче получить обратно «свои кровные». Часть кредитов, которые выдали эти государства, практически невозможно вернуть (например, страны-должники разорились и т.д.). Поэтому государство-кредитор при вступлении в Парижский клуб безвозвратно теряет часть выданных денег (как бы прощает своих должников), зато выплата остальных ему гарантируется.
«Большая семерка» – объединение ведущих промышленно развитых государств: США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии. Оно было создано для решения наиболее важных, глобальных экономических и финансовых проблем. Встречи глав государств «большой семерки» проводятся каждый год. Со временем круг обсуждаемых актуальных тем расширился. И теперь большое внимание уделяется таким важнейшим вопросам, как загрязнение окружающей среды, сохранение энергоресурсов, международная преступность, торговля наркотиками и др. С 1997 г. Россия является полноправным членом этого самого престижного международного клуба.
Россия является членом Международного валютного фонда и Мирового банка. Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада советского Союза. Постепенно в нее вошли почти все государства – бывшие советские республики (кроме стран Балтии). В 2002 г. СНГ состоит из 12 государств. Россия играет в содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации.
Главные цели и задачи СНГ – развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу ХХ в. почти все государства содружества находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили политические конфликты, например между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Россия и Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств.
Внутри СНГ происходят процессы интеграции (т.е. объединения). Политический и экономический союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный договор. Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить свое влияние в государствах – бывших советских республиках. Поэтому России пришлось взять на себя охраны внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн. русского и русскоязычного населения.
ВОПРОС 29
Суть межд. движения капитала: изъятие части капитала из процесса нац. оборота к-либо страны и включение в производственные процесс или иное обращение в др. гос-вах в самых различных формах. Сначала вывоз капитала был свойственен развитым гос-вам (вывоз пр-ва поближе к источникам дешевого сырья). Сегодня вывоз свойственен для любой страны, эк-ка к-ой динамично развивается (особенно НИС). Причина вывоза капитала – его относительный избыток, когда он в целях прибыльного инвестирования устремляется за границу. Причина избытка – темпы роста капитала опережают темпы роста ВВП и товарного экспорта. С сер. 60-х гг. заграничные капиталовложения увеличились в 4 раза, в 80-е гг. объем их = 450 млрд. долл, в н. 90-х гг. = 2,2 трлн. долл. Быстрый рост финансовых ресурсов связан с тем, что после структурных кризисов происх. качественно новое развитие пром-ти + НТП.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38